Tele2 запустила сеть LTE в Омской области

Покрытие LTE Tele2 в Омской области, по заявлению Tele2, доступно для 58% населения. В Омске говорится о 100% охвате населения. Учитывая, что задействован диапазон 1800 МГц, для обеспечения такого охвата компании требовалось поставить в несколько раз меньше баз, чем тем конкурентам, которые строят сети в диапазоне 2.5-2.7 ГГц b7. 


Tele2 разворачивала сеть постепенно, уже в 1q2017 сеть работала в отдельных местах Омска. К сегодняшнему дню покрытие существенно расширилось.

Для Tele2 - это 26-й регион с LTE. Известно также, что сеть LTE строится в Калужской области и Марий-Эл, да и другие регионы не за горами, но в компании не сообщают о тех из них, где число базовых станций LTE пока не позволяет говорить о полноценной сети.

В Омской области действуют сети LTE у всех конкурентов - совместная сеть Билайн и МТС, а также сеть МегаФона. МТС уже заявлял о 80% охвате населения области покрытием LTE.

Здорово, что в Омск приходит современная связь. Но хотелось бы, чтобы там еще и дороги построили, впрочем, это уже задача для местных властей, а не для операторов сотовой связи.

+ +

Еricsson показала демо 5G, включая 5G New Radio в Индонезии

Ericsson сообщила о завершении первого показа технологии 5G в Индонезии, включая показ 5G New Radio и несколько пользовательских кейсов, например, управление рукой робота с сенсорами движений, а также видеостриминг 4К. В ходе демонстрации была достигнута пиковая скорость в 5,74 Гбит/c. Задержка распространения сигнала не превышала 3 мс.


Для операторов, переход к 5G - это потенциал получить рост доходов на 34% в доходах 2026 года по-сравнению с 2016 года, утверждает глава представительства Ericsson в Индонезии. Потребители смогут пользоваться новыми современными приложениями, такими, как дополненная реальность и видеостриминг 4K. Кроме того, 5G сделает возможным широкое распространение приложений, связанных с умным транспортом, телемедициной, созданием значимых возможностей. Как ожидается, 5G начнет внедряться в 2020 году или чуть ранее.

Тестовая инсталляция Ericsson, по данным компании, включает все функциональности, которые требуются для прекоммерческих испытаний и поддержки бимформинга и трекинга, многопользовательской MIMO технологии, многосайтовой передачи, а также динамического дуплексирования с разделением времени.

Показы состоялись в ходе трехдневного ивента, посвященного эволюции радиоподсистемы, промышленного облака, подключенных B2B приложений и цифровых решений для бизнеса.

К сожалению, в источнике не сказано, какая частота и полоса была задействована в тестах.

+ +

Конспекты: Билайн и новые роуминговые предложения

Конспект встречи с менеджментом ВымпелКом для вас - в рамках этой встречи компания представила новые роуминговые предложения. А с ним и мои мнения о новинке.

Суть предложений изложена в видео. Это, если коротко. А в конспекте ниже - подробнее. . 


Встречу открывал Андрей Быкасов, директор по корпоративным коммуникациям ПАО "ВымпелКом", он представил собравшимся журналистам Ирину Лебедеву, директора по маркетингу массового рынка, и исполнительного вице-президента по блоку B2B Марека Слачика.

МС. Как вы знаете, Билайн исторически уделял немалое значение международному роумингу. В России поездки за рубеж доступны не только самым обеспеченным слоям населения, некоторые поездки в состоянии себе позволить обычные граждане страны.

По мере роста проникновения смартфонов, роль роуминга в формировании позитивного клиентского опыта постоянно росла. Люди не только хотят поддерживать связь с родственниками и близкими людьми, оставшимися дома, но также относятся к смартфонам, как во-первых, средству делиться своими впечатлениями от поездки со всем миром, а во-вторых, как удобному инструменту для взаимодействия с этим миром - получения разнообразной информации и каких-то действий в сети - пользования теми же картами, например. 
Сейчас многие совсершенно не представляют свою жизнь без смартфонов. 

Мы в прошлом уделяли немалое значение вопросам роуминга, пытаясь демистифицировать эту услугу.  Многие клиенты считали, что роуминг - это обязательно дорого, что это непредсказуемо в плане размера затрат, да и не очень удобно. Они хотели простой услуги, которая, к тому же, обеспечивала бы им возможность контроля за своими расходами. 

Мой персональный опыт - 5 лет в Скандинавии, где роуминговые услуги весьма развиты. В Швеции, например, был запущен глобальный роуминг LTE в числе первых стран, которые начали предоставлять такую услугу. Развит роуминг и в Дании, где я также работал пару лет тому назад. Тем более интересно мне было узнать, что Билайн, по-сути, возглавил список мировых операторов со своей "роуминговой революцией" 2014 года. Если на 2012 год тариф за МБ составлял 769 руб., то в 2014 году он упал до 5 руб. за 1 МБ. Тем самым российский оператор опередил целый ряд операторов из других стран. ВымпелКом сделал расценки на передачу данных в роуминге посильными для роумеров. Кроме того, абонентам были предоставлены пакеты по цене 200 руб. за 40 МБ.

В 2016 году мы повысили доступность голоса, в частности, предложив в ряде стран 10 минут в сутки за 100 рублей. Скидка относительно предыдущего уровня расценок была значительной. 

Что не менее важно, так это то, что наш роуминг работает автоматически. Если услуга data-роуминга не отключена, то не нужно ничего подключать, а затем отключать (АБ: забывать отключать и "попадать на деньги"), возвращаясь из поездки. Это дало существенный плюс к пользовательскому опыту. Также мы посчитали неправильным, чтобы абонент платил какую-либо абонплату или в целом какие-то постоянные платежи за одно лишь намерение пользоваться роумингом. Подход Билайна - если пользуешься, то платишь, если не пользуешься, то не платишь. Важным было также то, что услуга стала действовать сразу в 77 различных странах мира!

Насколько мы можем судить по результатам опросов, рынок позитивно отнесся к нашей инициативе. Вырос уровень удовлетворенности нашими услугами у клиентов "ВымпелКом", для россиян в возврасте 14-45 лет "Билайн" является лидером в восприятии доступности цен в роуминге среди всех российских операторов связи. (АБ: данные Brand Health Tracking, 3q2016).



Итоги 2016 года также подтверждают правильность нашей стратегии: клиенты компании в роуминге стали больше пользоваться мобильным ШПД и голосовыми звонками. Пользование услугами мобильного ШПД в роуминге выросло на 54%. На 100% вырос трафик в сетях LTE в роуминге. Голосовй трафик вырос на 38%.

На слайде показаны также и другие интересные цифры. Прежде всего, следует отметить, что более четверти тех абонентов, которые пользуются услугами мобильного роуминга, потребляют больше 40 МБ  в сутки. (АБ: отметим, что 75% потребляют, соответственно, меньше - это на заметку тем, кто считает, что 100 МБ в сутки - малым объемом). Соответственно, можно говорить о том, что у клиентов есть потребность, которую мы можем и должны удовлетворить.

Кроме того, мы видим по результатам анализа биллинговых данных, что на сегодня более половины всех пользователей смартфонов в роуминге пользуются мобильным интернетом. И это дает нам основания надеяться на востребованность наших новых предложений.

АБ: Далее микрофон перешел от Марека Слачика к Ирине Лебедевой, которая и представила новое предложение собравшимся.



ИЛ: Действие новых предложений начинается с 5 апреля 2017 года.

Этот сезон порадовал нас тем, что количество людей, выезжающих за рубеж, с начала года выросло на 14% по-отношению к прошлому году. Собственно, рост произошел впервые за 2 года.  Мы также видим, что объем потребления мобильного трафика в роуминге вырос примерно на 80% год к году.  Клиенты, очевидно, меньше себя сдерживают в желании поделиться фотографией, почитать новости или запостить какую-то информацию.

Как вы знаете, в домашней сети, основа нашего продуктового предложения - это пакетные тарифы. Большая часть абонбазы "Билайн" пользуется тарифами линейки "Всё".  Естественно, что мы первыми представили пакеты для голоса и данных в роуминге. Благодаря переходу на пакетную тарификацию, мы стали компанией, которая потребляет в сетях роуминг-партнеров существенные объемы трафика. И это позволило нам вести переговоры с партнерами на выгодных для нас условиях, позволяющих нам снизить цены для клиентов. В частности, мы сообщали партнерам, которые не готовы были идти на уступки, что будем информировать прибывающего в страну абонента о том, что в данной стране действуют высокие тарифы на роуминг и мы рекомендуем пользоваться Wi-Fi. Мы это и делали, поскольку у нас не стоит задача получения сиюминутной выгоды, мы хотим, чтобы абоненту было прежде всего комфортны наши услуги, чтобы он не получал неожиданные для него счета.

Этот аргумент хорошо действовал и нам удалось добиться отличных результатов - в список стран, где действуют наши единые тарифы добавилось 18 стран.


Соответственно, на сегодняшний день территория "выгодного интернета" для абонентов Билайн выглядит так:


Это все самые популярные страны, куда ездят наши туристы. Будем работать над наращиванием их количества.

Одним из наших фокусов является предоставление клиентам качественной связи. Мы понимаем, что те клиенты, которые приобрели смартфон, особенно, смартфон с поддержкой 4G - технологии, привыкнув пользоваться быстрым и высококачественным интернетом в домашней сети, хотят использовать этот телефон "по полной" и в поездке за рубеж. Поэтому мы работаем с партнерами из различных стран для расширения списка стран, где для наших абонентов возможен автоматический LTE-роуминг.

По нашим внутренним оценкам, ВымпелКом на сегодня является лидером среди всех российских операторов по числу стран, где действует автоматический LTE-роуминг для наших клиентов (АБ: у Билайна 96 стран в роуминге LTE) и планируем и дальше наращивать число партнеров в самое ближайшее время.

Суть апрельской "революции" Билайн. 

Как уже говорил Марек, многие наши клиенты, привыкнув пользоваться мобильным интернетом - 200 рублей  за 40 МБ, стали наращивать потребление. Оценив эту потребность, мы решили предложить клиентам "безлимитный интернет" в роуминге. За 350 рублей в сутки. Это подключаемая  опция. Клиент сам решает - в какой момент еще подключить, следует ли ее подключать. Или когда ее отключить. Если интернетом не пользуешься, то как и ранее списывания средств со счета абонента не происходит.  Сеть будет информировать клиента о подключении услуги, об объеме использованных услуг, об остатке на счете. В Личном Кабинете можно будет посмотреть, насколько выгодным для вас было это подключение. И, при необходимости, отключить.

Мы просмотрели статистику пользования, с использованием механизма BigData, какому числу клиентов уместно будет предложить эту услугу, чтобы уже при следующем выезде за границу, они не попадали на ограничение в 200 рублей. .Части наших клиентов мы эту услугу предложим в режиме try & buy в самое ближайшее время. После того, как в рамках опции стоимостью 350 рублей, клиент потребит 100 МБ, скорость доступа для него будет снижена до 128 кбит/c, чтобы клиент не слишком вышел из лимитов о которых мы договорились с нашими партнерам. Далее, по мере роста потребления трафика нашими клиентами, мы возможно добавим набор услуг. Например, "турбо-кнопки" и т.п. В общем, будем исходить из реальных потребностей нашей аудитории.

Второе предложение, не менее нас радующее. Мы смогли включить в наш тяжелый тарифный план "Все за 1800" возможность не платить ничего сверху для тех клиентов, которые ездят за рубеж. Они теперь смогут использовать влкюченный объем интернета в роуминге без доплаты. То есть, заплатив 1800 рублей, вы получаете ТП, который "закрывает" все основные потребности клиента в области коммуникаций в России. Благо в него включены значительные пакеты голоса, интернета. И можено будет пользоваться мобильным интернетом в роуминге и без дополнительной оплаты. Но скорость будет предоставляться лишь до 128 кбит/c. Этой скорости может хватить для потребления новостей, поиска информации в сети, размещения статуса в соц. сети, пользования Instagram и так далее. В дальнейшем будем мониторить реальное потребление клиентами и придумывать, как стоит развивать тарифную линейку.


Итак, что мы предлагаем клиентам? 

У нас остается базовый ТП для роумеров - 200 руб за 40 МБ. Он действует уже несколько лет и привычен абонентам. Отмечу, это хорошо характеризует нас как оператора, способного расти, несмотря на изменения курсов валюти, например, отдельных инициатив Евросоюза и т.п.  При этом мы гарантируем качество услуг нашим клиенам.

Для тех клиентов, которые хотели бы пользоваться мобильным интернетом в роуминге чаще, мы предлагаем опцию "безлимитный интернет" за 350 рублей.

И для клиентов, для которых роуминг - это ежедневная или еженедельная необходимость, смогут получать "безлимитный" мобильный интернет на скорости до 128 кбит/c в рамках привычного тарифа "Всё за 1800". Без каких-либо доплат за международный интернет в роуминге.

+ +

Сессию Q&A, извините, не осилил. Если какие-то вопросы остались, готов на них ответить, насколько смогу.


Мое мнение относительно новинок и доп. информация

В целом - положительное. Удобство стоит своих денег, а автоматический роуминг LTE - это, конечно, удобно. Кроме того, выросло разнообразие предложений, а учитывая фрагментацию пользователей, очень существенно всегда предлагать потребителям хотя бы небольшой выбор вариантов.

Для активации услуги требуется разовая USSD-команда. Это удобнее, чем покупать местную SIM-карту и возиться с ее активацией. Услуга будет действовать вплоть до ее отключения. В дни, когда / если, пользования мобильным интернетом в роуминге не будет, то не будет сниматься и абонплата.

Можно говорить об удешевлении мобильного интернета, при его "оптовом" подключении. Если 40 МБ за 200 рублей, это было 5 руб. за каждый МБ, то теперь можно рассчитывать на 3,5 руб за каждый МБ в пакете из 100 МБ. Это неплохо.

128 кбит/c - это, конечно, небольшая скорость, поэтому название "безлимит" применимо к новым предложениям условно. Тем не менее, для ряда мобильных приложений - этого достаточно, поэтому даже через такой нано-канал просочится и картинка в Instagram и небольшой пост в Facebook или ВК. Для многих это решение проблем. Возможно этого хватит и для навигации. Но в целом, конечно, следует полагаться на 100 МБ в сутки, стараясь уложится именно в эту сотку.

Можно отметить, что предложение ВымпелКом созвучно предложению Tele2. И то, что конкуренты этих компаний роумеров не особо жалют, похоже, воспринимая их исключительно как возможность на них заработать, в том числе и в роуминге.

Предложение вводится без срока действия, это не временная акция.

Тарифы на голос в роуминге не меняются. Благо компанию устраивает тот микс входящих и исходящих звонков, который мы наблюдаем.

Мое мнение, услуга может "выстрелить", повысить проникновение пользования автоматическим роумингом при поездках за границу, услуга не будет нишевой, а станет вполне массовой. Постепенно.

Из сомнений. Что, если в какой-то день за границей, абонент решает не пользоваться мобильным интернетом. Выключает опцию передачи данных в роуминге на своем аппарате. Но, как известно, аппарат в ряде ситуаций может все равно генерить какой-то, возможно, достаточно минималистичный трафик - сотни байт, килобайты. Без ведома клиента. Не включит ли этот трафик тарификацию, что может привести клиента к мыслям, что "меня обкрадывают". Судя по длительному опыту эксплуатации услуги 40 МБ за 200 руб., эта проблема какое-то решение имеет. То ли описанная ситуация возникает редко. То ли у ВымпелКома есть какое-то техническое решение на этот счет, которое "не замечает" трафик ниже какого-порога "отсечки". То ли клиенты, даже попав на списание, не жалуются (в это мне поверить сложно). В общем, раз существует 40 МБ за 200 руб., да еще и предактивированная, значит и со 100 МБ за 350 руб. _новых_ проблем не возникнет.

Услуга мне кажется намного более интересной, чем попытки продвигать собственные IP-звонилки, в том числе, для VoIP-звонков из-за рубежа операторами. Впрочем и здесь Билайну будет что предложить (VEON), но об этом - в другой раз.

Вполне очевидно, что в дальнейшем желательно будет предложить клиентам и ряд других опций типа Турбокнопки - на случай, что скорость при работе в зарубежном роуминге понадобилась уже после исчерпания разрешенного лимита в 100 ГБ в тарифе 100 ГБ за 350 руб.

+ + 

Репортажи: Билайн представил новые тарифные предложения для ездящих за рубеж

Марек Слачик, представляет новые роуминговые предложения компании. Актуальная тема, учитывая приближение лета.


Марек Слачик анонсирует услуги роуминга для ездящих за рубеж

Роуминг Билайн - действует в 77 странах, не пользуешься - не платишь, без абонплаты, не нужно ничего подключать и отключать, когда возвращаешься (и забывать, попадая на деньги). Эти подходы сказались - абоненты считают цены Билайн в роуминга самыми доступными среди российских абонентов (данные Brand Health Tracking, 3q2016). >25% клиентов тратят в роуминге более 40 МБ в сутки; >50% абонентов Билайн со смартфонами пользуются мобильным интернетом в роуминге на сегодня. Что же предложить, чтобы привлечь и остальных к пользованию?
А теперь микрофон перешел к Ирине Лебедевой. 

Ирина Лебедева 
Говорит о росте числа абонентов, выезжающих за границу с конца 2016 года. С 5 апреля добавляется 18 новых стран в список "выгодного интернета" Билайн.

Среди новых стран: Австралия, Алжир, Бангладеш, Бразилия, Доминикана, Коста Рика, Колумбия, Макао, Мексика, Монголия, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Тунис... Южная Корея. Теперь в списке 5 руб за МБ - 90 стран мира.

Фокус на LTE-роуминг. Уже 96 стран, где доступен автоматический LTE-роуминг для абонентов Билайн. Это лидерство на российском рынке среди операторов Б4 (по крайней мере, насколько я знаю). #этовсебылапрелюдия

Итак, предложение: 350 руб в сутки "безлимитный" интернет в роуминге. Если абонент в какой-то день не пользуется, с него ничего не списывается. Плюсы: полная предсказуемость. До 100 МБ в сутки - макс.доступная скорость, далее до конца суток - 128 кбит/c.

Второе: Впервые домашний пакет мобильного интернета можно расходовать за границе БЕЗ доплат. Для абонентов тарифа "Всё за 1800". Но за границей скорость будет до 128 Кбит/с.

Разумеется базовый тариф 40 МБ за 200 рублей тоже остается для желающих. Т.е. всего три тарифных предложения.

+ +

пресс-релиз компании

5 апреля 2017 года, Москва. ПАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») в преддверии отпускного сезона представляет сразу несколько предложений для путешественников. С 5 апреля в 90 странах мира клиентам «Билайн» доступны для подключения: новая опция «Безлимитный интернет в роуминге» за 350 рублей в сутки, а также новый тариф «ВСЁ за 1800», пакет интернета которого можно будет расходовать за границей. Кроме этого, «Билайн» расширил географию присутствия в странах LTE. Таким образом, интернет на высоких скоростях доступен клиентам «Билайн» уже в 96 странах мира.

БОЛЬШЕ СТРАН С ЛЬГОТНЫМИ ЦЕНАМИ
По данным аналитиков ПАО «ВымпелКом», мобильный интернет за границей стал главным трендом 2016 года. Только за последний год уровень потребления интернет-трафика в целом, так и на одного абонента вырос на 54%. И все это благодаря доступным ценам – стоимость пакета интернета «Билайн» в роуминге составляет всего 200 рублей за 40Мб (далее 5 рублей за 1Мб). Такая же стоимость на интернет с 5 апреля станет доступна путешественникам уже в 90 странах мира. Среди них 18 новых стран: Австралия, Саудовская Аравия, Макао, Доминиканская республика, Бразилия, Мексика, Чили, Перу, Коста Рика, Колумбия, Монголия, Алжир, Пакистан, Бангладеш, Тунис, Марокко, Южная Корея, ЮАР.

БЕЗЛИМИТНЫЙ ИНТЕРНЕТ В РОУМИНГЕ
Более 25% клиентов «Билайн» используют в международном роуминге свыше 40 Мб интернет-трафика в сутки. Специально для них «Билайн» создал новую опцию – безлимитный интернет за 350 рублей в сутки. Опция действует на территории 90 стран мира. Все расходы на интернет прозрачны и предсказуемы. Первые 100 Мб трафика расходуются на максимально возможной скорости, всё остальное время до окончания суток скорость мобильного интернета составляет 128 Мбит/с. Этой скорости достаточно для того, чтобы пользоваться социальными сетями, картами, проверять мобильную почту, переписываться и звонить через мессенджеры и т.д. 
Активировать опцию можно с помощью команды *110*20171#.

РЕВОЛЮЦИЯ В РОУМИНГЕ
«Билайн» стал первым оператором в России, кто открыл своим клиентам возможность расходовать интернет-трафик за границей из пакета своего домашнего тарифа. Воспользоваться этим предложением смогут клиенты нового тарифа «ВСЁ за 1800», где объем пакета интернета составляет 15 Гб. Скорость передачи данных составляет 128 Kбит/с, которой достаточно для комфортного использования социальных сетей, просмотра почты, общения в мессенджерах, в том числе и звонков и т.д. Стоимость 1Мб сверх пакета составляет 5 рублей.

РАСШИРЕНИЕ ГЕОГРАФИИ В СТРАНАХ LTE 
«Билайн» постоянно расширяет состав стран LTE, чтобы клиенты могли пользоваться мобильным интернетом на высоких скоростях. Теперь клиенты «Билайн» могут пользоваться мобильным интернетом в роуминге на высокой скорости в 96 странах. 

БАЗОВЫЕ ПАКЕТЫ МИНУТ И ИНТЕРНЕТ
Популярные благодаря своим доступным ценам базовые пакеты минут и интернет остаются неизменными. В странах СНГ доступен пакет из 10 минут за 100 рублей, в странах Европы и других популярных направлениях – пакет из 20 минут за 200 рублей. Пакеты минут и интернета действуют автоматически и не имеют абонентской платы. После исчерпания пакета цена за минуту останется прежней – 10 рублей, а цена 1 Мб – 5 рублей. 
Более подробная информация о новых предложениях «Билайн» в международном роуминге будет доступна на сайте www.beeline.ru

Конспекты: Андрей Патока ответил на вопросы про новую линейку тарифов Tele2 Россия



Что будет с цветными тарифами?

АП: С сегодняшнего дня "цветные тарифы" для покупки недоступны.

Что у новых тарифов с роумингом? 

АП: Этот вопрос стоит разделить на две части. Роуминг у нас бывает международный и внутристрановой.

По международному роумингу практически ничего не меняется. У нас и так были очень хорошие ценовые предложения. Нам сейчас приходится предпринимать немало усилий для того, чтобы их сохранить. Не секрет, что из-за изменений курса рубля за последние два года (АБ: падения курса рубля) себестоимость этих услуг для оператора растет. Мы, в свою очередь, делаем все возможное, чтобы снижать в межоператорских соглашениях себестоимость нашего трафика, чтобы ничего не менять для абонентов.

Что касается роуминга внутристранового, хочу подчеркнуть важную особенность новой линейки ТП. При путешествиях по стране услуги интернет-доступа предоставляются по цене домашнего региона. Мы ничего с наших клиентов дополнительно при путешествиях не берем. И опять же, для современных пользователей, которые пользуются мессенджерами и соцсетями не только для текстинга, но и для голосовой связи, это означает, что они получают дополнительные возможности бесплатных голосовых услуг (в рамках платежа за пакет). Тарифы на голосовую связь в роуминге у нас и так были комфортными, здесь мы ничего не меняли, тем более, что правила присоедннения и пропуска трафика (АБ: установленные регулятором и устаревшие много лет назад) остались теми же самыми.

Как изменится рекламная кампания в связи с выводом новых тарифов? 

АП: Подождите, и увидете.

Почему сократились объемы включенных в пакеты SMS?

АП: Не потому, что нам жалко. Мы видим непрерывное снижение объемов потребления SMS. Этот сервис становится мало востребованным у ряда категорий пользователей. И чтобы не перегружать наше предложение и не обманывать клиентов (АБ: ненужными им услугами) скореектировали размеры включенных предложений. Мы знаем, что на рынке есть пакеты в которые включено 3000 SMS, например. Друзья, ну кто отправляет SMS в таких количествах? Наш анализ статистики пользования показывает, что объемы SMS-пакетов в новой линейке тарифов - более, чем достаточен для абсолютного большинства пользователей. Зато сегодня, если вы хотите что-то быстро обсудить, вы можете пользоваться тарифом внутри Tele2, ничего за это не платя и не расходуя включенный пакет минут. Нам кажется, что сейчас легче позвонить, чем писать SMS. (АБ: нельзя конечно считать это заменой. Текстинг многие используют вместо голоса не из экономии, а по целому ряду разнообразных других причин, например, на уроке, совещании, в кинотеатре, рядом со спящим человеком и т.п. и т.д, когда голосовая связь неуместна. Некоторые вещи проще написать, чем сказать. Другое дело, что SMS - это, конечно, архаика, когда есть 100500 мессенджеров и соцсети).

Тариф "Мой Tele2" подразумевает, что 7 рублей снимается ежедневно, даже если не пользоваться в какой-то день услугами?

АП:  Конечно, это сумма списания в сутки. Удобство здесь в том, что если раньше вы были на тарифе 299 руб/месяц и у вас было 500 руб на счете, то через месяц пользования биллинг бы вас отключил, несмотря на положительный баланс счета, т.к. остатка не хватало на оплату следующего месяца. А теперь вы сможете продолжать оставаться на связи на все 500 рублей.

Почему у Tele2 нет тарифов для подключения роутеров и тарифов для подключения IoT?

АП: У нас есть соответствующие предложения. Сегодня хотелось поговорить о новой линейке тарифов, что называется, для "живых людей". Есть у нас и тарифный план для пользователей, например, которые не хотят пакетные тарифы. Для тех, кто любит платить ровно за то, что они потребили. Это pay-as-you-go тарифы. Раньше он назывался "Оранжевый", теперь для простоты мы его назвали "Классический". Он по-прежнему для клиентов интересен и выгоден, параметры его не менялись, сменилось только название. Но сегодня хотелось бы говорить о пакетной линейке.

В чем смысл тарифа с посуточной оплатой для оператора?

АП: Нам главное - чтобы это было выгодно клиенту. Мы наблюдаем снижение среднего остатка на счете (АБ: очевидный признак обеднения населения, снижения свободно-располагаемого дохода), сделали шаг навстречу абонентам, предложив им тариф, который позволяет оставаться на связи даже после падения остатка на счете до уровней ниже ежемесячного платежа. Это также способ попробовать "что такое Tele2" - можно взять нашу симку, положить на нее 100-200 рублей и пару недель с ней походить.

Какая доля абонбазы пользуется услугой "Перенос остатка"?

АП: 100% абонентов открытых тарифных планов (т.е. все абоненты "цветных" тарифов с конца января были подключены к этой услуге. (АБ: справедливости ради - вопрос был о числе пользующихся, т.е. тех, кто на конец  месяца обладал балансом выше ежемесячного платежа. Понятно, что таких не 100%. Впрочем, это не самый интересный вопрос).

Почему Tele2 не предоставляет безлимитные тарифы? 

АП: Реальная потребность в безлимитных ТП есть у очень небольшой части абонбазы. Часть из этих людей по-сути злоупотребляет этой возможностью, например, ведут непрерывное скачивание торрентов по сети мобильного доступа. Мне не кажется это справедливым, поскольку для обслуживания этой очень небольшой категории абонентов, телеком-операторы, вся отрасль связи, должны тратить непропрорционально много усилий и ресурсов - частотных и инвестиционных. Если мы хотим, предоставляя безлимитный доступ, по-прежнему держать хороший уровень качества услуг, то неизбежно пришлось бы поднимать цены на услуги. Чтобы была возможность поддерживать сеть в необходимом состоянии.

Мы всегда, как вы помните, к анлимам относились ... осторожно. Именно поэтому в ряде регионов не выводили безлимитные предложения на рынок. Поскольку считаем такой подход несправедливым, нечестным по-отношению к нашим клиентам. Абсолютному большинству клиентов компании хватает на месяц 10 ГБ. Есть, безусловно, какое-то число пользователей, которым нужно больше - им мы адресуем тариф с включенными 30 ГБ. Справедливо, что он стоит несколько дороже, ведь эти абоненты куда активнее "грузят" ресурсы сети.  При этом наше предложение все равно остается доступным по цене - оно сопоставимо по-стоимости с предложениями безлимитного фиксированного интернета. Но ведь понятно, что потребительские качества интернета, который всегда с нами и интернета, привязанного к одной точке - это далеко не одно и то же. А некоторым хочется, чтобы это был не просто безлимитный интернет, но при этом еще и мобильный интернет...  Но при этом нужно, чтобы это был еще и интернет хорошего качества, без ограничений по скорости, например. В рамках наших предложений с лимитами в 12 ГБ, в 30 ГБ, мы можем это обеспечить.

(АБ: Разделяю эту позицию. Сделать безлимитный быстрый мобильный ШПД везде можно... только это потребует от операторов, скажем, на порядок больших инвестиций в сети и частоты, нежели чем сейчас. Чтобы их вернуть в те же сроки окупаемости, им потребуется поднять цены... на порядок? Ради 1-3% абонентов все остальные абоненты должны будут платить за услуги в несколько раз дороже чем сейчас? Или мириться со снижением качества услуги? Когда вроде бы и покрытие есть, и тариф безлимитный, но интернет еле живой - как у иных операторов бывает. В общем, на мой взгляд, достаточно большие пакеты - 12 ГБ, 30 ГБ - это наиболее честный подход. Который и основной массе абонентов позволит пользоваться сетью с комфортом, и оператору даст возможность отбить свои инвестиции и иметь что вложить, например, в развитие сетей 5G, которое уже пора потихоньку начинать через годик-другой. )

Что с тетерингом и торрентами? 

АП: Можно пользоваться в объеме своего пакета без дополнительных затрат.

Ожидаете ли увеличения выручки от ввода новых тарифов?

АП: Да. Прежде всего, за счет привлечения новых клиентов.

Насколько активно Tele2 оснащает ветки железных дорог, выходящих из Москвы в область? Почему зачастую именно у Tele2 покрытие лучше, чем у операторов Б3?

АП: Мы выходили в Москву позднее других операторов и могли учитывать при планировании сети современные потребности абонентов. Кроме того, технологически используемый нами частотный диапазон позволяет добиваться лучшего покрытия в электричках, чем диапазон b7 2.5-2.7 ГГц. В общем, это сочетание удачно сложившихся для нас факторво и сознательной позиции - дать абонентам хороший пользовательский опыт. Это касается и МЦК, мы пошли на инвестиции, чтобы обеспечить хорошее покрытие МЦК.

Какие мессенджеры и соцсети вошли в список нетарифицируемых?

АП:  Facebook, ВК, Одноклассники, WhatsApp, Viber. Выбирали, гляда на профиль пользователей нашей сети. Трафик в этих сетях и мессенджерах, включая не только текстинг, но и передачу голоса и видео - не тарифицируется в новых пакетных тарифах. Независимо от региона присутствия Tele2, где пользователь находится в любой момент времени. Есть конечно риски, что постепенно в мессенждерах можно будет и фильмы смотреть... будем тогда смотреть, как решить проблему. У нас всегда одна задача - балансировать интересы пользователей и наши возможности как оператора долгосрочно обеспечивать интересы пользователей. Для этого нам нужно приходить с пользователями к такому балансу, когда мы можем и интересам их соответствовать и иметь ресурсы для поддержания и дальнейшего развития сети. Telegram пока не включали, поскольку у них малая доля рынка.

+ +

Конспекты: Цветные тарифы уходят в архив - встречаем новую линейку Tele2 Россия

Мнения: Новая линейка Tele2 - апрельские тезисы

Новая линейка Tele2 - апрельские тезисы

1. Tele2, как и другие операторы большой тройки усиленно тянет абонентов на пакеты, форсируя этот переход различными завлекалочками и плюшками. Это правильно с точки зрения управления доходами и монетизации сетевого ресурса. Но это делают все.

2. Оператор не предлагает абонентам безлимитных предложений. Это правильно с точки зрения защиты пользовательского опыта (за счет защиты сетей от перегрузки). Это правильно и с точки зрения монетизации сетевого ресурса. Тренд на рост доли смартфонов, усиленный трендом на рост потребления мобильного трафика, обещает операторам стабильный рост доходов, при условии, что они не будут предлагать абонентам плоские тарифы, как это было на российском рынке совсем недавно. Анлимы вредны всем - и операторам и абонентам (т.к. не позволяют операторам оказывать абонентам качественные услуги и вообще развивать сети).

3. Появление оригинального "суточного" тарифа "Мой Tele2" с комбинацией пакетов голосового трафика и трафика ШПД - отличный ход. Абоненты получают возможность гибкого использования остатка на счету оператора. Это может привлекать в Tele2 самых малообеспеченных и бережливых абонентов, каких в России с ее быстро нищающим населением все больше. Это обещает и лояльность таких абонентов, по крайней мере, пока на рынке не появятся альтернативные предложения других операторов.

4. Тетеринг без дополнительной оплаты. Оператору стоит почаще напоминать об этом, поскольку это выгодно отличает Tele2 Россия от ряда конкурентов. Абонент должен знать, что оплаченный им трафик он может тратить как ему, абоненту, хочется, без дополнительных необоснованных поборов, которыми занимаются некоторые другие участники рынка.

5. Нет запретов на торрент-трафик. Не знаю, как в Tele2 защищают пользовательский опыт других абонентов, оказавшихся в одном секторе с любителем качать торренты по мобильной связи. Возможно никак, поскольку в отсутствие безлимитных тарифов, особо не покачаешь. В то же время, если приспичило, то взять из сети торрент на 0.5 ГБ, 2 ГБ или даже 4 ГБ, в сети Tele2 - не проблема. Опять же, этот трафик оплачен абонентом, если он хочет пустить его на торрент, это его право.

6. Перенос остатков трафика. Отличная опция, введенная в начале 2017 года переехала и на новую тарифную линейку. В Tele2 не ожидали столь высокого спроса на услугу, а он есть, причем полезность этого подхода уже поняли и конкуренты, которые не замедлили с запуском аналога. Абоненты - в выигрыше. (Справедливости ради можно вспомнить, что такие фичи уже бывали на российском рынке и раньше, но затем ушли в предания). За их возрождение - благодарим Tele2.

7. В пакеты не включается трафик ряда соцсетей и мессенджеров. Он идет по сети бесплатно и безлимитно для абонентов пакетных тарифов компании. Это отличная "замануха". Для кого-то такой трафик невелик, а кто-то почти ничем другим и не пользуется в мобильном режиме, как я. Причем это разгружает, как голосовые пакеты от расходования (голос быстро мигрирует в WhatsApp, Facebook Messenger и т.п.), так и пакеты интернет. Просто бесплатно. Спасибо, Tele2

8. Внутрисетевая голосовая связь, что в домашнем регионе, что за его пределами - по всей России, НЕ расходует пакеты голосового трафика. Голос из пакета вычитается только при звонках в другие сети. Это не так, как у некоторых других участников рынка.

9. При путешествиях абонента по России, услуга интернет-доступа предоставляется по цене домашнего региона во всех регионах присутствия Tele2. И опять же, для современных пользователей, которые пользуются мессенджерами и соцсетями не только для текстинга, но и для голосовой связи, это означает, что они получают дополнительные возможности бесплатных голосовых услуг (в рамках платежа за пакет). Еще один грамотный ход, еще один плюс новой линейки.

10. 30 ГБ в "Мой онлайн +"  это по-сути для большинства абонентов сети тот же анлим, т.к. 30 ГБ вычерпать в состоянии не более 5% абонентов сети. Между тем, это уже по 26 руб. за 1 ГБ, не чета тем ценам, которые предлагаются обычно. Раньше Tele2 такого абонентам не предлагал, так что по-сути мы имеем дело с расширением круга потенциальных пользователей тарифов.

11. Уход от мутных 50 отттенков черного в нейминге линейки назрел уже давно, наконец, компания это сделала. Одобряю двумя руками. Названия должны быть "говорящими" и понятными. Понять, что было лучше "Суперчерный" или "Сверхчерный" по названию, возможно, мог лингвист, но не я.


На мой взгляд только перечисленного более, чем достаточно, чтобы утверждать - Tele2 сделала хороший рыночный ход, а абонентам предложена отличная линейка новых тарифов.

Конспект сегодняшней встречи с зам.гендиректора Tele2 Андеем Патокой читайте здесь. Он неполный, но все равно интересный, а может быть еще допишу.

+ +

Цветные тарифы уходят в архив - встречаем новую линейку Tele2 Россия

Сегодня в Москве зам. генерального директора Tele2 по продукту, маркетингу и работе с федеральными клиентами, Андрей Патока, рассказал о новой тарифной линейке оператора Tele2, которая пришла на смену линейке "цветных" тарифов, действовавших в последние годы. 


АП: Сегодня для нас важный день - мы празднуем день рождения компании Tele2 Россия (это было еще до трагедии в С.Петербурге, а день рождения у Tele2 - 1 апреля, сегодня праздновали, т.к. 3-е было первым рабочим днем в этом году). Это повод еще раз сказать о том, что мы работаем лучше отрасли, а телеком в России - отрасль конкурентная, работающая на интересы людей, меняющая жизнь к лучшему. Наша компания на рынке является так называемым "челленджером", свою миссию мы видим в том, чтобы рынок не спал.

Сегодня мы хотим представить новую тарифную линейку над которой мы работали достаточно давно. Для нас это естественное развитие нашего бизнеса. Последний раз компания Tele2 меняла свою линейку достаточно давно, в 2014 году, когда мы вышли с концепцией цветных тарифов. За прошедшие 2 года компания проделала колоссальный путь. Из местячкового оператора, из дискаунтера в области услуг голосовой связи мы превратились в федерального игрока с большим охватом территории и населения, построили самые современные в стране сети мобильной передачи данных, запустили услуги на базе 3G/LTE. У нас значительно прибавилась абонентская база. В общем, произошло много того в нашей жизни и жизни наших клиентов, что потребовало изменить тарифную линейку. Не для того, чтобы поменять одни названия на другие, а для того, чтобы жизнь клиентов стала проще, а наши предложения - понятнее.



Первоначально мы начинали с "цветового решения" для обозначения названий тарифов. Тогда нам все казалось предельно простым: у нас есть тариф типа pay-as-you-go ("Оранжевый") и тариф пакетный ("Черный"), который на тот момент был революционным для рынка. По мере того, как мы развивали сеть и увеличивали объем предложений для наших клиентов, мы стали модифицировать пакет "Черный", в результате, как вы помните, появлялись "Очень черный", "Самый черный", в некоторых регионах "Беспредельно черный".  На горизонте замаячила конкуренция с известным литературным произведением... мы решили, что с "оттенками черного" пора завязывать. Клиенты путались, например, что лучше "Очень черный" или "Сверхчерный".

Поэтому сегодня мы представляем новую линейку, соответствующую тем правилам, какие мы определям одним словом - "Другие".   Или, развернуто, "Простые", "Честные" и "Выгодные". Поскольку мы считаем, что наш главный value proposition для России - это оптимальное соотношение "цена-качество" того, что мы предлагаем клиентам.

Безусловно для этого были и другие предпосылки. Например, когда мы запускали "цветные" пакеты, они составляли очень небольшую часть наших продаж и в нашей клиентской базе их проникновение первое время было невысоким. С тех пор утекло немало воды, на конец 2016 года пакетные тарифы составляют примерно 40% абонбазы. Только за 2016 год доля пользователей пакетными тарифами выросла на 120%. В продажах эта цифра еще больше.

Очевидно, что пользователи услуг мобильной связи в нашей стране "голосуют" за пакетные решения. Это вызвано рядом факторов, действующих на рынке. Первый из них, - это продолжающийся рост проникновения смартфонов. Мобильная связь для многих пользователей сегодня, это безусловно не только голосовая связь, но и мобильный интернет.

Пакеты - это удобное решение для наших клиентов, поскольку вы можете конструировать их под потребности разных клиентов. А они отличаются, и мы это знаем. При этом всегда приятно знать, что вы платите в месяц некоторую фиксированную сумму, это позволяет планировать свои расходы. И выбранный вами пакет дает оптимальное соотношение мобильного интернета и голосовой связи. Это особенно удобно в условиях российского рынка, который большей частью остается предоплатным. То, что вы знаете, сколько вам придется заплатить в начале месяца за услуги связи, дает вам определенное представление о безопасности. Не удивительно, что наша новая линейка в основном "вращается" вокруг пакетов. Мы постарались сделать так, чтобы архитектура новой тарифной линейки, наполнение пакетов, было максимально удобными.



Одной из предпосылок запуска новой тарифной линейки было то, что мы знаем, что ценят клиенты в Tele2. Наши клиенты, прежде всего, ценят нашу честность и выгодность. Есть такой показатель - value for money (АБ: ценность, приобретаемая за деньги), который мы замеряем на постоянной основе, сканируя рынок. Мы знаем, что текущее значение этого показателя у нас  21%, и это значительно лучше, нежели чем у наших конкурентов. Есть еще один показатель, который напрямую связан с value for money, в соотношение цены и качества - это собственно цена. Показатель называется priceleadership (АБ: ценовое качество или PLP). По-показателю PLP мы также традиционно - лидеры на российском рынке сотовой связи с текущей цифрой в 42%.  Это очень высокий показатель. Здесь мы значительно опережаем наших конкурентов.

Было бы наверное нечестно говорить, что только эти цифры имеют значения для клиентов. Качество - вот еще одни очень важный параметр. И здесь нельзя не признать, что Tele2 за последние 2 года сделал огромный рывок по части улучшения качества услуг. Я уже упоминал, что у нас появился мобильный интернет, кроме того за эти годы мы построили сети в большом количестве регионов, увеличили покрытие. Опережаем некоторых наших конкурентов по числу базовых станций в некоторых регионах, включая ключевые. Поэтому для нас важен еще и такой показатель, как удовлетворенность в целом нашей абонентской базы услугами, которые мы оказываем. Большинство операторов используют для оценки этого показателя такую метрику, как NPS, мы гордимся тем, что традиционно являемся лидерами по NPS на рынке. Наш текущий показатель - почти 40% (37% на конец февраля 2017 года), мы существенно опережаем других участников рынка. Мы ценим такое отношение клиентов к нашим сервисам, поэтому хотели бы сделать так, чтобы новая федеральная линейка больше отвечала их потребностям, отражала возможности нашей сети и последние тенденции, которые есть на рынке.

Поэтому сегодня мы представляем новую тарифную линейку! Ее можно охарактеризовать одним словом - "Мой". Для нас важно, чтобы те услуги, которые предлагает Tele2 Россия, люди ассоциировали с потребностями. Чтобы клиент ощущал, что его тариф отвечает его потребностям. Мы постарались сделать линейку не очень сложной, в нее входит четыре базовых тарифа и они нацелены на разные сценарии использования услуг мобильной связи.

Например. Мы когда-то имели базовый тариф, который назывался "Просто Черный". В основном его выбирали клиенты, которые были заинтересованы прежде всего в услугах голосовой сотовой связи. Большинству из них в то время был не так уж нужен мобильный интернет. Постепенно мы наблюдали, как все больше этих клиентов приобретали смартфоны, начинали все активнее использовать услуги мобильного интернета. В том числе смартфоны Tele2, а вы знаете, что наша линейка Mini. Midi и Maxi очень популярна.



Мы весьма удовлетворены тем, как продаются наши брендированные абонентские устройства. Для таких пользователей мы подготовили тариф, который по-прежнему остается недорогим, который по-прежнему ориентирован на пользование услугами голосовой связи - отсюда его название "Мой разговор". Он в основном нацелен на пользование услугами голосовой связи. Но в отличие от его предшественника, включает в себя и достаточный пакет интернета. Тем самым он ориентирован и на ньюкамеров в мир смартфонов.

"Мой онлайн" - тариф для более продвинутых пользователей. Из названия легко понять, на что он ориентирован, и кому он адресован - опытным пользователям смартфонов, которые хорошо знакомы с функциональностью своих устройств. Тем, кому нужен больший объем трафика, включенного в пакет. Но при этом в пакет также входит достаточное число минут голосовой связи, как внутри нашей сети, так и в сетях наших конкурентов.

Новый тариф - это тариф "Мой Tele2". Мы рассчитываем на то, что он станет очень популярным. Это тариф, который в отличие от остальных подразумевает не ежемесячную оплату, а суточную. Анализ наших клиентов и их предпочтений показал, что сейчас, когда людям есть на что тратить деньги, кроме сотовой связи, управление своими затратами для многих имеет большое значение. Суточный тариф позволяет гибко пользоваться вашим остатком средств на счете у оператора. В разных регионах этот тариф выглядит по-разному, но в целом это очень доступный тариф (в Москве - 7 рублей в сутки). За эти деньги абонент получает практически безлимитную связь внутри сети Tele2 - не только в вашем домашнем регионе, но и по всей стране можно говорить совершенно безлимитно. Помимо этого, в тариф включен большой объем интернета. Для московского региона этот пакет составляет 5 ГБ.

Суточный тариф - это еще один шаг по пути к честности в отношениях с абонентом. Поскольку все новые тарифы поддерживают ту важную функцию, которую мы вам представили в начале года - перенос остатков трафика. Мы, признаюсь, не ожидали, насколько востребованной и популярной будет эта услуга. Наши клиенты бережно относятся к своим ресурсам. Возможность не терять их имеет для них большое значение. Во всех новых пакетных тарифах мы сохраняем возможность переноса остатков тарифов.Это касается и суточного предложения. Если вы однажды заплатили нам деньги вперед, вы сможете их использовать до конца. Даже если у вас не осталось денег на счету, достаточных для покрытия ежемесячной платы суточный тариф позволит вам израсходовать все оставшиеся деньги.

Очень важно, что во всех наших пакетных предложениях объем трафика, который мы подсчитываем,  НЕ включает трафик ряда соцсетей и мессенджеров. Этот трафик идет по сети бесплатно и безлимитно для наших абонентов. Лично для меня это удобно, поскольку большая часть моего голосового общения - это WhatsApp. И среди пользователей по мере перехода их на смартфоны, число таких абонентов как я, постоянно растет. Это удобно. Было удобно переписываться в WhatsApp, оказалось, что и звонить в этом приложении весьма удобно. Нашим абонентам при этом не приходится задумываться об объеме трафика. Оставщиеся потребности в мобильном интернете (за пределами трафика соцсетей и мессенджеров), на наш взгляд, с лихвой покрываются объемами включенного в новые базовые тарифы трафика. На мой взгляд, - это очень важное преимущество нашего тарифного предложения.

Наши абоненты, которые ведут активный образ жизни, кто хорошо знаком с нашими технологиями, получают в новой линейке почти безлимитный мобильный интернет.

В наших пакетах включен достаточный объем голосового трафика. Для того, чтобы клиенты комфортно чувствовали себя при голосовом общении. Та особенность, в рамках которой внутрисетевые звонки в сети Tele2 в домашнем регионе и по всей России предоставляются безлимитно, в отличие от предложений других операторов, эти звонки не расходуют ваш пакет минут!  Это означает, что когда вы пользуетесь нашим пакетом минут, вся связь в сети Tele2 предоставляется вам "сверху" этого пакета, не тратит те минуты, которые у вас есть. И это наше четкое "другое правило". В отличие от того, что сегодня можно видеть на рынке, когда зачастую не совсем ясно, когда внутрисетевой трафик будет списываться из пакета, а когда нет. В ряде случаев абоненты других операторов могут сталкиваться с тем, что они, делая внутрисетевой вызов, звонят вроде как бесплатно, но при этом почему-то списываются минуты, включенные в оплаченный ими в рамках тарифного предложения пакет ежемесячных минут. Мы эту неясность убираем. Чтобы как и в других наших начинаниях, клиентам было бы все абсолютно прозрачно - внутрисетевая связь НЕ расходует пакеты. 

Сегодня мы запускаем новые тарифы в Московском регионе. Примерно неделю займет "раскатывание" нашей новой линейки на все регионы присутствия. Архитектура линейки сохраняется одинаковой для всех регионов, где мы будем работать. Ценовые решения зависят от конкретного региона - рыночного положения региона, состояния нашей сети в регионе. Поскольку в большинстве регионов у нас сети 3G/LTE новые, у нас большие запасы по пропускаемому трафику. Вы сами убедитесь в том, что по наполнению наши тарифы получились очень конкурентоспособными, даже агрессивными.

Если, например, посмотреть на старший тариф в московской линейке - "Мой онлайн +", то в него включен большой трафик, 30 ГБ. Он стоит 799 руб. (АБ: 26 руб за 1 ГБ). Для многих абонентов это самое настоящее "безлимитное" предложение. И опять же эти 30 ГБ не включают трафик мессенджеров и соцсетей (АБ: "основных", не всех). И поддерживают перенос неиспользованного трафика на следующий месяц (при условии своевременной оплаты следующего месяца).

В тарифе "Мой онлайн" включено 12 ГБ трафика в месяц. Опять же при том, что трафик соцсетей и мессенджеров предоставляется бесплатно.


Если сравнивать с нашей текущей линейкой, то это большой шаг вперед, поскольку у нас есть аналогичный тариф в линейке для Москвы, который стоит порядка 500 рублей и в него включено 10 ГБ трафика. Мы снижаем цену до 399 рублей и увеличиваем объем трафика, который включен в этот пакет. Вот основные преимущества нашей новой линейки. Надеемся, они будут восприняты нашими клиентами так, как мы это задумывали. Что мы сделаем их жизнь проще.

+

На этом выступление Андрея Патоки завершилось. Были еще "вопросы и ответы". Их также можно почитать в виде конспекта. А также написал "апрельские тезисы" - мои оценки нововведений Tele2.

+ +
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения