Кто больше других недосчитается доходов из-за выхода Tele2 в Москву?

Понятно, что людей, еще не "обилеченных" операторами сотовой связи в нерезиновой практически не осталось. Соответственно, не нужно быть аналитиком, чтобы прекрасно понимать, что любой новый оператор, появившись, неизбежно получит абонентов, являющихся экс-абонентами операторов уже существующих на рынке. 


В случае Москвы, говоря о выходе на этот рынок Tele2, все прекрасно понимают, что каждый абонент этого оператора еще вчера пользовался услугами МегаФон, МТС или Билайна. И почему-то эти абоненты от своего оператора переметнулись к новому. 

Анализ причин перехода, как правило, дается без труда - абоненты с удовольствием рассказывают о мотивах смены провайдера услуг. Разнообразие причин немалое, но основной выбор делается, конечно, по ценовому признаку - если абонент верит в то, что с новым оператором он сможет тратить меньше при том же объеме потребляемых услуг, то часть абонентов отказывается от привычного оператора в пользу более привлекательного. При условии, что абонент верит в то, что получит хотя бы сравнимое или лучшее качество услуг. Второй по частоте повод для смены оператора - это заметное снижение качества предоставления услуги. Именно так - не низкое качество предоставления услуг, а замеченное абонентом снижение.

Механизмы убеждения абонентов в низкой стоимости и качестве предлагаемого продукта тоже известны. Основным среди них остается реклама. 

Не буду останавливаться на теме удержания абонентов - это несколько другая история. 

Итак, Tele2 сейчас работает "отнимателем" абонентов у "большой тройки" в Москве. Понятно, что потоки абонентов, покидающих эти компании неравномерны, от кого-то уходит больше, от кого-то, соответственно, меньше. 

Кто является основным донором для Tele2? 

Если судить по данным MNP, которые на днях публиковал MobileReview.com, в Москве - это компания МТС. Можно ли этому верить, ведь данные MNP-переходов не обязательно коррелируют с генеральной совокупностью всех абонентов-перебежчиков? Далеко не все держатся за свой текущий номер, менее половины абонентов.  

Давайте взглянем на картину московского рынка.

МегаФон - это оператор, который в последний год демонстрировал, на мой взгляд, наибольшее снижение качества услуг связи в Московском регионе. Частично по объективным причинам.

Это происходило на фоне активного инвестирования в инфраструктуру со стороны МТС, что позволило подтянуть качество услуг этой компании в Москве, причем абоненты это могли ощутить. Вдобавок МТС лидировал по расходам на телерекламу. Ударное сочетание. 

Билайн, со своей стороны предпринял ряд инициатив маркетингового плана, сделав несколько соблазнительных предложений абонентам в виде пакетных тарифов Всё, особенно Семейного Всё, а также инициативы "Бесплатный и безлимитный". Сеть LTE компании также работает достойно, не в последнюю очередь из-за того, что удалось задействовать диапазон 800 МГц. 

МегаФон на этом фоне, напротив, позволял себе раздражать абонентов по самым разным поводам - ввел самый краткий период неиспользования платных услуг после которого счет абонента ставится "на счетчик", в С.Петербурге назначил рублик за каждый случай когда вам кто-то пытается дозвониться, а вы имеете неосторожность разговаривать, продолжал активно зарабатывать на "контент-услугах".

Говоря об  объективных причинах, нельзя не вспомнить то, что поскольку МегаФон первым в регионе построил зрелую сеть передачи данных, оператор получил максимальную долю тяжелых и активных пользователей услугой мобильного ШПД. И при соизмеримом с МТС числе баз, ресурс нагружен сильнее, что приводит к тому, что пользовательское восприятие услуги не может не быть хуже. Роль в "уходительных" настроениях абонентах играет ухудшение качества услуг, связанное с органичным ростом потребления данных абонентами. Этот процесс оператор компенсировать развитием сети не успевает - сказывается сдержанность в инвестировании в 2015 году. 

Но при это основным донором, поставляющим абонентов Tele2 на московском рынке, если судить по данным MNP, является МТС. Странно? 

В отчете компании МегаФон за 4q2015 оператор и сам называет выход Tele2 на Московский рынок "ключевой угрозой для бизнеса" МегаФона, пишет РБК. Понятно, что "дисклеймеры" больших операторов обычно включают даже самые трудновоображаемые угрозы, чуть ли не включая метеоритные дожди или нашествия зеленых человечков. И все же это еще одно подтверждение того, что в МегаФон понимают, что в существующих условиях компании нечем остановить бегство части абонентов в Tele2, и соответствующее падение доходов от московского рынка. 

Tele2 уже набрала около 1 млн абонентов в Московском регионе и, при грамотной политике четвертого оператора, неизбежно получит новых абонентов. За чей счет, прежде всего? На мой взгляд, за счет МегаФона, хотя данные MNP пока указывают на МТС.
+ + 

BigData в тренде - экс-мегафоновцы собираются торговать аналитикой данных

О планах компании "Единый фактор" читайте в Ведомостях. Компанией занимаются Михаил Дубин, совсем недавно работавший в МегаФон первым замом, а также Роман Постников, также хорошо известный на рынке BigData в связи с попытками МегаФона заниматься коммерческими проектами, связанными с геолокационными данными абонентов компании (не пугайтесь, это законно - речь об обезличенной информации).


 Источник: Wikibon-2014 

В Едином факторе надеются получить инвестирование холдинга UCM в обмен на пакет акций компании.  Ранее МегаФон заявлял, что направление BigData приносит компании до 1% выручки. Интересно, какая часть выручки теперь уйдет в Единый фактор?

Впрочем, не стоит считать, что в Едином факторе намереваются паразитировать на данных, собираемых с сети МегаФон. Новая компания готов обрабатывать и анализировать данные сторонних компаний, в частности, методами машинного обучения (в России, правда, не очень любят делиться чувствительной информацией, зачастую проще нанять людей, способных заниматься аналитикой в структуре компании),  а также заниматься разработками в области ИИ.

Сейчас только самые неспешные компании еще не обзавелись собственными структурами по анализу данных современными способами - такие структуры есть в Билайн, МегаФон, МТС, Mail.ru, Yandex и т.д. Интересно, что МегаФон уже закупает у Единого фактора софт - для услуг на базе машинного обучения и геопространственного анализа. Странная модель.

В Mail.ru, например, как и в Билайне, обработкой BigData и ML занимаются подразделения внутри компании. Кстати, в Mail.ru подразделение работает не только в интересах компании, но и с другими компаниями из разных секторов. А подразделение в Билайн не только работает со структурами правительства Москвы, предоставляя те самые, агрегированные данные, как и МегаФон. Также открыта Школа данных Билайн, где на вечерних курсы по ML (машинному обучению) занимаются программисты, аналитики, а с 16-го февраля начнут заниматься менеджеры. Об этих занятих я писал, см., например, здесь.

В целом, направление ML и BigData - стратегически важное, как для компаний сотовой связи, так и для множества других компаний. Вряд ли крупному и среднему бизнесу можно будет и далее обходиться без собственного отдела, занимающегося аналитикой больших данных уже в самые ближайшие годы. Да и сегодня работа для него найдется.  А менеджменту неплохо бы подразобраться в теме, чтобы понимать, какие задачи можно ставить перед таким отделом.
 
+ +

Розничный рынок С.Петербурга - компании показывают разнонаправленные данные

Разошлись данные, как минимум, у Билайн и Связного, с одной стороны, и у МТС с другой. 


Розница МТС говорит о росте продаж смартфонов в штуках в 2015 году - на 39%, рост по выручке при этом составил - 43%. 

Совсем иные данные представила розница Связного - рынок смартфонов в штуках снизился за 2015 году на 4%-5%, выручка выросла на 11%. Аналогичные ритейлеру данные представил Билайн - объем продаж смартфонов на 4% меньше, чем в 2014 году, но выручка увеличилась на 17%.

Объем всего рынка города на Неве за 2015 год в Связном оценивают в 1.32 млн смартфонов, в денежном выражении - 15.1 млрд руб. 

Сокращение продаж в штуках в 2015 году - это естественно, ведь на рынке кризисная ситуация, реальные доходы населения сокращались. Некоторый прирост выручки в рублях объясняется ползучим повышением стоимости устройств. 

Противоречащие тренду данные МТС можно пробовать объяснять тем, что компания продает смартфоны по сниженным ценам, а также тем, что розница МТС не приняла участия в "бойкоте" Samsung, который устроили крупные ритейлеры и другие операторы, ссылаясь на участившиеся проблемы с качеством изделий южнокорейской компании. МТС пошла на снижение цен из-за того, что в 2015 году после потери Связного в качестве розничного канала, компанию предприняла ряд действий для компенсации ситуации даже столь затратным для себя способом, как отказ от заработка на продажах терминалов. Задачей было не допустить  существенный отток абонентов, и не потерять лидерство на рынке по этой позиции. И все же  заявленный рост продаж выглядит слишком большим. Было бы интересно взглянуть на долю МТС в объеме продаж на розничном рынке С.Петербурга. 

Цифры в тексте - из публикации Бориса Горлина, КоммерсантЪ, 2016.02.10.

Кадры: Сергей Эмдин сменяет Михаила Носкова у руля Tele2 в России

Михаил Носков, экс-генеральный директор Tele2, более не будет связан с группой ВТБ. В должности генерального директор компанию ООО Т2 РТК Холдинг (бренд Tele2) возглавит Сергей Эмдин. 



Сергей Эмдин ранее в телекоме не работал - под его руководством проходила масштабная реконструкция аэропорта Пулково в С.Петербурге. 

Краткая биографическая справка

Сергей Эмдин родился в 1971 году в Ленинграде. В 1994 г. окончил Санкт-Петербургский государственный университет и Университет штата Канзас, в 1998 г. – Гарвардскую школу бизнеса, в 2008 г. – Иркутский государственный технический университет. Кандидат экономических наук. В 1994-2000 гг. работал в московском офисе McKinsey & Co. С 2000 г. работал на руководящих постах предприятий группы «Северсталь». С 2002 г. – исполнительный директор, в 2005-2008 гг. и с июня 2009 г. по март 2010 г. – генеральный директор ОАО «Иркутскэнерго». Также с мая 2008 г. по май 2009 г. занимал должность генерального директора ООО «ЕвроСибЭнерго». С апреля 2010 г. по февраль 2016 г. – генеральный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы». Женат, есть три
ребенка.

МТС не выиграла ни одного лота в ходе второго этапа аукциона по продаже частот b38

Сегодня состоялся второй этап аукциона по распределению лицензий на частоты b38 для строительства сетей мобильного ШПД. Диапазон, конечно, не самый "вкусный", но в российский ситуации, когда чуть не все годные частоты под военными, и он на что-нибудь сгодится. Благо хоть частоты можно купить за рубли.



То, что в ходе торгов МТС не выиграла ни одного лота, думаю, объясняется просто. Компания не слишком старалась, благо уже приобрела "федеральный" лот.  Не слишком усердствовала и Tele2, у нее и без того неплохой пул частот. В итоге на этот раз компании ушли с торгов без покупок.

С учетом финансовых возможностей МегаФона и Билайна то распределение, которое в итоге получилось - 17 регионов выиграл Вымпелком, 20 регионов - МегаФон и 1 регион - Мотив, вполне логичное. Понятно, что Мотив никак не желал уступать ключевой для него Курган и бился, что называется, до последнего, взвинтив цену в 2.2 раза (при среднем возрастании цены за все регионы на 1.5).

Продали 38 лотов, поскольку на Магадан и Еврейскую АО претендентов по заявленным стартовым ценам не нашлось. Это уже своего рода ошибка организаторов торгов - надо быть реалистичными, назначая цены. Впрочем, их корить не стоит, в целом цены были выбраны вполне грамотно.

Судя по суммарной цене в 2.13 млрд за 40 регионов, МТС не прогадала, согласившись платить 3.9 млрд за 81 регион оптом. А с учетом того, что компания еще получит деньги за MMDS-хитрости, так и вовсе можно праздновать успех. Теперь достаточно только аккуратно делать ставки в аукционе на уже не очень нужные частоты, взвинчивая цены так, чтобы конкурентам пришлось расстаться с как можно большей суммой. Ну а если в отдельных регионах конкурент выйдет из торга, ничего, в хозяйстве лот-другой не помешают.

Кто какие регионы выигрывает, по мере получения информации добавляю в табличку, хорошо вам известную.

По просьбам трудящихся:
  1. Алтайский край - Билайн
  2. Амурская область - МегаФон
  3. Архангельская область - Билайн
  4. Астраханская область - Билайн
  5. Белгородская область - МегаФон
  6. Брянская область - Билайн
  7. Владимирская область - МегаФон
  8. Волгоградская область - Билайн
  9. Вологодская область - МегаФон
  10. Воронежская область - Билайн
  11. Забайкальский край - МегаФон
  12. Ивановская область - МегаФон
  13. Иркутская область - МегаФон
  14. Кабардино-Балкария республика - Билайн
  15. Калинингадская область - Билайн
  16. Калужская область - Билайн
  17. Камчатский край - МегаФон
  18. Карачаево-Черкессия республика - Билайн
  19. Кемеровская область - Билайн
  20. Кировская область - МегаФон
  21. Костромская область - Билайн
  22. Краснодарский край - Билайн
  23. Красноярский край - МегаФон
  24. Курганская область - МОТИВ
  25. Курская область - Билайн
  26. Ленобласть - МегаФон
  27. Липецкая область - Билайн
  28. Мурманская область - МегаФон
  29. Ненецкий АО - МегаФон
  30. Нижегородская область - МегаФон
  31. Новгородская область - МегаФон
  32. Новосибирская область - МегаФон
  33. Омская область - Билайн
  34. Оренбургская область - МегаФон
  35. Орловская область - МегаФон
  36. Пензенская область - МегаФон
  37. Пермский край - Билайн
  38. С.Петербург - МегаФон


Или так:

Билайн  


  1. Алтайский край - Билайн
  2. Архангельская область - Билайн
  3. Астраханская область - Билайн
  4. Брянская область - Билайн
  5. Волгоградская область - Билайн
  6. Воронежская область - Билайн
  7. Кабардино-Балкария республика - Билайн
  8. Калинингадская область - Билайн
  9. Калужская область - Билайн
  10. Карачаево-Черкессия республика - Билайн
  11. Кемеровская область - Билайн
  12. Костромская область - Билайн
  13. Краснодарский край - Билайн
  14. Курская область - Билайн
  15. Липецкая область - Билайн
  16. Омская область - Билайн
  17. Пермский край - Билайн

МегаФон

  1. Амурская область - МегаФон
  2. Белгородская область - МегаФон
  3. Владимирская область - МегаФон
  4. Вологодская область - МегаФон
  5. Забайкальский край - МегаФон
  6. Ивановская область - МегаФон
  7. Иркутская область - МегаФон
  8. Камчатский край - МегаФон
  9. Кировская область - МегаФон
  10. Красноярский край - МегаФон
  11. Ленобласть - МегаФон
  12. Мурманская область - МегаФон
  13. Ненецкий АО - МегаФон
  14. Нижегородская область - МегаФон
  15. Новгородская область - МегаФон
  16. Новосибирская область - МегаФон
  17. Оренбургская область - МегаФон
  18. Орловская область - МегаФон
  19. Пензенская область - МегаФон
  20. С.Петербург - МегаФон

Роскомнадзор

Тарифы: Билайн модифицировал линейку ВСЁ!

Тарифы предложены на самые разнообразные вкусы, хотя основной выбор абоненты, конечно, будет делать между Всё за 500 и Всё за 300. И, конечно, Семейные Всё по-прежнему дают возможность сэкономить, если пользоваться тарифом будут 2-3 члена семьи. 


Конечно, если вы не укладываетесь в 550 минут в месяц телефонных разговоров, то стоит также обратить свое внимание также на Всё за 800, Все за 1200 и Все за 1800.

Все же остановлюсь именно на Всё за 500 в его версии для Москвы. В рамках пакета 550 минут в месяц абонент может совершать вызовы на номера всех операторов Москвы и области, как при звонках из домашней зоны, так и при вызовах при поездках по стране.

5 ГБ мобильного интернета также предоплачены в рамках поездок по всей стране.

Аналогично - 300 SMS.

Всё это за 500 руб. в месяц, подключение бесплатно.

Какие цены действуют, если не уложиться в эти лимиты?

Звонки на других операторов по Москве и области - 1.6 руб. за минуту, на номера Билайн по всей России - 0 (кроме сами знаете чего), SMS - по 1.6 руб.  Если завершится пакет 5 ГБ, то сработает автоматическая услуга "Автопродление скорости". Она отключается *115*230#  Обновление лимита в 5 ГБ - каждое первое число расчетного периода.

Звонки на номера других операторов России (кроме Москвы и области), т.е. межгород - 3 руб. за минуту. Международные исхоящие вызовы - от 30 руб/минуту на СНГ, Грузию, Украину. Исходящие - в Европу, США, Канаду, Вьетнам, Китай, Турцию - 50 руб/м, в остальные страны - 80 руб. Зарубеж для жителей России вновь становится дорогим удовольствием, доступным не всем. Подробнее о тарифе на сайте оператора, .pdf

Для тех, кто предпочел тарифы Всё Семейные они сегодня выглядят так


Детали для семейного тарифа Всё за 800 выглядят так:


И не забываем, что можно подключить услугу "Добро пожаловать на Всё", чтобы сэкономить на международных вызовах.

Абонентская плата - 0 руб. в сутки
Плата за подключение - 0 руб.
Стоимость международных звонков за минуту разговора:

Азербайджан 20 руб.
Армения, на номера «Билайн» 3 руб.
Армения, на номера других операторов 13 руб.
Беларусь 20 руб.
Вьетнам 5 руб.
Грузия, на номера «Билайн» 8 руб.
Грузия, на номера других операторов 20 руб.
Казахстан, на номера «Билайн» 3 руб.
Казахстан, на номера других операторов 8 руб.
Китай 3 руб.
Кыргызстан, на номера «Билайн» 3 руб.
Кыргызстан, на номера других операторов 11 руб.
Молдова 11 руб.
Таджикистан, на номера «Билайн» 2 руб.
Таджикистан, на номера других операторов 8 руб.
Туркменистан 8 руб.
Узбекистан 3,5 руб.
Украина, на номера «Киевстар» 3 руб.
Украина, на номера других операторов 13 руб.


+ +

МТС договорилась со Связным об одном миллиарде. Заплатят

Как сообщает сегодня Интерфакс, Арбитражный суд Москвы утвердил мировое соглашение по иску компании "Связной Логистика", которая требовала взыскать с МТС и ЗАО Сибирьинтертелеком примерно 1 млрд руб. якобы невыплаченных Связному в качестве агентского вознаграждения в 2015 году.



МТС по заявлению представителя Связного отказывался платить, ссылаясь на "низкое качество" подключений через салоны Связного.

И вот дело закончено мировым соглашением. Условия его мне не известны, можно предположить, что МТС заплатила Связному какую-то сумму, которую в Связном сочли удовлетворительной? Впрочем, возможны и какие-то иные варианты договоренностей.

Сегодня Московский арбитраж планировал рассмотреть еще один иск Связного - на сумму порядка 77,6 млрд руб. компенсации за нарушение прав на товарный знак в ходе проекта по продаже карт Связной Мобайл. Если не ошибаюсь, дело А40-182365/2015.

Пока на сайте Арбитража информации о результатах нет.

UPD: Зато пришла информация от МТС. Воспроизведу целиком

Москва, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEXMTSS), ведущий телекоммуникационный оператор в России, АО «Связной Логистика», ведущий в России мультиканальный ритейлер федерального масштаба, и контролирующий его акционер компания TrellasEnterprises Limited (вместе «Связной»), объявляют об урегулировании всех спорных вопросов, связанных с исполнением дилерских контрактов и использованием товарных знаков.
 В рамках договоренностей МТС и «Связной» прекращают текущие судебные разбирательства, отзывают иски и отказываются от взаимных претензий. «Благодаря доброй воле и конструктивной позиции сторон МТС и «Связной» решили все спорные вопросы, достигнув соглашения об урегулировании претензий. В нынешних непростых экономических условиях, чтобы не тратить ресурсы и время компаний, мы решили найти компромисс, прекратить споры, и сконцентрироваться на развитии бизнеса во благо рынка и абонентов», - отметил президент МТС Андрей Дубовсков.  «Компании «Связной» и МТС связывают многолетние партнерские отношения: к сожалению, некоторое изменение формата партнерства вызвало коммуникационный сбой, но благодаря конструктивной и открытой позиции сторон нам удалось преодолеть все разногласия, - говорит Олег Малис, владелец группы Solvers, акционер «Связного». -  Я приветствую подписание соглашения, которое еще раз подтверждает, что любые противоречия мы всегда готовы разрешить за столом переговоров, а также то, что «Связной» был и остается открытым и надежным партнером для всех участников рынка». 

Итак, "добрая воля и конструктивная позиция" решили вопрос ценой в 77 млрд рублей. Мы ведь и не думали, что МТС их заплатит Связному, правда? В любом случае - это просто чудесно. Жаль, что компании не раскрывают в чем суть достигнутого компромисса. Вряд ли это надолго останется тайной, надеюсь.

UPD2: Как мне подсказывают знающие люди (см. комменты), МТС пришлось расплатиться со Связным - выплатить тот самый примерно 1 млрд рублей задолженности по расчетам, который было решили не платить. В обмен на отзыв Связным остальных исков. Что и произошло, как видим.

+ +

И об итогах MNP

Данные по итогам MNP, представленные MobileReview.com, а затем перепечатанные Ведомостями посмотреть было интересно. Но давайте подумаем, что они нам дают?



Первый вывод вполне очевидный - в Москве к 2015 году был сформирован значительный спрос на услуги Tele2, выход оператора ожидали, и когда он вышел, на него подключилось немало абонентов (около миллиона). Часть из них - с помощью MNP. Удивляться здесь, само собой нечему. Как и тому, что переходили на Tele2 абоненты всех участников "большой тройки". Важно отметить лишь одно - основным донором в области MNP-переходов выступил МегаФон. Можно ли сделать вывод, что именно этот оператор будет основным поставщиком абонентов для Tele2 и в дальнейшем? И понятно, что MNP-переходы, это только малая толика всей картины миграции. Но здесь мы можем только строить гипотезы как распределился баланс переходов между операторами. Рискну предположить, что в Москве общая картина переходов на Tele2 контурами повторяет ситуацию с MNP - в основном уходили на Tele2 абоненты МТС.

Второй вывод - тоже очевидный. MNP в России пока мало кого интересует. Все эти "балансы" настолько меньше цифр ежемесячных подключений что на сегодняшний день мало смысла обсуждать именно MNP. Со вводом услуги в стране запоздали на десяток лет (лобби операторов и недоработка государства), и теперь она мало востребована.

Спорной темой остается - являются ли данные MNP отражением ситуации в целом на рынке в плане "перебежчиков" от одного оператора к другому. На мой взгляд, группа пользователей MNP, не обязательно является репрезентативной выборкой группы "перебежчиков" от одного оператора к другому, корреляция между данными по MNP и данными по оттоку вряд ли значительная. Иными словами, картина суммарного передвижения абонентов между операторами может выглядеть несколько иначе, чем она выглядит, если смотреть на данные MNP. Кроме того, эта картина очень динамична, от месяца к месяцу лидеры абонентских предпочтений в отдельных регионах и в целом по стране меняются. Управляет этими процессами множество факторов, среди которых не последнее значение имеют рекламно-маркетинговые акции операторов. Поэтому я к данным о MNP, как к сакральному источнику данных о рынке не отношусь.


Билайн подводит итоги акции "бесплатный и безлимитный"

Акция длилась 4.5 месяца. За это время любой желающий мог оценить возможности, которые дает LTE. Компания делится некоторыми данными. К сожалению абсолютных цифр, как обычно немного, но они есть. Давайте на них посмотрим.



Здесь можно обнаружить интересную цифру - 5 ГБ в месяц - как самый большой средний трафик со смартфона. Конечно же, это пользователи iPhone 6 Plus - большой экран и халява побуждают тратить трафик. Они и тратили. Но потратили всего лишь 5 ГБ. Отсюда мораль - все эти пакеты в 10 и более ГБ и вообще анлимы нужны только для тех нескольких процентов абонентов, которые пользуются мобильным ШПД вместо фиксированного (а также пользователям "семейных" тарифов, когда трафик одного аккаунта расходуют несколько пользователей).

Не было бы этих абонентов, операторы давно бы всем своим абонентам разрешили безлимитное пользование, зная, что больше 5 ГБ на сегодня никто бы не качал (я про средние цифры). Но, понятно, тяжелые абоненты есть, соответственно, останутся и ограничения. В которые абсолютное большинство абонентов спокойно укладывается.

Еще одна цифра. Она относительная, некие 224% роста. Вроде бы мало о чем говорит. Но это рост не ограниченного компанией трафика. Он вырос отнюдь не в 100 или в 10 раз. Он вырос в том числе органически. Т.е. абоненты изначально находились на тарифах, где размер пакетов трафика, их относительно устраивает. Еще один важный показатель для компании. Поскольку со временем потребности в трафике неизбежно растут, то клиенты неизбежно будут вынуждены искать пакеты с большим включенным трафиком. И если предложения компании окажутся адекватными рыночной ситуации, абоненты будут переходить на предложения с большим трафиком, что возможно обещает компании постепенный рост доходов. Не буду здесь говорить, что кризис российской экономики может все это перечеркнуть - здесь мы все заложники ситуации, которая от нас практически не зависит, и можем только ожидать, когда кривая постройка рухнет и можно будет начинать строительство заново.

Вторая картинка, которой поделился Билайн, содержит несколько интересных цифр


Во-первых, соотношение между LTE трафиком и всем мобильным трафиком ШПД компании - 4/11, т.е. 36%. Это, конечно, далеко не предел мечтаний, но это рост, ведь еще в декабре 2015 года этот показатель составлял 25%. Да, у Verizon Wireless - это соотношение достигает уже 90%. Но у того же МТС - те же 35%, например, в Ставропольском крае в декабре 2015. А в среднем у МТС 20% на июнь 2015 года. Соответственно, для российского рынка 36% - это хорошо и даже очень хорошо. Эта цифра показывает, что у Билайн идет рост числа пользователей LTE, прежде всего, за счет роста проникновения мобильных телефонов с поддержкой LTE.

Еще интересная цифра. Билайн показывает трафик в 375 млн МБ в сутки в Москве. Это примерно в 10 раз больше, чем трафик сети Tele2 в Москве в декабре 2015 года - 30 ТБ в день.

+ +


В ГРЧЦ настроены не давать частоты 700 МГц операторам без "конверсии"

История с судебными спорами операторов Б3 и ГРЧЦ уходит своими корнями в абсурдное беспрецедентное решение российского регулятора связи "распределить" частоты диапазонов 800 и 700 МГц нерасчищенными.  


Ф.Кафка смотрит на российское регулирование
и хочет написать еще один роман

Решение чиновников не отвечало бизнес-реалиям еще в тот момент, когда принималось. И жизнь вполне убедительно это доказала. Во-первых, операторы не любят (не могут?) вставлять в свои бизнес-планы неизвестную величину затрат, необходимых для конверсии диапазона. А именно это подразумевалось, когда принималось уникальное, если говорить об опыте распределения частот во всем мире, решение. Мало того, даже если бы операторы готовы были раскошелиться и внести средства в бюджет, а сейчас эта идея уже никого не удивляет, то  никто не мог бы гарантировать, что хоть копейка из этих средств уйдет именно на конверсию, а не, скажем, на новые самолеты или ракеты, столь нам необходимые в последнее время.

В итоге имеем на годы заторможенное развитие мобильного ШПД в России в диапазоне 800 МГц и невозможность начать использование диапазона 700 МГц. Ситуация не разрешается, но власти так и не нашли в себе сил и мудрости скорректировать решение с тем, чтобы операторы могли получить то, что требуется операторам для серьезного улучшения потенциала строительства сетей мобильного доступа в сельской местности. Просвет был. Операторам вроде удалось договориться с чиновниками о таком порядке действий - они проводят ЭМС, затем бюджет оплачивают конверсию не как "абстрактного коня в вакууме", а только там, где это реально необходимо. А затем операторы компенсируют бюджету затраты.

Не знаю, что сталось с этой "вроде договоренностью". Можно наблюдать отдельные включения LTE в диапазоне 800 МГц. Почему то, что оказалось возможным для 800 МГц дало сбой в случае с 700 МГц, остается только гадать.

Факт состоит в том, что на этот раз не получилось упросить ГРЧЦ провести экспертизу ЭМС (электромагнитной совместимости) оборудования связи 700 МГц с оборудованием других пользователей диапазоном. Ведь зачастую оборудование "других пользователей" работает только на бумаге, а в реалиях эфир пуст и никем не востребован.

Провести экспертизу просили чиновников операторы большой тройки - Билайн, МегаФон и МТС у ГРЧЦ. Но чиновники в экспертизе отказали, ссылаясь на лицензионные условия, где записаны пресловутые мероприятия по конверсии. Провести которые операторы не могут по выше названным причинам. Типовая ситуация российского тупика и безысходности?

Арбитражный суд Москвы с позицией чиновников, как ни странно, согласился - записано в лицензии "провести конверсию", пускай вначале проведут (пофиг, что это невозможно), а затем уже затеваются с исследованиями. Что это? Бездумное следование букве закона, или в ситуации "закручивания гаек" в стране больше нет желающих рисковать и идти навстречу потребностям бизнеса и пользователей ?

Мало того, диапазон 700 МГц еще не освободили эфирные телевещатели. И не спешат освобождать, ссылаясь на указ президента страны, который в 2014 году запретил перераспределять частоты, выделенные телевещателям без согласия... телевещателей. Которые, не будь дураки, частоты освобождать не спешат. Здесь позиция властей хотя бы понятна, работающие зомбоящики для властей гораздо важнее, чем наполовину "вражеский" мобильный интернет.

Конечно, на фоне экскаваторных "бомбежек" павильонов в Москве, авантюр за рубежом, и общего вектора движения, нацеленного в прошлое, какие-то частоты, которые непонятно как получить, это какая-то мелочь. Но как раз из таких мелочей и складывается общее негативное впечатление, которое у некоторых складывается от чтения российских новостей. И после этого еще есть те, кто удивляется уезжающей из стране молодежи и утекающим капиталам?

+ +

Tele2 запускает поддержку HD Voice на сетях 3G

Технология HD Voice основана на использовании кодирования W-AMR, позволяющего в типовой ситуации заметно улучшить качество передачи звука при условии, что у обоих собеседников телефоны с поддержкой HD Voice. 

Что такое HD Voice или Mobile HD Voice
Источник: GSA
Картинка наглядно поясняет, почему улучшается качество - передача голоса в режиме HD Voice задействует больший сетевой ресурс, но и обеспечивает более качественный звук во время разговора. 

Tele2 запустила поддержку технологии HD Voice в 34 регионах России, включая Московский регион. До конца 2016 года оператор планирует активировать сервис во всех сетях 3G. 

Абонентам не требуется совершать никаких действий для начала использования W-AMR - просто звук будет заметно лучше, когда разговаривать станут любые два абонента с трубками HD Voice. 

Поддерживается ли HD Voice в вашем регионе, вы можете узнать здесь:
  • Адыгея республика
  • Архангельская область
  • Белгородская область
  • Брянская область 
  • Владимирская область
  • Вологодская область 
  • Воронежская область 
  • Калининградская область
  • Калужская область
  • Карелия республика
  • Кемеровская область
  • Кировская область 
  • Коми республика
  • Костромская область
  • Краснодарский край
  • Красноярский край 
  • Курская область 
  • Липецкая область 
  • Москва 
  • Московская область 
  • Мурманская область 
  • Новгородская область
  • Омская область
  • Орловская область
  • Псковская область 
  • Ростовская область
  • Рязанская область
  • Сахалинская область
  • Смоленская область 
  • Тамбовская область 
  • Тверская область 
  • Томская область 
  • Тульская область
  • Удмуртия республика

Число пользователей HD Voice в мире превышает 300 млн. Это говорит о сравнительно невысоком проникновении технологии.

Россия на общемировом фоне в плане W-AMR выглядит очень неплохо: оператор МегаФон внедрил поддержку HD-Voice на сети 3G/HSPA в ряде регионов с 2010.11.10, в некоторых регионах на сетях GSM - с 2011.04.27. МТС включила поддержку HD Voice на сетях 3G с 2012.09.12, в ноябре 2015 года МТС заявила о поддержке HD Voice также на всех сетях GSM. Билайн обеспечивает поддержку HD Voice в сетях 3G почти во всех регионах присутствия, начав включения с 2014.06.16, на сетях GSM, а также на сети LTE в Москве с 2015.08.18.
Теперь все операторы "большой четверки" обеспечивают поддержку HD Voice в большинстве регионов. Это замечательная новость! 

+ + 

Федеральную лицензию на частоты b38 приобрела МТС

Вчера я говорил о том, что среди наиболее заинтересованных в этих частотах - МТС и Билайн. И что в ходе торгов исходные цены не слишком вырастут. Прогноз сбылся на 100% - частоты приобрела МТС, пообещав за них 3.97 млрд руб. 


Об этом сообщает сайт газеты Ведомости.

Что это означает для компании и рынка?  Перед МТС теперь открыватеся два возможных сценария.

Во-первых, можно пойти по московскому сценарию, и за счет b38 снизить нагрузку на сети b7 в регионах. Этот путь тривиален и мало что дает компании сегодня. Не решается главный вопрос - МегаФон вовсю эксплуатирует маркетингово-рекламное преимущество, связанное с возможностью указывать на запущенные оператором сети LTE, как на якобы имеющееся у компании конкурентное преимущество перед другими участниками рынка. Якобы потому, что на сегодня при текущем уровне проникновения устройств с LTE-A реальным преимуществом LTE-A не является. Тем более, что и охват этой технологией пока что невелик.

Во-вторых, и это куда интереснее, МТС может попытаться поднять LTE-A CA_7-38. Существенного повышения средних скоростей, доступных абоненту, это не даст, но позволит использовать в рекламе и маркетинга ссылок на LTE-A, которое компания сможет "внедрить" чуть не на всей территории присутствия. Абоненты от этого особого выигрыша не получат, но привлекать пользователей услугами сети будет, вероятно проще. Но это решение не стандартизовано в 3GPP, что плохо.

Не берусь предсказать выбор компании. Первый путь, хотя и не дает зримых преимуществ, при грамотном подходе (и достаточных инвестициях), обеспечит компании хороший запас по емкости, который можно конвертировать в хороший пользовательский опыт. Второй путь может обернуться улучшением имиджа в плане "технологической инновационности" компании, помочь в переманивании абонентов из теряющего очки "технологической  инновационности" МегаФона.

Продолжение шоу под названием частотный аукцион ожидаем 11 и 17 февраля, когда будут разыграны 25 МГц в отдельных регионах - 81 лот.

+ +

Билайн развивает Wi-Fi в Москве на средства ДИТа

Билайн, как известно, обладает крупнейшей в Москве сетью Wi-Fi хот-спотов, доставшихся компании в рамках взаимопоглощения с Golden Telecom. Компания накопила немалый опыт, и теперь успешно ее применяет в проектах муниципальных властей.


В частности, по заказу Департамента информационных технологий Москвы Билайн установил на ВДНХ 143 точки доступа к Wi-Fi. Общая пропускная способность сети - 1.36 Гбит/с. По данным компании, в сентябре, когда на ВДНХ бывает настоящий аншлаг, за месяц было совершено более 187 тысяч соединений с 15 тысяч устройств. 

Интересно, что наибольший объем потребленного трафика пришелся не на отправление фоток в инстаграмм, а на скачивание обновлений (33%). Впрочем, соцсети, конечно же пользовались популярностью - 21%, видео смотрели 14%, серфили - 8%, 7% играли в игры, а на долю навигации пришлось 3%. 

Компания отмечает, что использовала в проекте антенны Wi-Fi Outdoor, работающие по технологии Power over Ethernet. Каждая точнка доступа обеспечивает пользование беспроводным интернетом до 50 пользователей. В ряде случаев применялись направленные антенны. 

Построенная в рамках проекта сеть позволяет оперативно подключить к беспроводному интернету практически любой павильон, если возникает такая потребность, например, при проведении выставки. 

Для пользования бесплатным городским Wi-Fi необходимо выбирать сеть Moscow_WiFi_Free.  при этом потребуется авторизация - по SMS, через учетку московского портала госуслуг или единую мобильную платформу правительства Москвы. 

Похожий контракт ВымпелКом реализует в 14-ти ВУЗах и 57 общежитиях, где установлено более 3 тысяч точек доступа. Заказчиком также выступает ДИТ Москвы. 

В сети Билайн в Москве по данным компании на сегодня насчитывается свыше 17 тысяч точек доступа в парках, кафе, ресторанах, кинотеатрах и торговых центрах. 

+ + 

Кадры: Владимир Карпушкин возглавил Поволжский филиал МегаФона

Владимир Карпушкин занял кресло, освобожденное Павлом Корчагиным, уехавшим командовать Северо-Западным филиалом. До этого, с марта 2012 года, Владимир Карпушкин занимал пост коммерческого директора и директора по развитию бизнеса на массовом рынке Поволжского филиала. 



Владимир Карпушкин работает в компании на протяжении 15 лет: начав с позиции сменного инженера группыэксплуатации NSS и BSS технического отдела в 2001 году, за несколько лет поднялся по карьерной лестнице додиректора службы маркетинга компании «МегаФон – Поволжье». Позже Владимир руководил коммерческим департаментом Кавказского филиала, службой новых продуктов и услуг Поволжского филиала, возглавлял Поволжский филиал розничной сети ОАО «МегаФон-Ритейл».

Владимир Карпушкин родился в Самаре. В 2000 году окончил Самарский Государственный Аэрокосмический университет им. Академика С.П. Королева (СГАУ) с квалификацией инженера по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления».

+ + 

Кадры: Павел Корчагин возглавит Северо-Западный филиал МегаФон

Павел Корчагин возглавлял в МегаФоне Поволжский филиал. В компании его деятельностью довольны и переводят на более ответственный регион. Среди задач - увеличение доходности и "укрепление лидерства" в регионе. 




Место руководителя Поволжского филиала МегаФон займет Владимир Карпушкин, экс-коммерческий директор и директор по развитию бзнеса на массовом рынке Поволжского филиала. 

Биографическая справка

В «МегаФон» Павел Корчагин пришел в 2003 году. Начинал с должности технического директора ЗАО «Мобиком-Центр» («МегаФон-Центр»), в апреле 2007 был назначен первым заместителем генерального директора «Мобиком-Центра». После реорганизации компании с 1 июля 2009 года являлся первым заместителем директора Центрального филиала «МегаФона». Под его руководством была запущена сеть в семи регионах, в каждом создана команда технических специалистов. При непосредственном участии Павла Корчагина филиал стал на своей территории вторым по доле рынка и по выручке, «МегаФон» увеличил частотный ресурс в диапазоне 900 и 1800 МГц для активного развития качественных услуг связи и мобильного интернета.

Павел Корчагин родился в городе Дубовка Волгоградской области. В 1986-м окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Автоматические системы», позднее, в 1998 году, – Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. После вуза работал научным сотрудником московского НИИСМ, инженером, а затем начальником отдела информатики и автоматизации банковских работ в «Сбербанке» (г. Волгоград).

+ +

МТС начинает дорогостоящий эксперимент под названием Teleфон.Ру

О планах МТС в отношении создания замены Связному стало известно еще в июле 2015 года. Вчера Телефон.Ру от собственного имени разослала пресс-релиз об открытии мультибрендовых магазинов. Будет ли эксперимент удачным?



Еще в июле 2015 года я высказывался в том смысле, что это "плохая идея". Но еще тогда было ясно, что без такого костыля, компании будет трудно обойтись после потери Связного, как канала продвижения.


В августе в МТС приняли решение - проекту быть. Но прошло почти полгода до момента анонса о запуске сети. Почему МТС позволила себе потерять так много времени? Видимо долго сохранялась надежда, что собственная розница и повышенные расходы на рекламу позволят как-то скомпенсировать неудачу со Связным. Неужто надежды больше нет?

Так или иначе, но Телефон.Ру сообщает, что открыла "больше 250 магазинов" в 150 городах России. И что это "мультибрендовые магазины". Свыше 80% салонов открыто в регионах, в Москве на карте показано 29 магазинов. Пока что это "ниочем", несколько процентов от розницы МТС. И до конца 2016 года вряд ли можно ожидать достижения уровня более 10%. Но если в салоны МТС  поклонников компании манит узнаваемый бренд, то что должно привлекать к салонам Телефон.ру?

К сожалению, пока что не видел ни одного такого салона в действии, но на днях обязательно загляну. Если кто-то из читателей в них бывал, подскажите пожалуйста, насколько правдиво заявление о "мультибрендовости" - мне почему-то в него не очень верится. Не могу поверить, что это заявлено про разноцветные упаковки тарифов MVNO-операторов, раскрашенные в цвета, весьма напоминающие используемые конкурентами из Б4? Дешевый и некрасивый трюк, впрочем об этом я тоже уже высказывался. Или под "мультибрендовостью" следует понимать представленные в салонах "туристические" карты Гудлайн и симки MVNO Aiva Mobile? Ребята, если в салоне нельзя подключиться хотя бы к трем операторам из "большой четверки",  это не мультибренд, а "наперсточничество"!

Сайт компании Телефон.ру потрясает примитивностью лаконичностью.



Там практически нет никакого контента, это на сегодня что-то типа "визитки" - карта магазинов, почти пустой раздел новостей и мутно прописанная "акция" продажи китайских аппаратов Alcatel.

Для оформления сайта, особенно не напрягаясь, задействовали картинки из того же портфолио, которое используется для оформления сайта МТС:


Это скриншот с сайта http://www.4g.mts.ru/


А это уже с  http://www.telefon.ru/

И правда, чего заморачиваться? Все равно в России вряд ли можно всерьез выдавать собственную розницу за "мультибренд"... Ой...  но тогда зачем все это было затеяно?!

Конечно, прогнозировать судьбу этого эксперимента сложно. МТС компания большая, с большим с финансовым потенциалом. Она годами способна вкладываться практически в любую инициативу, независимо от ее потенциала и полезности. Но пока что за Телефон.ру не просматривается каких-то креативных идей или большого потенциала.

Единственно, кто точно выиграл от появления нового "мультибренда", так это МегаФон. При попытке набрать адрес домена по памяти, если набить в браузере www.Telephon.ru (правильное написание на английском языке), то попадаешь прямиком на сайт розницы МегаФона.

+ +

Билайн сосредоточит планирование и оптимизацию сети в Новосибирске

Билайн сообщает о создании Центра экспертизы и развития сети (ЦЭРС) в Новосибирске. 

В ЦЭРС будет сконцентрировано управление процессом планирования и оптимизации мобильной и транспортной сети, включая сеть фиксированного ШПД компании.

Эта трансформация оргструктуры призвана решить следующие основные задачи:

- повысить качество оказания услуг, ускорить бизнес-процессы, увеличить скорость вывода на рынок новых продуктов;
- создать центр разработки и внедрения инновационных продуктов, обеспечить тестирование и внедрение новых технических решений;
- обеспечить планирование и оптимизацию мобильной и транспортной сетей, узлов коммутации, пакетных платформ;
- создать подразделение, которое займется управлением бизнес-эффективностью, включая внедрение оптимальных технических решений, анализ реализованных проектов, оценка вновь прорабатываемых проектов.

На первом этапе в новосибирском ЦЭРС начнут работу 70 специалистов с зоной ответственности в рамках региона Восток. В дальнейшем планируется постепенно расширять зону ответственности на остальные территории страны, соответствующим образом расширяя штат.

Директор по развитию сети ПАО ВымпеКом Сергей Кнышев отмечает отличие нового подхода ВымпелКом от других вариантов реализации объединенных центров - в ЦЭРС Вымпелком планируют сосредоточить всё управление и реализацию планирования и оптимизации сетей. Также делается ставка на предельную автоматизацию и централизацию.

+ +

Это решение компании очевидно лежит в русле ранее анонсированного курса на digital-трансформацию. Предполагаю, что вновь речь идет о сокращении ряда позиций в техническом блоке, которые соответствовали традиционной структуре, но при повышении уровня автоматизации и изменении структуры, становятся избыточными.

Важно отметить, что компания не передает функцию планирования и оптимизации на аутсорс, вендорам или кому-то еще. Сокращение уровней управления и сжатие функции в одно подразделение с большими полномочиями (и ответственностью) должно дать ускорение принятия решений и сокращение цикла от принятия решений до их реализации "в железе и софте".

Не совсем ясным для меня осталось, как будет реализовываться контрольная функция - кто будет судить о качестве работе сети и кому станут докладывать эти оценки? Важно чтобы функция контроля качества услуг была выделена из блока, занимающегося повышением качества услуг. Должна быть сторонняя оценка деятельности ЦЭРС, которую рассматривали бы не только в ЦЭРС, но и уровнем выше, например, исполнительный вице-президент компании Мартин Шкоп или генеральный директор компании - Михаил Слободин.

UPD: Общаясь с коллегами слышал сомнения следующего вида:

- будет заторможенность в реагировании на деградацию качества сервиса

На мой взгляд, средства аналитики это могут нивелировать, при желании о проблемах на сети можно узнавать даже до того, как на них начинают реагировать абоненты, например, по отклонению контролируемых параметров от обычных паттернов. Если, конечно, внедрять такие подходы.

- сильные кадры уже сидят в столицах 

Собственно с этим и стоит всем миром бороться. Размещение такого центра в областном центре - это способ вернуть в регионы часть "понаехавших" в Москву не только из Новосибирска. Причем учитывая разницу в затратах на жизнь в столице и в Новосибирске, квалифицированному специалисту, возможно, по ряду параметров будет комфортнее жить в Новосибирске, где у него будет больший свободно располагаемый доход. Да и местные качественные кадры в Новосибирске должны найтись, этот регион всегда ими славился. В перспективе следует выходить на сотрудничество с местными вузами, если это еще не сделано, чтобы готовить кадры для центра заранее.

- централизация работ "убивает" ответственность регионалов за качество сети (не мы планировали, не мы оптимизировали, не нам и отвечать за отток и жалобы по качеству). 

Справедливое опасение. Но именно в этом и цель - снять с региона заботы по железу, оставить только "бизнес-функцию" продажи подключений, работу с абонентами и потенциальными покупателями. Сегодня далеко не каждый, кто использует для оказания услуг автомобиль, самостоятельно его чинит. Для этого есть фирменные техцентры и гаражи - кто что предпочитает. Сотовый бизнес тоже дорос до того, чтобы техподдержкой занимались специально обученные люди, размещенные компактно, чтобы проще было накапливать базу знаний проблем и их решений, чтобы компетенции инженеров были выше за счет более обширного опыта, чтобы оптимизировать их использование.

- приоритезация "ключевых" регионов, а в остальных и "трава не расти"

"Трава не расти" - это все же ради красного словца, надеюсь. А вот приоритезация, да, практически неизбежна в условиях неравномерной доходности регионов и ограниченности инвестиционных возможностей оператора, особенно в разгар кризиса. В убыточных или малодоходных регионах уместно действовать по-принципу "условия лицензии выполнили? - выполнили, а дальше пусть хоть трава не растет". По крайней мере до поры, пока регулятор не решит поднимать планку требований. А он вряд ли это готов делать в кризисной ситуации.

- Билайн может потерять конкурентоспособность по качеству услуг (что примерно эквивалентно лояльности абонентов) 

Не думаю. Ведь через аналогичную "централизацию" уже прошли некоторые из конкурентов Билайн по "большой тройке". Да, возможно качество услуг у этих операторов и просело, но разве мы наблюдаем какой-то гигантский отток? Нет. К сожалению, на сегодня качество сетей операторов Б4 практически не сказывается на конкурентных позициях, что и побуждает менеджмент компаний к оптимизации расходов на содержание сетей. Куда более эффективными сегодня многим кажутся расходы на меркетинг, нежели инвестиции в развитие сетей. И поскольку без всякого картельного сговора каждый оператор "большой тройки" чуть не всегда повторяет шаги конкурентов, то и в области оптимизации сюрпризов ждать не приходится. Косты надо резать и они сейчас режутся, и будут резаться всеми участниками рынка.

- Сократят ли всех сотрудников тех.дирекции в Москве?

Конечно нет. Во-первых, пока что, напомню, речь идет об одном регионе, пусть и самом большом - Восток. Во-вторых, наверняка потребуются какие-то люди в столице, как для координации с российской штаб-квартирой, так и для решения каких-то местных технических вопросов. Все же сети Билайн Московского региона - это не сети какого-нибудь райцентра. Сколько, когда, кого - ответы на эти вопросы мне, разумеется, не известны.

+ +


Школа данных Билайн - курс для менеджеров, подробности

Я уже анонсировал Курс Data-MBA для менеджеров, который запускает Школа данных Билайн с 16 февраля 2016 года. Сегодня вышел анонс с подробностями об этом курсе на Хабре, рекомендую взглянуть. 


В анонсе поясняется, чем этот курс отличается от курса для аналитиков и зачем вообще менеджменту компании, как высшему, так и среднему звену, нужно знакомиться с аналитикой больших данных, ее возможностями и инструментами.  

Планирую участвовать в нескольких первых занятиях, чтобы сравнить курс, что прохожу сейчас (для аналитиков), и новый курс, адресованный менеджерам. Благо в новом курсе нет домашних заданий на выполнение которых, признаться, времени совсем не хватает. Не требуется и особой предварительной подготовки к Data-MBA - все обещают рассказать на занятиях. Стоимость курса для менеджеров такая же, как и для аналитиков, все те же 100 тысяч рублей. Записаться на курс можно здесь до 12 февраля. 

+ + 



Роскомнадзор допустил к частотному аукциону не только Б4

На прошедшем в Роскомнадзоре заседании комиссии по проведению 2-го электронного аукциона на радиочастоты (2/2015) в качестве участников аукциона были приняты все заявители, подавшие заявки.


Таким образом, в аукционе смогут принять участие:
- ВымпелКом
- МегаФон
- МТС
- Теле2
а также:
ООО Твои мобильные технологии, Татарстан
ЗАО Р-Телеком
ООО Екатеринбург-2000, Свердловская область
ЗАО Вайнах Телеком, Чеченская республика

Источник: Роскомнадзор

Напомню, что продаваться будут лицензии на оказание услуг "подвижной радиотелефонной связи", "услуг передачи данных", "телематических услуг связи с использованием радиоэлектронных средств сетей связи" - в переводе на человеческий, лицензий на право оказывать услуги голосовой мобильной связи и мобильного ШПД.

Подробнее о торгах на сайте rkn.gov.ru , копия в архиве MForum.ru. .doc. Извещение об аукционе.
Цены на лоты - от 1,1 млн руб (Ненецкий АО) до 2,94 млрд за федеральную лицензию (с исключениями на отдельные территории). Всего - 5.9 млрд рублей, но это стартовая цена, которая может вырасти в ходе аукциона.

Победителям аукционов в 26 регионах, где частоты заняты под MMDS (якобы массово используются системами платного ТВ), придется также выплатить компенсации компаниям, которые будут освобождать им частоты (большинство лицензий MMDS завершается в 2016 году). Большинство лицензий принадлежат МТС, так что у этого оператора по сути есть существенное преимущество перед другими участниками торгов - в ряде интересных компании регионов можно будет смело идти на расходы, повышая цену лота, чтобы наверняка заполучить там частоты, благо расходы вернутся в виде выплат компенсаций в других регионах, где МТС частоты потеряет. Несмотря на то, что диапазон b38 - это диапазон TDD, а не FDD, уверен, что операторы все равно захотят купить предложенные частоты.

Ценность частот b38 ниже, нежели ценность частот b3, поэтому вряд ли баталии за эти частоты будут столь же жаркими, какими они были за частоты b3. У МТС и Билайн желание приобрести лоты выше, нежели чем у МегаФона, т.к. им приобретение частот позволит заметно поднять доступные пиковые скорости в своих сетях за счет сокращения отставания в доступных под LTE частотах относительно МегаФон с его йотагейтом. В регионах, где МегаФон лидирует по доле рынка пользователей 3G/LTE, оператор возможно захочет приобрести лоты b38, чтобы закрепить лидерство по доступным скоростям относительно МТС и Билайн - там цены могут сильно возрастать в ходе торгов.

Торги стартуют завтра, 9-го февраля.

+ +
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения