UPD: Шагреневая кожа СМАРТС. МегаФон забрал еще 4 актива

Активы СМАРТС тают, как шагреневая кожа.



Как известно, в июне 2015 года приобретение МегаФоном этих активов одобрила ФАС.

Давайте пройдемся по активам группы и посмотрим, как изменяется ситуация после этой покупки.

1. Астрахань.

Покупкой Астрахань-GSM интересовался также Вымпелком, но видимо компания сейчас решила не тратиться. Итак, Астрахань-GSM ушла МегаФон, вместе с лицензиями на 900 МГц и 14.7 МГц в 1800 МГц. Хорошее пополнение частотного пула компании, итак большого после йотагейта.

Вымпелком 14.10.2015 получил разрешение ФАС на приобретение СМАРТС-Астрахань. По состоянию на декабрь 2015 года, актив перешел к Вымпелком.

2. Башкирия. Здесь вотчина МТС ^^, так что СМАРТС-Уфа куплена МТС в декабре 2014 года.

3. Волгоград. Здесь МегаФон в 2014 году забрал СМАРТС-Волгоград, а Ростелеком (Tele2) - Волгоград GSM.

4. Ивановская область. МТС приобрела СМАРТС-Иваново с 14.2 МГц в 1800 и 10 МГц в 900.

5. Калмыкия. В июне 2015 года ФАС одобрила покупку СМАРТС-Элиста компанией Вымпелком в июне 2015 года. В августе 2015 эта сделка завершилась.

6. Краснодарский край. Tele2 выкупила здесь актив СМАРТС Телеком Евразия еще в 2007 году.

7. Марий-Эл. СМАРТС-Йошкар-Ола. Несмотря на наличие лицензий, никто похоже это забирать не хочет. А ведь это ценные частоты. Поразительно. Вот, что такое экономически не привлекательные регионы.

8. Мордовия. СМАРТС Саранск. Аналогично Марий-Эл.

9. Оренбургская область. Оренбург-GSM ушла Ростелекому (Tele2).

10. Пензенская область. МТС приобрела Пензу-GSM вместе с 14.8 МГц в 1800 МГц и 6.2 МГц в 900 МГц.

11. Самара. МегаФон предположительно приобрела СМАРТС-Самара. С частотами.

12. Саратовская область.

В июле 2015 года Вымпелком получил одобрение ФАС на покупку 100% голосующих акций АО СМАРТС-Саратов.
По состоянию на декабрь 2015 года, актив перешел к Вымпелком.

13. Татарстан. Еще в 2013 году актив СМАРТС-Казань ушел Таттелекому.

14. Ульяновская область. Здесь остается СМАРТС-Ульяновск, который пока не покупали. Ранее Ульяновск-GSM ушел к Волгателеком (ныне Tele2).

15. Чувашия. Предположительно СМАРТС-Чебоксары выкуплено МегаФоном, с частотами. Ранее этим бизнесом интересовались в Вымпелком, да так и не купил.

16. Ярославль. Предположительно Ярославль-GSM выкуплено МегаФоном, с частотами.

Итого, от "крупнейшего и непоколебимого регионального" остались мало на что годные остатки - в Саратове, Саранске, Ульяновске и Йошкар-Оле. Тем не менее, это не только 1-2 абонента, но и ценный мех, то есть лицензии на частоты 1800 МГц. Поскольку никто не спешат забирать себе эти горе-активы, цена на них просто обязана быть вменяемой. Поскольку Билайн явно получил менее всех при утилизации СМАРТС, было бы логично, если бы компания забрала себе хотя бы эти активы. Если этого не произойдет, я всерьез задумаюсь, насколько стратегически думают о будущем в Вымпелкоме.

Интересно, получит ли Сигма что-то от сделок с МегаФоном?

МТС и Вымпелком - чем грозит расследование в США

Я не буду повторять известные факты. Все понимают ситуацию с коррупцией в постоветских странах, особенно в Станах. Американцы выборочно с таким любят бороться. 


Почему-то именно сейчас какая-то шумиха началась, почему-то прочли заметку так, что дескать уже чуть не арестовывают имущество МТС и Vimpelcom. Нет. Аресты касаются имущества подозреваемых в получении взяток.

Пресс-служба МТС даже откликнулась специальным комментом:
МТС не является владельцем активов, в отношении которых государственные органы США направили запросы о содействии в аресте активов ряду европейских стран. Данные запросы не влияют на деятельность МТС в странах присутствия. Компания активно сотрудничает с ведущими расследование госорганами США, предоставляя по их запросу все необходимые документы и информацию.
Это понятно. Кто бы сомневался. 

Почему может падать биржевая стоимость компаний в связи с этой темой? Да потому, что суд США может выписать нашим компаниями неслабый штраф. Риск этого не 100%, но вполне весомый. 

++ 

Bakcell сообщает количество базовых станций LTE

Азербайджанская компания Bakcell сообщает, что в ее сети сейчас насчитывается 5299 базовых станций (2947 - GSM, 1979 - 3G/WCDMA и 373 - LTE). Оператор планирует установить еще 1000 BS LTE До середины 2016 года. 

Если сейчас сеть LTE Bakcell действует только в Баку, то по мере развертывания новых BS вырастет зона покрытия оператора.


По данным Bakcell, сеть компании обеспечивает покрытие 99% населения и 93% территории страны, услуги 3G доступны 85% населения и могут быть получены примерно на 70% территории Азербайджана за исключением спорных территорий.

Оператор заявляет о лидерстве по числу подключений LTE и по объему трафика мобильного интернета, но цифр не приводит.

В Азербайджане услуги LTE 1800 предоставляют также Azercell и Azerfon / Nar.


Билайн.Перевод. Тест услуги в скриншотах

Итак, проверим новый сервис мобильных переводов Билайн, обещающий суперудобства в использовании.
Выбираю сценарий "перевести 100 рублей с ЛС абонента Билайна на ЛС абонента МегаФон".

На стороне Билайн использую SIM-карту Билайн с подключенным ТП "Ноль сомнений". Это мог быть и другой ТП, не принципиально. Телефон может быть любым, я использую старенький смартфон.


Набираю *135#, жму вызов


Такую картинку увидеть не ожидал. Что, собственно, вводить и зачем? Пробую ввести 1 и жму Позвонить.

Похоже это и требовалось сделать (но зачем?), так как приходит уже вполне понятное сообщение. К сожалению без подсказки формата - как вводить номер непонятно, то ли начиная с 8926, то ли как +7926ХХХХХХХ. Пробую вариант с +7...


Ввожу номер получателя в формате +7926ХХХХХХХ. Кстати, если чуть промедлить во вводе, все сбрасывается на исходный экран. Номер, к сожалению нельзя выбрать из телефонной книжки, надо знать его наизусть - это неудобно и таит в себе возможность ошибиться в наборе и отправить перевод не тому абоненту. 

На следующем экране сервис показывает мне введенный номер уже без +7 и просит его подтвердить вводом единицы. Что-то вроде возможности самопроверки - можно еще раз полюбоваться на номер и его проверить. Номер получателя на скриншоте я затер, на экране он отображается полностью.


Ввожу 1. 


Ввожу 100. 

Предлагается выбрать источник средств - телефон или банковские карты. 


Выбираю телефон, так что ввожу 1.




SMS приходит через несколько секунд


Телефон получателя перевода звякает SMS


Перехожу по ссылке  (внимание, для этого нужен мобильный интернет)


Выбираю "На свой мобильный счет"

Опять же непонятно, в каком формате нужно вводить номер телефона - то ли начиная с +7, то ли без +7.  Попытка оказалась неудачной.


Жму на "Повторить отправку перевода" и попадаю на предыдущий экран.

На этот раз все получается


Жму на "получить".



Приходит также и подтверждающая SMS


Проверяю баланс, +100 рублей на месте.

Тут же приходит подвтерждающая SMS и на телефон Билайн.


Жаль, что не сообщается остаток. Ладно, это мелочи, в целом процесс прошел успешно.

Чего я не понял
1. в какой момент и как я могу установить защитный пароль на пользование услугой?
2. Как подключить к услуге банковскую карту для приема на нее денег. Попытка просто выбрать соответствующий пункт "На банковскую карту"



привела к появлению предложения ввести номер карты:

Далее я  получил уже знакомое подтверждение



Но дальше что-то пошло не так


После пары неудачных попыток пришлось и этот перевод принять на номер телефона. Так что вариант "с ЛС отправителя на банковскую карту получателя" у меня проверить не удалось. По крайней мере с моей кредитной картой Citibank.

На этом я свои эксперименты завершил, по крайней мере, на сегодня.

Конспекты: Билайн.Перевод - новая финансовая услуга Вымпелком

Сегодня компания Вымпелком представила новую финансовую услугу "Билайн.Перевод", которая, судя по первому впечатлению, может стать популярной. Предлагаю вашему вниманию конспект пресс-встречи с компанией во время которой нам рассказали об услуге.

Услугу представляли Александр Сахаров, директор по развитию финансовых продуктов и сервисов «Билайн» и Илларион Яловенко, руководитель департамента по развитию финансовых продуктов «Билайн».



Александр Сахаров: Как вы знаете, мы нацелены на создание полноценной финансовой системы для абонентов. Развиваем такие направления, как денежные переводы, кредитование, страхование, кредитные карты, в общем, весь спектр финансовых услуг. Сегодня представляем новый этап развития нашего сервиса денежных переводов. Это первый шаг, в дальнейшем мы планируем этот сервис развивать и совершенствовать. Так что готовьтесь к новостям в этом квартале, мы покажем еще ряд новых продуктов.

Илларион Яловенко: Что сейчас представляет из себя Билайн в области финансовых сервисов? Мы - оператор Номер один по части финансовых сервисов. У нас больше всего абонентов, пользующихся такими услугами, у нас самый большой денежный оборот по этим сервисам.  У нас больше всего набор услуг, если сравнивать нас с основными конкурентами.
4 млн абонентов Билайн пользуются "мобильной коммерцией", т.е. делают покупки и оплачивают их с лицевых счетов. У нас продолжается постоянный рост числа пользователей, +15% год к году. С нами остаются старые клиенты, появляются новые. Причина проста - предлагаем удобные сервисы, в основном это покупки и переводы примерно в соотношении 50 на 50. Выручка выросла на 30% за год. В среднем человек делает 3.5 транзакции в месяц.



Какие услуги мы предлагаем помимо мобильной коммерции, которая пока что занимает 90% от нашего оборота? Это те деньги, которые люди тратят с лицевого счета. Мы, например, запускаем ряд альтернативных финансовых сервисов - это платежная карта Билайн, т.е. банковская карта с дополнительной привязкой к бонусной программе. Это оплата в Google Play и Windows Store - в этом мы также на первом месте среди конкурентов, мы запустили услугу раньше них, у нас больше клиентов, чем у них. Вскоре добавим еще услугу с известным брендом и там тоже можно будет делать покупки, оплачивая их с лицевого счета. Делать это просто и интересно. Не нужно ввводить номер банковской карточки, берете телефон, видете программку, нажимаете "оплатить с лицевого счета".



Мы первые среди операторов запустили услугу получения наличных с лицевого счета абонента в банкоматах. Тоже очень удобная услуга. Раньше люди переводили деньги с лицевого счета на банковскую карту, затем уже шли с картой к банкомату. Сейчас можно сразу подойти к банкомату, ввести PIN-код, который был сгенерирован, когда вы захотели воспользоваться услугой, и получить деньги, минуя звено, которым является банковская карточка.

Услуги страхования также активно развиваем, можно прийти в офис Билайн и купить страховку. В ближайшее время планируем выход в digital пространство с этим сервисом.



Вернемся к мобильным переводам. Средняя сумма на сегодня составляет 2600 рублей, на пользователя услугой приходится более 5 транзакций в месяц. Деньги обычно присылают родственники, друзья. Типовая ситуация - вы пришли пообедать и обнаружили, что на карте нет денег. Мобильный перевод - самый простой способ мгновенно пополнить карту. У нас сейчас 500 тысяч клиентов, пользующихся услугой.  Маржинальность переводов гораздо интереснее, чем, например, покупки.

Что обычно выступает источником средств, когда мы хотим передать деньги другому человеку?


Это наличные, которые мы можем передать физически, из рук в руки.

Это банковские карты. Если у меня, например, есть банковская карта, я могу перевести деньги с карты на карту, воспользовавшись онлайн-доступом банка или в мобильном приложении оператора.

Со счета мобильного. Могу перевести деньги со счета своего мобильного на счет другого мобильного, могу перевести деньги со счета своего мобильного на чужую банковскую карту.

Электронные деньги или кошельки. Не так давно мы запустили совместный проект в этой области вместе с QIWI.

Как это работало раньше? Если нужно было перевести деньги, приходилось устанавливать мобильное приложение, авторизоваться, получить карту или счет.  Если это был электронный кошелек, то карту получать не нужно было, но необходим был пароль, та же авторизация и так далее. Все эти шаги требовали времени, удобным подобный сервис можно было называть с некоторой "натяжкой". А еще требовалось знать реквизиты человека, в зависимости от сочетания банков у отправителя и получателя, могли быть различные сроки осуществления транзакции, вплоть до нескольких дней. Перечисление не получалось мгновенным.


Что мы придумали?

Очень простой в использовании сервис, основанный на USSD !


Почему на USSD? Сейчас проникновение смартфонов - около 30%. А USSD поддерживают все телефоны!  Комбинация *135# позволит произвести перевод с любого телефона. Это может быть и iPhone, и обычная кнопочная Nokia.

Источником средств сейчас выступают банковские карты и счет мобильного телефона по вашему выбору. Этот список постепенно будет увеличиваться, например, появятся электронные кошельки. Все варианты электронных платежных средств, которые существуют, мы планируем постепенно подключать, улучшая услугу.

Получение. Как это работает? 

Получить деньги можно также на любой из счетов - на счет банковской карты или лицевой счет по вашему выбору.

Т.е. отправлять можно средства, как с телефона, так и с карты, по выбору отправителя, и получать, как на карту, так и на телефон, по выбору получателя. В качестве идентификатора используется только номер телефона, не нужны ни номера счетов, ни другие реквизиты.

Для перевода набираем *135#, вводим номер получателя, не зная никаких других его реквизитов. Только телефон - друга, мамы, кого угодно. Вводите сумму, перевод "улетает".

Чем хорош сервис, что отличает его от аналогов?

Как только человек получил по SMS ссылку, он по ней переходит и выбирает, например, на какую из банковских карт он хочет получить перевод. Причем карту можно подключить не заранее, а непосредственно при получении перевода, какая сейчас является удобной или актуальной. Деньги практически мгновенно окажутся на нее зачислены.

Если, например, вы в какой-то момент оказались без денег, услуга позволит оперативно их раздобыть, если, конечно, вам есть кому позвонить, кто готов будет "забросить" вам  необходимую сумму.

На период запуска и отладки услуги, мы сделали очень привлекательную комиссию - 0.5% при переводах с банковской карты и 4% - при переводе с лицевого счета клиента у оператора сотовой связи. Кому-то может показаться, что это много, но это дешевле, чем предлагают конкуренты.

Самое главное - услуга доступна на всех моделях телефонов, включая фичафоны. У слуга доступна в роуминге, причем важно отметить, что в роуминге вам не придется платить за интернет-доступ. Поскольку USSD не требует оплаты, если вы находитесь в роуминге.

Т.е. если вы находитесь в другой стране и хотите перевести кому-то деньги, точно так же набираете *135# и отправляете деньги тому, кому хотите.

Мы постарались добиться действительно мгновенного зачисления денег - с большинством банков это работает. Есть, конечно, не слишком известные банки, с которыми транзакции занимают какое-то заметное время. Все же практически все банки работают в режиме близкому к реальному времени.


Сервис уже открыт, можно им пользоваться! 

++

Конспект сессии вопросов и ответов.

Q: Будет ли взиматься дополнительная комиссия при переводе на номера других операторов сотовой связи?

ИЯ: Нет. Номер может быть любого оператора. Главное, чтобы у получателя был подключен мобильный интернет и была возможность выхода в мобильный интернет.  Когда ему приходит в SMS ссылка, получатель ее открывает, попадает на "страничку приземления", там вводит номер своей карты. Получателем может быть абонент МТС, МегаФон, Tele2, любого другого оператора.

Q: МТС месяцем ранее запустила услугу мобильных переводов, они не использовали механизм USSD, все через SMS. Почемы вы пошли другим путем?

ИЯ: Мое личное мнение - это не всегда удобно. Если, например, у вас iPhone, то сработает iMessage и перевод не получится сделать. Кроме того, сервис МТС пока не предусматривает использование карт. Переводить можно только с ЛС на ЛС, это ограничивает применение. SMS - это платная услуга. В роуминге может оказаться достаточно чувствительно посылать SMS. А еще SMS медленнее ходят, USSD, как канал работает быстрее.

Q: Нужно ли каждый раз вбивать номер карты, когда требуется с нее перевести деньги?

ИЯ: Достаточно разово "привязать" карту. Когда вы идете по меню у вас будет соответствующая опция. Когда телефон спросит "с ЛС или с карты", то если не было привязано карт, можно будет "привязать" карту. Все идет через 3DS, так что за безопасность особо волноваться не нужно. Уровень защиты обычный для покупок в интернете.

Q: Т.е. если я в роуминге и у меня не подключена карта к сервису, и не подключена передача данных, то и перевод выполнить не получится?

ИЯ: Получится, но не с карты, а только с ЛС.

Q: Если абонент потерял свой телефон с подключенной услугой Билайн.Переводы, а кто-то его нашел, сможет ли этот посторонний воспользоваться деньгами абонента, особенно теми, что лежат на карточке абонента? 

ИЯ: При регистрации мы просим ввести платежный пароль из четырех цифр. Это обеспечивает дополнительный уровень защиты средств абонента. Этот пароль знаете только вы. Если кто-то нашел ваш телефон, он доходит до момента ввода пароля и на этом его попытки воспользоваться чужими средствами прекратятся. По-сути этот пароль - аналог пароля для SIM-карты, он будет запрашиваться системой для каждого перевода.

Q: Если пользователь забыл платежный пароль?

ИЯ: Придется "отвязать" карту и заново ее "привязать". Это стандартная процедура проверки, что пользователь является владельцем карты. Если трижды ввести платежный пароль неправильно, то карта будет отвязана, нужно будет заново ее привязать и заново ввести платежный пароль.

Q: Кто выступил партнером проекта?

ИЯ: Эквайринг обеспечивает Альфа-банк, логику услуги (как происходят списания, логику работы меню и т.п.) разработали в Банке Воронеж, еще один партнер - это "Кредит Пилот",

Q: Какой сейчас статус у запуска услуги?

ИА: Услуга уже предоставляется, статус пока что "опытно-коммерческая эксплуатация". Баги какие-то пока что возможны, услуга новая. Будем дорабатывать по замечаниям и пожеланиям, но концептуально услуга уже не изменится.

Q: Какие ограничения по суммам перевода?

 ИЯ: Не более 600 тысяч руб. в месяц с карты. Минимальная сумма перевода - от 10 рублей. Не более 15 тысяч одним переводом (точнее не более 14400 руб).

Q: Что делать получателю, который получил SMS со ссылкой, но не может воспользоваться мобильным интернетом?

ИЯ: Дойти до компьютера, подключенного к интернету. Вбить в адресную строку браузера полученную ссылку.
Со временем мы сделаем также "приземление" услуги через USSD, тогда можно будет работать с услугой совсем без мобильного интернета. Можно было бы через SMS сделать, но USSD лучше защищено от мошенников.
Кроме того, на следующем этапе планируем добавить возможность получения наличных через системы перевода денег, в банкоматах.

Q: Может ли получатель отказаться от перевода?

ИЯ: Да, через меню.

Q: Что будет, если на телефоне получателя "сидит" троян? Сможет ли тот, кому троян вышлет ссылку и номер телефона получателя, принять деньги на счет своей карты. 

ИЯ: В принципе, это теоретически возможно. Собственно, троян может что угодно "украсть с телефона", например, пароли к онлайн-интерфейсам банков и т.п.

Q: Какой оборот ждете от услуги?

ИЯ: Сотни миллионов, миллиард рублей, это реально. Со временем, конечно. Может быть через полгода.

Q: Как услуга будет работать на постоплате?

ИЯ: Будет работать. Там, как вы знаете, есть специальный авансовый счет, который нужно пополнять. На него нужно положить деньги, т.к. комиссия списывается с него. Переводимые деньги при этом списываются с карты, а 0.5% - с ЛС телефона. Соответственно, если это корпоративный телефон, то это отдельный счет САС, который нужно пополнить. Так сделано для бухгалтерии, которой требуется возможность разделять личные и корпоративные затраты.

Q: Получатель может быть где угодно в мире?

ИЯ: Да, лишь бы до него там SMS доходили.

 ++

На этом официальная часть завершилась. Мой тест услуги здесь >>

Erica - новый андроид Хироши Ишигуро. Еще совершеннее!

Профессор Университета Осаки Хироши Ишигуро не нуждается в представлениях, он известен всем интересующимся робототехникой. Очередная разработка команды под руководством профессора - адроид Erica (Эрика).


На этот раз, разработчики концентрировались не только на внешней схожести робота с человеком, но также серьезно усовершенствовали речевые возможности и "боди лэнгвидж", т.е. позы и жесты. Как ожидается это уменьшит эффект "зловещей долины" при разговорах с таким роботом.

Разработка проходила совместно с Japan Science and Technology Agency, Университетом Осаки, Advanced Telecommunications Research Institute (ATR), Университетом Киото. Коммуникационные возможности Эрики были продемонстрированы в японском музее Mirajkan National Museum of Emerging Science and Innovvation in Tokio в начале августа 2015 года.

Хотя по человеческим меркам Эрика по-прежнему движется  чересчур скованно, андроид способна отвечать, например, на такие вопросы, как "У тебя есть хобби? Какое?". Явный шаг вперед от предыдуших разработок г-на Ишигуро.



Невербальные навыки Эрики - это моргания, эмоциональные гримасы, наклоны головы удачно дополняют выраженный японский стиль общения робота. Андроид может даже произносить "классическое" "uuuuunnnn?" (японский вариант "да ну?").

Г-н Ишигуро также утверждает, что робот способен распознавать речевые паттерны и невербальные сигналы собеседника.

Глядя на Эрику, а также на еще одну японскую разработку - андроида Asuna, нетрудно вообразить, что совсем скоро подобные роботы смогут начать работать в приемных различных японских компаний.

Источник: mashable.com

Tele2 подготовила контактный центр к запуску сети в Московском регионе

Для этого был выбран контактный центр в Саранске, республика Мордовия. После обновления он объединил все информационно-справочные службы Tele2 в Поволжье и Центральной России.


В настоящее время операторы в Саранске обслуживают вызовы около 8.5 млн абонентов Tele2 в Нижегородской, Кировской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Владимирской, Тверской, Рязанской, Костромской, Тульской, Смоленской и Калужской областей, а также Удмуртской и Чувашской республик, республик Мордовии, Татарстан и Марий Эл.

Вскоре нагрузка на центр вырастет, к числу обслуживаемых Саранским контактным центром добавятся абоненты Московского региона.

Средний возраст консультантов контактного центра составляет 25 лет. Более 40% сотрудников – студенты старших курсов вузов, которые наряду с профессиональным опытом и знаниями приобретают трудовой стаж и в дальнейшем могут планировать свою карьеру в Tele2. Все сотрудники контактного центра проходят многоуровневую систему обучения.

Для соискателей работа в Tele2 − это прекрасный шанс стать частью команды крупной федеральной компании, которая предлагает комфортные условия работы: контактный центр в Саранске оборудован зонами для отдыха персонала, спортивным залом и просторной столовой, а его общая площадь составляет более 2000 квадратных метров.

Сегодня в России действует четыре контактных центра Tele2: в Ростове-на-Дону, Челябинске, Иркутске и Саранске. В июле 2015 года уровень удовлетворенности абонентов обслуживанием в Tele2 достиг рекордной отметки в 94%. Во многом благодаря качественной поддержке клиентов оператор демонстрирует самый высокий в отрасли показатель NPS, указывающий на готовность абонентов рекомендовать услуги друзьям и близким. По итогам 2014 года он составил 48% (данные компании).

Также по данным компании среднее время ожидания ответа в контактном центре составляет 20 секунд. Это неплохой результат, в иные годы значение этого показателя колебалось от, например, 10 секунд у Билайн в 2011 году до 30 секунд у МТС в 2011 году. Кроме того, у сотрудников контактного центра компании расширенные полномочия, что позитивно сказывается на времени решения проблем клиентов. Компания утверждает, что 99% обращений клиентов решается операторами за 2 минуты.

Запуск сети Tele2 в Москве можно, вероятно, ожидать в начале сентября 2015 года.

++

Напомню, что контактные центры сейчас принято размещать в регионах, где сравнительно низка оплата труда, но где при этом в достаточном количестве представлена молодежь - студенты и люди с высшим образованием. Также для устройства колл-центра нужны удобные недорогие площади с резервированными каналами связи, энергии. Часовой пояс и расстояние до "зоны обслуживания" не так важны, хотя работа сотрудников колл-центра в ночное время стоит как правило дороже, чем днем - этим объясняется, что у российских компаний как правило несколько контактных центров в разных часовых поясах. Важнее отсутствие у сотрудников местного "говора" и в целом хорошее знание русского языка, иногда приходится даже проводить специальные занятия по постановке правильной речи.

Обновлено: Билайн первым в России включил на сети поддержку VoLTE

Пока что услуга передачи голоса в сети LTE по технологии VoLTE доступна только постоплатным клиентам.



На какие преимущества использования VoLTE можно надеяться абонентам:

- Время установления соединений в сети LTE в 6 раз ниже, чем при использовании CSFB и составляет 1-2 секунды
- Высокое качество передачи голоса за счет поддержки HD-Voice.
- Можно одновременно разговаривать по телефону и пользоваться мобильным интернетом LTE

Разумеется, все эти преимущества доступны только в том случае, если абонент пользуется аппаратом с поддержкой VoLTE там, где доступна услуга и его звонок идет на телефон абонента, который также находится в зоне покрытия сети LTE с поддержкой VoLTE, и использует телефон с поддержкой VoLTE. Пока что таких абонентов в сети Вымпелком в Москве, крайне мало, но лиха беда начало!



Первым устройством, которое обеспечивает поддержку VoLTE в России стал китайский аппарат Alcatel Onetouch Idol 3 (5.5). Конечно, у того же Samsung в портфолио намного больше аппаратов с поддержкой VoLTE, но видимо южнокорейская компания не проявила достаточной гибкости с тем, чтобы первой стала одна или несколько ее моделей. Впрочем, это не более, чем предположение. Аппараты с поддержкой VoLTE есть и у Huawei.

Всего в мире заявлено или выпускается более 200 смартфонов с поддержкой VoLTE. Конечно далеко не все они представлены в России. Кроме того, даже если модель в принципе может поддерживать VoLTE, нужно еще, чтобы соответствующий функционал был активирован производителем телефона.

Если у вас USIM-карта Вымпелком с поддержкой LTE и постоплатная система расчетов, для начала пользования VoLTE следует принять отправленное на ваш телефон обновления ПО. Оно станет доступно с 18 августа. Кроме того, нужно будет позвонить в абонентскую службу по телефону 0611. Компания обещает в ближайшее время расширить число моделей аппаратов с включенной поддержкой VoLTE.

Билайн давно и активно готовился к запуску VoLTE. Еще весной я участвовал в демонстрации первого VoLTE-вызова на коммерческой сети компании. Решение инфраструктуры для поддержки VoLTE поставила Huawei. Коммерческую эксплуатацию VoLTE оператор мог бы запустить намного раньше, но процесс тормозила необходимость дождаться разрешения спецслужб, которые не спеша "допиливали" свои системы подслушки под VoLTE. Документы, регламентирующие использование VoLTE и сейчас еще "находятся в работе", но бумажку с разрешением от спецслужб удалось получить и компания начала предоставление услуги не дожидаясь, пока провернутся все бумажные шестеренки процесса "регулирования".

Чем хороша VoLTE - она позволит перевести хотя бы часть голосового трафика в сети 2G и 3G, а когда-нибудь и вовсе от них отказаться. VoLTE намного экономнее использует частоты, чем устаревшие стандарты.

Всего поддержка VoLTE была запущена 25 операторами в 16 странах мира на середину июля 2015 года. Практически все операторы, запуская VoLTE запускают также поддержку HD Voice, это сделали и в Вымпелком. В список стран, где действуют услуги VoLTE входят: Германия, Гонконг, Италия, Канада, Румыния, Сингапур, США, Южная Корея, Япония. Благодаря Билайн, мы попали в Топ-20 стран мира с VoLTE, это круто! Планы в отношении VoLTE есть более, чем у 91-оператора в мире, так что число моделей телефонов с поддержкой VoLTE, как ожидается, будет быстро расти. Вымпелкому также предстоит позаботиться об организации VoLTE-роуминга.

VoLTE требовательна к качеству покрытия, если абонент, разговаривающий по телефону в режиме VoLTE HD Voice выйдет из зоны действия LTE, например, попав в "теневую зону", разговор может прерваться. Лечится это поддержкой SRVCC, этот функционал при выходе абонента из зоны LTE переводит вызов в сеть 3G. Поддерживается ли этот функционал на сети Вымпелком? Надеюсь, что да. Интересно, как воспримут новую услугу абоненты, которые ей начнут пользоваться?


МТС сообщает о расширении сети LTE в Удмуртии

МТС сообщает о том, что Удмуртия стала регионом с самым активным пользованием услугами мобильного интернета 4G/LTE среди регионов Поволжья. Треть всего объема мобильного интернет-трафика прошла через устройства с поддержкой LTE (что не означает, что этот трафик прошел через эти устройства в режиме использования сети LTE).

Компания к сожалению сообщает только относительные цифры - о росте трафика в 2q2015 на 70% год к году. При рости числа интернет-абонентов (это тоже не только LTE) на 18%. Число пользователей LTE выросло в 3 раза, но неизвестно с какого и до какого значения, что делает эту информацию малоценной. Тем не менее, в успехи МТС в Удмуртии нетрудно поверить, здесь компания является лидером по охвату населения покрытием 4G/LTE.

LTE от МТС в Удмуртии

Единственная интересная цифра - средний трафик абонента  МТС в Удмуртии - 2.4 ГБ. Это включая абонентов 2G/3G. Если брать только абонентов LTE среднее потребление было бы больше, но компания эту цифру не приводит, к сожалению. 

МТС сообщает, что расширила географию доступа к мобильному интернету в сети 3G в Дзякино, Арзамасцево, Игре, Кизнере, Зуре, Дулесово, Усть-Сарапулке, Уральском, Юрино, Байкузино, Поршур-Тукле, Люге, Кигбаево и ряде других населенных пунктов и местах отдыха. 

Конкуренция в области LTE в Удмуртии пока слабая. МТС первой запустила сеть стандарта LTE в этом регионе еще в 23 сентября 2013 года. С тех пор начал предоставлять услуги LTE только МегаФон - с 4 февраля 2015 года. 

Сеть LTE МегаФон в Удмуртии

Как и в ряде других российских регионах, покрытие МегаФона в области невелико, сравните карту покрытия сети LTE этой компании с тем, что развернул в регионе МТС.

Другие операторы пока и вовсе не представлены в регионе сетями LTE, так что выбор у абонентов, желающих использовать услуги LTE, достаточно простой. 

UPD: В целом у МТС сети LTE действуют в 78 российских регионах, по этому показателю МТС лидирует на российском рынке. 

МТС расширяет покрытие LTE-сети в Рязанской области

По данным компании 720 тысяч жителей Рязанской области обеспечены покрытием LTE-сети МТС в 20 населенных пунктах. Это такие города, как Рязань, Рыбное, Касимов, Михайлов, Сасово, Скопин, Шилово, а также села и поселки, например, Мурмино, Льгово, Шумашь, Поляны, Агро-Пустынь, Дядково, Варские и т.п.

МТС также сообщет, что покрытие 3G обеспечивается в более, чем в 80% малых населенных пунктов (с населением от 500 до 10 тыс человек.

Напомню, что у МТС в Рязанской области сеть LTE b7 2x10 МГц, что обеспечивает теоретические пиковые скорости до 75 Мбит/с. Поставщиком выступает компания Nokia Networks.

Инвестиции МТС в регион превысили 400 млн в 2013-2014 году.

На момент запуска МТС предлагала на своем сайте вот такую карту покрытия:



Сейчас число точек с покрытием LTE от МТС на карте области заметно выросло.


В Рязанской области у абонентов все еще скудный выбор провайдеров LTE. Кроме МТС в регионе действует LTE сеть МегаФона. Но МегаФон конкурентом для МТС не назовешь, сеть LTE компании даже в Рязани не обеспечивает приемлемый охват, а в области, судя по карте МегаФон с LTE еще и не начинал, так что МТС - это на сегодня безусловный лидер в регионе в области LTE. Кстати, аналогичную расстановку сил можно встретить еще в ряде регионов.



Планы Билайна и Tele2 по выходу в Рязанскую область с LTE  мне не известны.

О телекоме в Рязанской области >>

Китайские ударные дроны CH-3 участвуют в боевых действиях?

США на сегодня остаются бесспорным лидером в области производства и использования  военных дронов. В армии США используются более десяти тысяч высокотехнологичных дронов, некоторые из которых вооружены ракетами воздух-воздух, воздух-земля, а также бомбами, тогда как другие дроны не вооружены летальным оружием и предназначены прежде всего для разведки или наблюдения.

В США сейчас примерно вчетверо больше военых дронов, чем во всех странах Западной Европы вместе взятых. Китай предпринимает активные усилия для того, чтобы сократить разрыв с США в этой области. Идет разработка и производство военных дронов. И, похоже, китайские дроны проходят "обкатку" в условиях реальных военных конфликтов. Если наблюдатели не ошибаются, китайские военные дроны сейчас участвуют в войне в Нигерии в боях Abuja против Boko Haram.

Еще в январе появились первые фото сбитого на северо-востоке страны дрона, похожего на китайский CH-3. Это БЛА типа "летающее крыло" с размахом крыльев 7.62 м, с толкающим пропеллером позади корпуса, разработанный China Aerospace Sciense and Technology Corporation. Скорость полета - до 240 км/ч. Может нести на борту оружие, например пару ракет типа AR-1 "воздух-земля". Если эта информация достоверна, то возможно это первые свидетельства в пользу того, что китайские военные дроны включились в игру, в которую военные дроны США играли практически без конкурентов примерно с 2001 года.

Предположительно CH-3
источник: @alert5

Таким образом, Китай поставляет военные дроны тем, кто в них нуждается, но кому США отказывается продавать свои Predator и Reaper, например, по соображениям национальной безопасности, а также если нет уверенности в том, что сторона, которая купит дроны будет применять их в соответствии с международным законодательством. Нигерия - в списке стран, куда дроны США не должны продаваться, поскольку в этой стране подчас сложно различить "террористов" и "правительственные войска" или спецслужбы, если говорить об уровне жестокости и уважении к законам страны. Поскольку в США все же не желают победы террористам, в 2014 году эскадрон американских дронов Reaper разместили в Чаде, откуда они невооруженными вылетают в Нигерию для содействия в поиске вооруженных формирований террористов. Эти дроны все еще продолжают свою работу.

И вот, похоже, кроме американских дронов в Нигерии обнаружилось, как минимум два китайских CH-3. Один из них сбит, другой, возможно, находится в ангаре в Yola. Кто управляет дронами с наземных станций - неизвестно, это могут быть обученные китайцами нигерийцы или контракторы из Китая.

В общем, не так важно, что именно делают китайские дроны в Нигерии. Важнее то, что если до сих пор США поставляли военные дроны практически только своим союзникам, то сейчас и другие желающие, включая авторитарные режимы, смогут оснастить свои армии высокотехнологичными военными дронами?

Тема не ограничивается только БЛА, согласно оценкам Пентагона, в период между 2014 и 2023 годами в Китае планируют произвести порядка 41 800 наземных и морских необитаемых систем общей стоимостью около $10.5 млрд".  PDF. Вряд ли все это "богатство" останется внутри страны.

Источник: thedailybeast.com

Интересно, что в июле 2015 года неожиданно выпустили запрет на экспорт из страны наиболее высокотехнологичных дронов, например таких, которые способны выдерживать сильные порывы ветра. Что это? Нежелание делиться собственными высокотехнологичными разработками с конкурентами? Или ответ на опасения США, что этот вид оружия начнет практически бесконтрольно расползаться по миру?  Коснётся ли это решение и военных дронов? Пока для меня не ясен ответ на эти вопросы.

++

Конспекты: Аренда площадок. К.Дулапчи, Опыт ВымпелКом

Константин Дулапчи, департамент аренды технологической недвижимости Вымпелком. Конспект выступления на форуме, посвященном вопросам аренды технологической инфраструктуры "Вместе в будущее". Трехлетняя стратегия компании по снижению арендных выплат.




Я отвечаю за стратегию, но являюсь представителем технического блока в зоне ответственности которого лежит сейчас наша операционная эффективность по техническим затратам, в частности, по аренде технологических позиций. Кроме стратегии также управляю ее операционной реализацией в департаменте аренды технологической инфраструктуры.
В моем докладе повторятся слова, которые уже звучали сегодня на форуме. Это ВМЕСТЕ, это ИЗМЕНЕНИЯ, это БУДУЩЕЕ. Это ключевые факторы, которые в дальнейшем позволят операторам построить эффективную бизнес-модель и сохранить бизнес.

В Вымпелком понимание того, что нужно меняться пришло более года тому назад. Составляя планы развития сети на ближайшие три года, мы обнаружили, что кейсы не сходятся. Тренд по затратам не позволял получить тот эффект для бизнеса, который от нас требовался. Уровень затрат, даже без особого развития сети, съедал бы существенную долю ожидаемого от бизнеса уровня доходов. Картина получалась печальной. Было понятно, что придется меняться.



Грустный поросенок на картинке - образное выражение нашей операционной эффективности после воздействия на нее общеотраслевых трендов снижения выручки от голосовой связи, переориентации пользователей на data-сервисы. Эта переориентация также приводит к росту трафика передачи данных, что требует постоянного инвестирования в развитие сети для поддержания или повышения качества услуг, для развития набора предоставляемых услуг.

Чтобы не потерять инвестиционную привлекательность, нам нужно оставаться привлекательными для наших клиентов. Для этого нужно повышать качество и разнообразие предоставляемых услуг, но это сложно или невозможно без повышения операционной эффективности. Ключевым элементом такого повышения является контроль над затратами, точнее - снижение затрат. Где лежат основные затраты все знают, существенная их часть - это техблок. Затраты на аренду - это более 50% затрат технического блока. 

В Вымпелком стартовали программы по контролю затрат по всем направлениям. Сокращение затрат на аренду технологических площадок - это не какая-то изолированная инициатива. Проект OPEX Book - это проект, охватывающий экономию по всем видам затрат. У каждого направления возможной экономии сейчас есть ответственное лицо, cost-лидер, который сейчас реализует необходимые изменения. 

Это та стартовая позиция, с которой мы начинали. Что мы делаем, как мы меняемся, чтобы иметь право войти в будущее? 

В течение прошедшего года мы в основном менялись внутренне, внутри компании.  Мы менялись организационно, смотрели за потенциалом, который есть внутри. Сейчас делаем шаги наружу, и сразу же мы хотели бы действовать ВМЕСТЕ с другими операторами. 

Снижение затрат в рамках работы над повышением операционной эффективности не следует понимать, как желание компании потратить меньше в абсолютном плане. Стоит задача тратить эффективнее, чтобы иметь возможность наращивания и уплотнения покрытия.





Начали с себя, выявили изъяны бизнес-процесса, выявили "жирок" от которого можно было сравнительно безболезненно избавиться. Провели необходимые организационные изменения, внутреннюю организационную трансформацию. Была выстроена функция в рамках техблока. На всех уровнях появились ответственные за этот колоссальный пул затрат. На уровне "штаба" - департамент управления арендой технологической инфраструктуры. На уровне регионов - это менеджеры, начальники отделов поиска и аренды. На уровне филиалов - это наши основные силы, наши руки, головы, наш персонал, который вовлечен в операционную работу.  



Вертикаль начала работать только после того, как были поставлены "сквозные" цели, причем цели распространялись как по функциональной вертикали, так и захватывали вовлеченные подразделения. Что также важно в эту целевую матрицу попали также руководители технических подразделений наших операционных единиц - филиалов и региональных управлений. На мой взгляд, это стало основой, платформой всех последующих успешных изменений, которые мы осуществили в рамках реализации стратегии. 

О мотивации и персональной ответственности подробнее поговорим далее. 


Выстроив вертикаль, нужно мотивировать людей. Это было сделано в виде мотивационной программы. Она была нам крайне необходима, и в прошлом году мы ее сделали. Она дала свой эффект. Эта программа своевременно выступила в качестве "первой морковки", которая стимулировала сотрудников, за которой многие потянулись. Считаю, что бонусы, которые были выплачены компанией по итогам 1H2015, 2H2015, были достойными.  Более половины сотрудников функции, а всего в функции работает 400 человек, в течение года приняли участие в бонусной программе. 

В 2014 году задача у нас стояла выйти в 0 по изменению цен на аренду за год, т.е. недопустить рост. На момент постановки решить такую задачу казалось невозможным. Мотивационная программа позволила нам этого результата добиться. Причем мы справились с этим за считанные месяцы, с сентября по декабрь 2014. 

Крайне тяжелая работа по перелопачиванию базы была проведена. Мы шли к наиболее одиозным арендодателям. Везде, где видили потенциал, шла работа. Соответственно те, кто добивался для компании успеха, получали достаточно серьезное вознаграждение.

Мотивационная программа, как инструмент, не вечна. У нас она ограничена по-времени и это сделано осознанно. Сейчас она утверждена до конца 2015 года. Дальнейшее ее продление может быть отдельным решением по результатам работы. Но мотивационная программа не будет давать необходимой эффективности без использования второй морковки. 

Как это понимать в рамках нашей стратегии? Это персональная ответственность. Человек получает возможность "снять сливки", то есть он идет туда, где, как он считает, сможет добиться снижения аренды, и при успехе получает бонус. Но также возникает персональная ответственность, заставляющая человека идти туда, куда на первый взгляд, идти незачем, т.к. вероятность получения там скидки не слишком велика.  

Была создана автоматизированная система NRI, куда занесены все объекты с которыми мы работаем. Это система планирования наших целей и контроля их достижения с элементами персонализации. За каждым сайтом закреплен персональный менеджер, сотрудник. Соответственно его персональный результат, его вовлеченность в процесс серьезно оценивается. Сейчас достигнутый результат достигнут примерно половиной сотрудников.

Юрий Маленков. Когда вы внедрите что-то подобное, вы увидете, что у вас снижением себестоимости занимаются далеко не все. Хорошо, если половина людей. А еще половина занимается еще чем-то. Это "еще чем-то" для на оказалось загадкой. NRI позволила прояснить. Сотрудник в конце рабочего дня заходит в систему и фиксирует в ней какие-то транзакции, которые он осуществлял - куда сходил, что сделал. Там же видны его планы, что позволяет нам оценить, что мы можем ожидать в этом рынке в горизонте года, как минимум. Но главное видно, персонально видно, что 46% работников делают 80% результата.  Говорит о компетентности, мотивации, вовлеченности. 

К.Д.: Оставшиеся безусловно структурируются. Есть категория "новые сотрудники", для них мы еженедельно проводим "курс молодого бойца", рассказываем о приоритетах, целях, задачах и т.п. Приглашаем на эти видеоконференции сотрудников, которые уже добились результата.  Есть сотрудники, которые реально недорабатывают, они делают менее четверти от возможного, необходимого, от плана филиала. При этом в филиале объем бизнеса позволяет делать больше, но сотрудники этого не делают. Конечно, каждый при этом находит слова для объяснений почему именно он этого не делает. В итоге у нас такие сотрудники попадают под еженедельный отчет, каждую неделю они пишут, чем именно занимались. Это позволяет нам примерно за месяц понять, насколько они ценны для компании. Под таким пристальным взором сейчас 85 человек. У них есть три варианта дальнейшего пути.

Если позиция работника такова, что есть его цели, а есть цели компании, которые от собственных целей достаточно далеки, с такими людьми будем расставаться. В компании мы называем это Категорией А, некоторые ее называют "штопором". Другая категория - это сотрудники, которые работают в малых филиалах, у кого и так предельная стоимость низкая - в районе 5000 рублей, они не могут выполнить таргеты по снижению. Таким сотрудникам мы предлагаем перемещение в филиалы, где потенциал снижения есть, где они могут себя реализовать. Создаем компетентные бригады "летучих сотрудников", они также участвуют в програмее мотивации, могут заработать бонус в другом регионе. Еще одна категория - это новые сотрудники. Это категория растущая, поскольку в рамках расставания с сотрудниками из категории А, мы получаем возможность привлекать свежие, мотивированные на активную работу силы.  С "новичками" постоянно встречаемся в рамках видеоконференций, организуем для них обмен опытом, постоянно работаем.

После сегодняшних докладов коллег стало понятно, что нужно единое пространство, которое мы должны сформировать. У нас есть идея определения целей, даже не по филиалам, а по геоюнитам. Геоюнит - это такая точная локация, город, область. Например, в Костроме Плес - это область, отдельный геоюнит. Нужно подумать, как сформировать целевую матрицу, чтобы уйти от "средней цены" в регионе, которая во многих случаях непоказательна.

Юрий Маленков.  Мы хотели бы перейти к таргетным целям, зависящим от географии. Чтобы при превышении "звенел звоночек" и мы могли бы заметить и принимать решения. Очень важно при заключении новых договоров не заключать их по завышенной стоимости. Мы изначально сейчас ставим задачу снижения цены вдвое. Да, далеко не всегда добираемся до этой высокой цели, но мы движемся в верном направлении.
Геоюнитов у нас выделено более 2 тысяч на основе данных Росстата. Для каждого устанавливается средняя цена. 


К.Д.:  На основе такой модели предлагаем всем операторам создать единую целевую матрицу. Геоюниты скорее всего у всех могут быть едиными, а ценовой уровень... здесь нужно договариваться, чтобы мы работали более-менее в единой плоскости.  Если получится это сделать, люди будут работать эффективнее. Сейчас типовая ситуация - это "я пришел на переговоры, говорил о снижении, а до меня был переговорщик другой компании и согласился на повышение". В такой ситуации работать крайне сложно и малоэффективно. Поэтому без создания единой матрицы, будет "разброд".

Юрий Маленков.  Мы вполне могли бы в горизонте месяца создать такой продукт, который можно было бы затем обсуждать, как платформу для единообразных действий в геоюнитах.

К.Д.: Важно чтобы эта матрица была с самого начала увязана с бизнес-планами каждой компании. Хотя бы в части оптимизации костов. Думаю здесь можно договориться, ведь все заинтересованы в определенном уровне операционной эффективности, в его повышении.

Из зала: Это правильно, поскольку развитие сети тоже никто не отменял, и здесь у разных компаний в одном и том же временном горизонте нередко разные цели. 

К.Д.: Мы должны определить для себя тот приемлемый уровень с которым сможем развивать сеть. Для себя мы определили, что новые сайты должны арендовать в 2 раза дешевле средней стоимости. И это не просто какая-то цифра из головы. Только если мы добъемся такой экономии, мы сможем построить еще несколько тысяч сайтов в ближайшие годы.

Из зала: Мы привыкаем потихоньку к вашим идеям. 

Юрий Маленков: Сейчас у нас, у большой тройки, период стройки, когда мы в основном вьезжаем с LTE  на существующие позиции. Этот период закончится примерно через пару лет. Трафик передачи данных будет продолжать расти, понадобятся новые сайты. Кто будет увеличивать OPEX для их развертывания? Тот, кто придет к этому моменту с меньшими расходами на аренду, тот и сможет выигрывать в гонке.

КД: Итак, перестроив оргструктуру, наметив цели, замотивировав персонал, мы двигаемся дальше, к реализации наших основных стратегических инициатив.



С чего начали? Революционной вещью стал Кодекс переговорщика. Мы его издали в печатном варианте, это компактная книжечка. В документе содержится основная идеология, почему нужно что-то менять в подходах к аренде.  Второй элемент - это приемы, как стратегические, так и подсказанные жизнью, переговорной практикой. Третий элемент - конкретные успешные кейсы, взятые в регионах. Эта часть обеспечивает немалую психологическую поддержку - дает людям поверить в возможность того, о чем пишется в Кодексе.

Жесткие переговоры. Их сегодня еще называли агрессивными, меня это немного удивило, почему агрессивные? Жесткость нужна потому, что арендодатель должен понимать, что если не получится договориться о снижении платежей, мы от него уйдем. И возможно, не только мы. Как показывает практика, эта жесткость оправдана. Переезжать - не цель, важно показать арендодателю нашу готовность это сделать, если не получится найти консенсус. Наша практика жестких переговоров дала результат, арендодатели проверили серьезность нашего подхода и сейчас уже многие верят, когда мы к ним приходим для переговоров и относятся соответственно, понимая, что мы не блефуем и у них возникает риск потерять обнулить свои доходы, если они не будут достаточно гибкими. Особенно их пугает риск того, что операторы могут уйти все, об этом также уже часть арендодателей друг от друга знают. Важно поддерживать в них эту уверенность, в том числе, реальными единообразными действиями.
Т.е. жесткие переговоры - это аргументированная позиция компании, которая приходит на переговоры.

Демонтаж. Есть низкодоходные сайты. Если экономика отрицательная, то какой смысл? Тем не менее, здесь тоже нужно смотреть, возможно кроме "низкой доходности" есть какие-то другие соображения по которым данный сайт следует сохранить.

Выкуп земельных участков. Да, у нас тоже эта работа ведется. Она позволяет в первую очередь снизить юридические риски. Отдельно отмечу фокус на коммерческих землевладельцах. Эта история тоже требует решения в пользу выкупа.

Привлечение функций. Это участие B2B, финансов в переговорах с арендодателями. Например, B2B может делать предложения, которые для арендодателя будут восприниматься, как уникальные и очень необходимые. Здесь конечно очень индивидуально должны решаться вопросы, "коврово" на всю сеть не раскатаешь такие кейсы.  Но это еще один вариант в арсенале наших переговорщиков. Финансы могут помочь, например, в использовании такого фактора убеждения, как авансовые платежи.

Аренда новых сайтов вдвое дешевле. Почему я об этом еще раз напоминаю? У нас действительно появляется возможность сокращения стоимости новых сайтов за счет, например, сокращения арендуемых платежей. Где-то, где ранее занимали комнату в муниципальном здании, съезжаем на крышу с соответствующей установкой термобоксов. Тем самым перестали занимать полезную площадь, которую потенциально арендодатель может монетизировать иным способом. Это должно отражаться на сокращении арендных платежей.

Если все эти инициативы сравнить между собой по-эффективности, то наибольшую эффективность конечно дают "жесткие" переговоры с долей порядка 50%. Собственно, "жесткие" переговоры могут включать весь спектр перечисленных инициатив, плюс еще так называемые внешние инициативы.

Юрий Маленков. Не все инициативы у нас пока одинаково хорошо работают. Выкуп земельных участков - хорошо, демонтаж. Хорошо сдвинулись совместные действия с другими операторами, например, мы с МТС и МегаФон не пошли по пути соглашательства с Почтой России. Мы заняли жесткую позицию и будем демонтрировать сайты. Поскольку считаем, что Почта России по отношению к операторам совершенно заняла не партнерскую позицию. Хотя Tele2, например, продолжает с почтой сотрудничать.
В прошлом году очень хорошо работали авансовые платежи, особенно на Северном Кавказе и Юге. Заключали контракт на год, на два, выплачивали сразу авансом платеж за заметную часть в обмен на снижение цены.
Совместные с B2B переговоры это, в общем, "вялая" позиция. В объеме не выстреливает, только отдельные кейсы. Повлиять на стоимость аренды скидкой на услуги как правило сложно. Здесь может сработать разве что привлечение специалистов-продажников услуг к переговорам.



Поговорим о внешних изменениях. Мы с вами можем оказывать влияние на рынок, поскольку являемся крупнейшими арендаторами. В области коммерческой недвижимости, например, таких консолидаторов аренды, как операторы сотовой связи по отношению к технологическим площадкам, практически нет. Это уникальная особенность отрасли и операторов связи.

Где мы можем воздействовать?




Меняясь сами, мы оказываем влияние на рынок аренды. Это взаимосвязанные процессы. В первую очередь мы должны развивать конкуренцию. У операторов появились веб-сайты, где арендодатели оставляют свои предложения по аренде у них площадок. К сожалению, пока нечем особенным здесь хвастаться. Мы, например, со спамом на этом сайте бороться научились, но теперь пытаемся "раскрутить" этот ресурс. Получили за год тысячу заявок. Это про эффективные заявки. Кроме них прилетали всякие иные, например, балконы предлагали.

Такие сайты - это инструмент будущего, когда мы будем работать уже точечно по развитию наших позиций, будет важно иметь набор таких предложений от арендодателей которые откликнулись сами, от инициативных. С ними нам проще задать тот уровень расценок, который операторы могут платить, тот целевой уровень о котором мы, надеюсь, сумеем между собой договорится.

То же касается действующих арендодателей. Они должны понимать, что если мы не договоримся с ними, то у операторов всегда есть альтернатива, в том числе в виде этой постоянно растущей базы предложений. Возникает определенная конкуренция на рынке арендодателей.

Раньше доминировали требования по-технике от радиопланирования. Позиции зачастую были безальтернативными, т.к. было желательно разместить сайт именно в той или иной точке. Сейчас, учитывая, что идет уплотнение сети, у нас увеличивается количество пригодных альтернатив практически по любой точке.

Про целевые тарифы мы уже выше говорили, это речь про матрицу целей.

Обмен ресурсами. Это переговорные списки, это шеринг площадок. Всё, в чем мы не конкуренты. Я заинтересован в повышении операционной эффективности компании МТС, поскольку я понимаю, что от этого зависит и моя операционная эффективность.

Первое, что должно осесть в головах наших сотрудников, что такая возможность как стратегические проекты с операторами, есть в принципе.  Руководители функций в свою очередь должны обеспечить, чтобы это все работало. Практика показывает, что процесс этот сложно настроить. Люди "обжигаются". Раз попробуют, что-то у них не получится, и более уже и не пробуют. Именно поэтому в Билайн сейчас за каждой инициативой стоит конкретная фамилия. Важно, чтобы люди на местах понимали, что "наверху" в каждой компании эти инициативы одобрены, что можно и нужно действовать на местах совместно в вопросах аренды, если это позволит компании добиваться повышения эффективности за счет снижения ставок аренды.


Юрий Маленков. У нас есть распоряжение по компании о том, что мы не принимаем тарифы, которые приходят к нам волюнтаристским образом от муниципальных и государственных структур. В таких случаях платим по старым тарифам и начинаем переговорный процесс. В компании есть люди, которым можно эскалировать этот процесс. Мы задействуем все ресурсы компании, чтобы с такими ситуациями работать. Согласиться можем в самом крайнем случае, когда это создает какие-то реальные угрозы для бизнеса или альтернативные решения слишком дорогие. Для арендодателей мы на сегодня самый плохой арендатор, хотя мы платим своевременно и в полном объеме, но мы в принципе не идем на повышение тарифов. Все эти заходы на тему "инфляция" или "изменение рыночной цены" даже с привлечением так называемой "независимой оценки" - это абсурд. Давайте честно это скажем.

И о результатах 2014 года.







На слайде показаны реальные данные, убрана только шкала! Но характер изменений отражает реальную ситуацию, это не вымышленная картинка. Она показывает, что в 2014 году нам удалось сдержать, а в конце года и снизить стоимость аренды. Суммарно по всем регионам - это около 2% снижения.

Система NRI позволяет наглядно наблюдать, как в 66% процентах филиалов, в 51 регионе смогли снизить среднюю стоимость аренды.  У кого-то стоимость аренды все же выросла, в основном это регионы с высокой долей монополистов. Разброс снижения стоимости аренды - от 2% до 9%. 9% - это максимальное снижение на Дальнем Востоке.

О своих успехах нам расскажут представители двух регионов.

Также отмечу, что кривая показывает тренд по снижению стоимости площадей для сайтов мобильной связи, но также в Вымпелком идет аналогичная работа по снижению стоимостей площадей под фиксированную инфраструктуру - транспорт и FTTB.

+ + +

Другие конспекты встречи, посвященной теме управления ценами на аренду площадок под технологическое оборудование - здесь.
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения