В Японии делают ставку на роботов. Грамотный ход!

Как живут технологически продвинутые страны. 

Для оживления экономики в Японии планируют удвоить использование производственных роботов, а также нарастить применение сервисных и других роботов в 20 раз к 2020 году. 

В Японии принята стратегия под названием Robot Revolution Initiative, которая подразумевает удвоение использования роботов в производстве, а также 20-кратное увеличение использования роботов в других секторах экономики, включая сферу услуг. Это должно оздоровить экономику страны, страдающей от сокращения числа рождений и одновременно старения населения. Это стимулирует создание отрасли роботов-компаньов, а также массированное использование роботов в системе здравоохранения, сельском хозяйстве, а также в инспекции и починке инфраструктуры страны.

В 2014 году был принят 5-летний план с целью решения социальных проблем и проведения очередной промышленной революции на этот раз за счет перехода к массовому использованию роботов.

Бюджет на реализацию стратегии увеличен в 4 раз - до $20 млрд!

Японский премьер Shinzo Abe ожидает существенного расширения рынка роботов в ближайшем будущем за счет мощного инвестирования в проект. Речь идет о сумме примерно около $20 млрд. Правительство страны уже выделило порядка $5.34 млрд для развития робототехники, что помогло Японии оставаться мировым лидером по части перспективных исследований в области робототехники и строительства роботов.

Японский премьер заявляет:
США и Европа, а также другие страны стремятся к лидерству в робототехнике за счет внедрения новейших технологий в области ИТ, таких как Big Data. В эту новую эру, если мы продолжим сидеть на месте, мы вскоре окажемся не более, чем субконтракторами для промышленности США и Европы.  
Ключ к тому, чтобы стать основным игроком на рынке робототехники, распространение использование роботов за пределы гигантских промышленных производств, насыщая ими каждый уголок нашей экономики и общества. Я уверен, что мы должны трансформировать роботов в надежных партнеров, способных оказывать поддержку каждому, кто работает, включая тех, кто работает на производствах малого и среднего бизнеса, всем, занятым в сельском хозяйствах, а также там, где работают пожилые люди. Тем, кто занимается обслуживанием всех нуждающихся в уходе, а также тех, кто занимается контролем и ремонтом инфраструктуры, обслуживающей пожилых людей.
Мы должны собрать людей из разных областей, а не только из тех, которые мы обычно связывали с распространенным имиджем роботов, как производственных механизмов. Это включает людей из сельского и лесного хозяйства, рыболовецкой, пищевой индустрии, медицины и системы ухода за пожилыми, из области телекоммуникаций, а также строительства. Это должны быть общеяпонские усилия, и с этого мы должны начать нашу революцию в области робототехники.
Роботы существенным образом изменят жизнь людей и общества. Вот почему можно говорить именно о революции. Надеяться на успех в рамках использования традиционных систем - это не более, чем самообман. Сейчас настало время для смелой трансформации наших идей. Правительство должно работать совместно с частным сектором для того, чтобы разбить стены между индустриями и между министерствами и агентствами, чтобы следовать единой стратегии и плану, и показать миру наши достижения.
Успех революции зависит от нас. На одном небольшом производстве, которое я посещал в прошлом году роботы работали рядом людьми, занимаясь тонкой сборкой сложной технической конструкции. Я с удивлением узнал, что высокопроизводительный робот стоит совсем недорого. 
Суммарный общемировой парк действующих промышленных роботов на конец 2013 года составлял от 1.332 до 1.6 млн штук.

Расчеты ниже основаны на предположении что средний срок службы робота составляет 12 лет. Пилотное исследование UNECE/IFR показывает, что средняя продолжительность службы промышленного робота может на деле составлять порядка 15 лет, что позволяет говорить об общемировом парке роботов в 1.6 млн.

В 2013 году минимальный парк вырос на 8%. В результате существенного сокращения внедрений роботов в 2009 году, впервые минимальный парк в 1,021 млн роботов оказался на 1% меньше, чем годом ранее. В 2010 году парк вновь вырос на 1% к уровню 2008 года. А затем начался заметный рост.

Оценка рынка выросла до $9.5 млрд.

В 2013 году продажи выросли на 12% относительно $9.5 млрд. Число проданных роботов также выросло на 12%. Следует отметить, что данные не включают стоимость ПО, периферии и системного инжениринга. Если включить соответствующие затраты, оценки рынка вырастут примерно втрое. Оценка мирового рынка роботосистем в 2013 году, таким образом, составляет примерно $29 млрд.

Удвоение рынка промышленных роботов Японии может помочь стране догнать Китай по объему рынка.




Прогноз IFR рынка профессиональных услуг

Общее количество роботов для профессиональных услуг, проданных в 2013 году выросло сравнительно немного - на 4% к 2012 года, до 21 тысячи роботов с 20 200 в 2012 году. Объемы продаж слегка снизились на 1.9% до $3.57 млрд.

Было установлено около 134 500 новых сервисных роботов для профессиональных услуг.

Возвращаясь к прогнозам на период 2014-2017, прогнозы продаж показывают прирост примерно на 134 500 единиц общей стоимостью в $18.9 млрд.

Прогноз IFR в отношении объема продаж роботов на период 2014-2017: будет продано около 31 млн единиц сервисных роботов для персонального использования.

В 2013 году было продано около 4 млн сервисных роботов для персонального и домашнего использования, на 28% больше, чем в 2012 году. Объем продаж вырос до $1.7 млрд.

Прогнозируется, что продажи всех типов роботов для использования дома (робопылесосов, газонокосилок, моек окон и других роботов)  может достичь почти 23.9 млн штук в период 2014-2017, с суммарной оценкой объема рынка в $6.5 млрд.

Размер рынка игрушечных роботов и хобби-систем прогнозируется на уровне 4.5 млн, большинство из которых по понятным причинам очень дешевые. Около 3 млн роботов для образования и исследований, как ожидается, будет продано в период 2014-2017.

Продажи всех типов роботов для развлечения и досуга прогнозируются на уровне 7.5 млн штук, а объем рынка - примерно в $4.5 млрд.

Продажи роботов для пожилых и инвалидов составят порядка 12 400 единиц в период с 2014-2017. Этот рынок ожидает последовательный рост в следующие 20 лет.

++
краткая справка по рынку Японии
прогнозы по теме роботы и робототехника
источник: nextbigfuture.com
++

России следовало бы давно бежать в том же направлении, что и промышленно развитым странам. В области робототехники. Но пока что мы в глобокой .... отставании. Есть ли шансы, что ситуация будет меняться? Пока для этого оснований нет.

МТС запустила первую сеть LTE в диапазоне 1800 МГц на Южном Урале - в Челябинске

МТС сообщает о запуске сети LTE 1800 b3 в дополнение к существующей сети оператора LTE 2.5-2.7 b7. Покрытие сети доступно, например, в Снежинске и Трехгорном.

Использование диапазона 1800 МГц позволяет компании выигрывать в размере зоне покрытия каждой базовой станции LTE по сравнению с диапазоном 2.5-2.7 ГГц, к тому же сигналы в этом частотном диапазоне лучше проникают в помещения - дома и другие постройки.

В планах МТС - до конца 1H2015 запустить поддержку двух диапазонов в 20 населенных пунктах Челябинской области, в частности, в Озерске, Троицке, Сатке, Еманжелинске, в местах летнего отдыха - на озере Увильды и других. Также в 2015 году сеть МТС LTE 1800 будет запущена в Челябинске и Магнитогорске.

Это пятый для МТС российский регион с поддержкой LTE. В России сети LTE 1800 есть и у других операторов Б3, а также у региональных операторов МОТИВ и Таттелеком.

++
МТС в Челябинской области
телеком-рынок Челябинской области
Все сети МТС LTE в России
Все сети LTE в России
Частоты 1800 МГц - использование для LTE в мире и России
++

Ошибочен ли ход Билайн по удвоению трафика в тарифах ВСЁ ?

Со мной поделились интересным мнением об инициативе Билайна - увеличении вдвое включенного трафика в тарифах ВСЁ. Читаем здесь: http://www.probeeline.com/post/119593634171 

Мне текст понравился, поэтому я решил о нем высказать пару соображений. 

Ключевым в том, считать изложенную точку зрения верной или нет, является отношение абонентов к тарифу. Особенно тех абонентов, кто еще не на пакетах ВСЁ, или кто вообще не с Билайном сегодня. До сих пор компании удавалось успешно тянуть на ВСЁ "широкие народные массы". И снижать отток. По-идее добавление трафа может быть еще одним фактором удержания тех, кто уже подключился, а также фактором привлечения новых абонентов. При должном информировании, конечно (к сожалению, мы наблюдаем, что Билайн тратит на рекламу меньше коллег по рынку).

С другой стороны, я конечно же согласен, и уже не раз это отмечал, что снижение инвестиций в сеть - это неприемлемый шаг для Билайн в текущем его состоянии. Качество сети при росте трафика действительно будет падать, и здесь действительно раздача лишнего трафика этому только поспособствует.

Надеюсь, что в компании это прекрасно понимают и во второй половине года, если мы не будем наблюдать тотальный коллапс российской экономики из-за выбранного политического курса, санкций или каких-то других причин, Билайн вернется к более активному инвестированию. Благо в Италии бизнес вроде как налаживается.

Так должно быть, поскольку для того, чтобы быть дойной коровой в телекоме, компании нужна инфраструктура сотовой связи, проще говоря - развитая сеть. Которую нельзя построить раз и навсегда, капитальные инвестиции в которую можно сравнить с операционными затратами, настолько постоянно в них еть необходимость.

++
++ 

Tele2 запустила сети 3G в Омске и Кемерово

Тем самым, компания увеличила число регионов с сетями ШПД до 18.

Модернизированы центры коммутации, установлено дополнительное оборудование. Сеть 3G Tele2 по заявлениюю компании обеспечивает покрытие в Омске и следующих пригородных населенных пунктах: Новомосковка, Ростовка, Дружино, Горячий Ключ, Входной, Лузино, Новоомский, Троицкое. Кроме того, сеть 3G доступна жителям Тары, Исилькуля и Калачинска.

В Кемеровской области сеть 3G Tele2 охватывает Кемерово, Новокузнецк, Киселевск, Прокопьевск и Топки. До конца 2015 года технические специалисты компании планируют запустить 3G еще в нескольких городах Кемеровской области.



Tele2 запустила скоростной мобильный интернет в 18 регионах России. В настоящее время сеть 3G Tele2 доступна абонентам Санкт-Петербурга, Новосибирска, Челябинска, Тамбова, Нижнего Новгорода, Калининграда, Воронежа, Мурманска, Смоленска, Республики Коми, Ростова-на-Дону, Белгорода, Липецка, Ижевска, Вологды, Омска и Кемерово. Сеть 4G работает на территории Тулы.

Ждем дальнейших запусков сети 3G и запусков сетей LTE в Москве и С.Петербурге, которые могут состояться уже в третьем квартале 2015 года.

++
Tele2 в Омской области
Tele2 в Кемеровской области
телеком-рынок Омской области
телеком-рынок Кемероской области
о компании Tele2
пресс-релиз Tele2
++

Мобильные платежи без регистрации позволит сделать обновленное мобильное приложение Яндекс.Деньги

Вечная дилемма: "удобство против безопасности". И конечно все за удобство, не нужно регистрироваться на сервисе. Достаточно поставить приложение на смартфон и можно платить с любой банковской карты.

По сути это сервис для оплаты любых услуг без регистрации. Пока что обновление вышло для Android и Windows Phone, вскоре выйдет версия и для iOS.

В ЯД зарегистрировано уже 22 млн кошельков. Конечно, не все активные, но число все равно гигантское.

Для интересующихся - презентация.

МТС сообщает об удвоении трафика LTE в Тульской области

Абоненты МТС за последние 4 месяца пользования сетью LTE стали скачивать вдвое больше трафика, чем в начале 2015 года. Доля трафика LTE пока что составляет около 15% от всего объема трафика передачи данных МТС в регионе, но быстро растет. По данным компании, проникновение мобильного интернета среди абонентов МТС в регионе составляет почти 40%. В основном, это пользователи сети 3G компании.

Покрытие LTE сети МТС в Тульской области, можно найти не только в Туле, но и на территории Архангельского, Молодежного и Фалдино, а также в Новомосковске.

В Тульской области услуги LTE предоставляют все операторы "большой четверки" России, включая Tele2 Россия.

МТС в 2015 году улучшила качество покрытия сети 3G в таких населенных пунктах, как Алексин, Богородицк, Ефремов, Кимовск, Киреевск, Ленинский, Одоев, Плавск, Суворов, Щекино и других.

++
МТС в Тульской области
телеком-рынок Тульской области
все сети LTE МТС в России
все сети LTE в России
пресс-релиз Tele2 Россия 
++

МегаФон и LTE в России - цифры от оператора с небольшими комментариями

Новых цифр в релизе практически нет, а местами непонятно о каком собственно периоде идет речь.

Компания сообщила о том, что число базовых станций с LTE на конец 2014 года по собственным данным компании превышает 18600, а в зоне покрытия сетей LTE проживает 51% населения России.

Учитывая, что в России на конец года насчитывалось порядка 42 тысяч базовых станций LTE, данные МегаФона выглядят вроде бы внушительно, при этом доходы оператора от мобильного ШПД меньше, чем у МТС. Выходит сеть построили, а грамотно продать ее услуги не получается? Охват населения более чем вдвое ниже, чем у ведущих операторов США,  показывает, что оператору рано почивать на лаврах. Между тем, капитальные затраты МегаФона в 2015 году невелики, поэтому не ждите дальнейшего быстрого роста охвата насления.

МегаФон сообщает, что в сети компании обслуживается более 6.4 млн устройств с поддержкой LTE. Это говорит о все еще низком проникновении технологии, к тому же не следует понимать это как наличие в абонбазе компании 6 млн абонентов LTE. Сейчас среднее число устройств с LTE на абонента бодро движется от 1 к 2, поэтому число абонентов у МегаФон меньше. К сожалению, оператор не называет точную цифру.

Доля LTE трафика в общем объеме трафика абонентов МегаФон в целом по России составляет 39%. Учитывая, что в Москве этот показатель находится на уровне 60%, понятно, что в регионах средняя цифра от 20% до 30%. Это неплохой показатель, но нужно двигаться дальше, в России вполне можно добавиться показателей выше 60%.

Трафик LTE, конечно растет, но абсолютные значения оператор не раскрывает. В пресс-релизе есть непонятная фраза "По сравнению с 2014 годом объем LTE-трафика в сетях «МегаФона» вырос на 42%." О каком периоде идет речь, догадаться по-моему невозможно. Данные на конец апреля 2015 к данным на конец апреля 2014? Или это данные на декабрь 2014 года в сравнении с декабрем 2013 года? Наверное что-то наспех вычеркивали из пресс-релиза, да и вычеркнули суть, а может напутали с годом.

Около 30% устройств собственной розницы МегаФона поддерживают LTE. Общее число проданных в 2014 году устройств с поддержкой LTE выросло в 2 раза год к году. Количество проданных смартфонов LTE в сети МегаФон Ритейл за год выросло более, чем в 3 раза, планшетов - в 9 раз, роутеров в 3 раза и даже модемов - в 2 раза.

Среднемесячный объем трафика на абонента вырос за 2014 года на 28%. При этом выручка компании от передачи данных увеличилась на 10%, можно говорить о снижении удельной стоимости трафика ШПД.

Число устройств с поддержкой LTE-A пока невелико - 15 моделей, включая такую экзотику как R300-1. Да и покрытие LTE-A пока можно найти только в отдельных городах присутствия компании.

++
Число базовых станций LTE в России
О компании МегаФон
Охват и покрытие - данные по разным странам
пресс-релиз компании МегаФон
++

МегаФон похвастался сетью LTE в Москве - что означают цифры?

Давайте посмотрим, что рассказывает МегаФон о своей сети LTE в Москве.

По данным компании доступ к сети на сегодняшний день обеспечивают более 5 тысяч базовых станций в Москве и Московской области. Это сравнительно хороший показатель, если сравнивать с другими операторами, но понятно, что прямолинейные сравнения числа баз не имеют смысла, поскольку зона покрытия баз LTE800 существенно больше, чем зона покрытия баз LTE2500. Тем не менее, 5 тысяч - это неплохо, по этому показателю МегаФон находится на уровне с МТС.

"Практически на всех базовых станциях установлены модули LTE-A". Это конечно хорошо, но пока что доступные мне "вести с полей" возможность пользоваться LTE-A в любой точке Москвы не подвержают. Про всякие показы 300 и 450 Мбит/с даже комментировать не буду - это все здорово, но к реальной жизни отношения не имеет. Поддержка 450 Мбит/с не включена вовсе, а 300 Мбит/с - пойдите сыщите. В общем, я бы не переоценивал на сегодня значимость LTE-A, как фактора выбора для абонентов, вряд ли массовый абонент делает выбор в пользу МегаФона на том основании, что оператор поддерживает на своей сети LTE-A. Рост средних скоростей для абонента практически незаметен, сказки о 91 Мбит/с оставлю на совести маркетинга компании. Устройств с поддержкой LTE-A на руках единицы процентов и в этом году ситуация только начнет меняться.

Один момент остался для меня непонятным. МегаФон сообщает о росте трафика в 1q2015 на 33% год к году (немного, кстати). При этом доля трафика в сети LTE составляла в 1q2014 - 62% и составляет сейчас практически те же  63,5%. Что за чудеса? Сеть LTE строилась? Да. Доля устройств с LTE на руках абонентов росла? Да и существенно. А почему соотношение не изменилось? Рациональных причин не вижу, доля трафика конечно очень высокая, достойная, но она должна была бы вырасти.

Следствие этого факта такое - если при развитии сети и росте потребителей трафика ШПД доля LTE трафика не выросла, то следовательно, значительно (серьезно!) пропорционально вырос трафик 3G. Теперь я не удивляюсь тому, что сеть 3G МегаФона стала работать не слишком хорошо. На нее обрушился трафик всех тех абонентов, которые привыкли к LTE и периодически попадают в дыры, где нет покрытия LTE, и где они пытаются пользоваться 3G, как LTE. Впрочем, если не брать метро, то ситуация все же далека от драматичной - мобильный интернет от МегаФона в общем и целом в Москве достойный, если не брать в расчет метро.

Вот такие результаты.

Рассуждая о конкурентах, давайте вспомним, что согласно недавно опубликованным данным МТС, именно эта компания является лидером по выручке от передачи данных. Поскольку выручка пропорциональна трафику, а Москва - самый доходный рынок, напрашивается вывод, что сети LTE компании МТС в Москве находятся, как минимум, практически на том же уровне, что и сеть МегаФона. Если говорить о Билайн, то эта компания обладает, возможно, меньшим числом базовых станций, но ее сеть из комбинации баз LTE800 и LTE2.5 (кстати, тоже с поддержкой LTE-A), дает абонентам качественный пользовательский опыт, сравнимый или превосходящий опыт абонентов в сетях конкурентов.

В общем, подводя итоги: сеть LTE МегаФон в Москве на текущий момент достаточно качественная, но о каком-то конкурентном превосходстве вряд ли стоит говорить - предложения соперников по рынку практически не уступают тому, что может дать абоненту МегаФон. Выход на рынок сети LTE Tele2, который ожидается в первую декаду сентября, поможет временно дополнительно разгрузить сети "большой тройки" от трафика данных, что обещает нам временный рост качества мобильной передачи данных в Москве.

++
О компании МегаФон на Московском рынке
Московский рынок телекома
Все сети LTE в России
пресс-релиз МегаФон
++

Билайн представляет онлайн-конструктор услуг связи для бизнеса Идеальный офис

Последовательное развитие идей самообслуживания - это сейчас правильное наравление действий, конечно.

B2B-клиент компании может удаленно подобрать на сайте http://beeline.ru/b2b/products/ideal-office/ телекоммуникационные услуги и сервисы, максимально отвечающие интересам его бизнеса. Система предложит пользователю оптимально сбалансированный набор сервисов, учитывающих специфику деятельности компании.
B2B конструктор тарифа Билайн

Воспользоваться онлайн—конструктором просто: на сайте b2b.beeline.ru во вкладке «Продукты» выбрать «Идеальный офис», отметить категорию своего бизнеса и затем отредактировать, предложенный по умолчанию, список услуг. При необходимости можно добавить или удалить те или иные решения и тарифные планы.

B2B конструктор тарифа Билайн

Еще один шаг Билайн по развитию канала цифрового обслуживания корпоративных Клиентов.

«Не секрет, что список предложений для в2в-клиентов, которые есть в арсенале «Билайн» Бизнес, достаточно большой. Ориентироваться в нем бывает непросто. Опираясь на многолетний опыт работы с компаниями различного профиля, мы создали удобный и понятный инструмент интерактивного подбора услуг. Данный онлайн— конструктор разработан специально для представителей среднего и малого бизнеса. Каждое предложение учитывает индивидуальные особенности деятельности компаний и включает услуги мобильной, фиксированной связи, «облачные» сервисы, актуальные тарифные предложения и мобильные устройства. При современных темпах развития бизнеса, руководителям зачастую некогда заниматься подробным изучением всех предложений операторов. Поэтому наша задача – максимально облегчить им выбор, не позволяя при этом упустить действительно нужные решения», - прокомментировала Ольга Кононова, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО ВымпелКом».

++
корпоративные тарифные планы
о компании Билайн
++

Рынок сотовых телефонов и смартфонов в Москве в 1q2015

Просто оставлю это здесь. Данные Евросети.

Рынок сотовых телефонов и смартфонов в Москве в 1q2015 упал в количестве продаж на -6% по сравнению с первым кварталом предыдущего года. В то же время в выручке он вырос на 29%. Рынок смартфонов в 1 квартале 2015 показал рост. Его показатели выросли на 8% в количественном, и на 34% в денежном выражении.

Приросты продаж на рынке в Москве, 1q2015, год к году

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

Динамика доли продаж смартфонов на рынке в Москве

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

Значительно вырос рынок фаблетов. Их доля в продажах смартфонов г. Москва составила 6% в количественном, и 13% в денежном выражении.

Динамика доли продаж фаблетов на рынке Москвы

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

На рынке смартфонов г. Москва в 1 квартале 2015 г. треть проданных устройств поддерживает сети LTE. При этом их доля в выручке составила 66%.

Динамика доли продаж смартфонов с поддержкой LTE на рынке Москвы

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

Продукты Apple показали падение доли количества продаж на один процентный пункт, но в то же время их доля в денежном выражении увеличилась до 45%. Очевидно это произошло за счет выхода на рынок последних, дорогих моделей с большими экранами. В то же время продажи продуктов Lenovo показали хороший рост как в денежном, так и в количественном выражении (до 4% и 7% соответственно).

Динамика долей вендоров на рынке смартфонов в Москве

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

В ценовых сегментах до 29% процентов в кол-ве продаж вырос средний сегмент от 5 до 10 т.р, а так же и самый верхний сегмент свыше 15 т.р.

Динамика структуры рынка смартфонов по ценовым сегментам в Москве

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015


Рынок планшетов в Москве в 1q2015 

Рынок планшетов г. Москве в 1 квартале 2015г падает как в количестве, так и в выручке. Падение составило -11% в количестве, и -22% в выручке. Так же упала средняя цена на такие устройства.

Приросты продаж на рынке в Москве в 1q2015

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

В ценовых сегментах наибольший рост доли в количестве продаж показал самый дешевый сегмент до 5 т.р. (с 21% до 36%). Так же небольшой рост наблюдается в доли сегмента от 5 до 10 т.р.

Динамика структуры рынка планшетов по ценовым сегментам в Москве

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

В 1 квартале 2015 наблюдается еще большее смещение спроса в сторону планшетов с поддержкой сим-карт. Так, доля устройств работающих по Wi-Fi снизилась до 15% в количественном, и 18% в денежном выражении.

Динамика структуры рынка планшетов с поддержкой SIM-карт в Москве

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015

По вендорам на рынке планшетов г. Москва можно наблюдать сильное падение доли Apple. В количественном выражении она снизилась с 27% до 13%, а в денежном с 45% до 35%. Как и на рынке смартфонов укрепил свои позиции вендор Lenovo. Его доля выросла с 5% до 9% в количественном, и с 4% до 9% в денежном выражении. Так же можно наблюдать резкий рост доли вендора Oysters, с 2% до 19% в количестве, и с 1% до 4% в выручке.

Динамика долей вендоров на рынке планшетов в Москве

Рынок сотовых телефонов и смартфонов Москвы в 1q2015 

Итоги "большой четверки" российских операторов в 1q2015

Собрал на страничку несколько в меру показательных цифр по "большой четверке". Посмотрите, подумайте. 

Выручка

90.4 млрд руб - МТС, +3.6% гг.
72,72 млрд руб. - МегаФон, -1.8% гг
66,3 млрд руб, - Билайн в РФ, 0% гг
22 млрд (как четверть выручки за год в 87,4 млрд руб в 2014 году) - Tele2. Компания пока не давала итогов. Конечно, считать как 25% от 2014 года некорректно, но тут сразу несколько факторов влияния - и сезонный фактор, и рост доходов в результате консолидации. Что будет на выходе не знаю, но 22 млрд дает "точку отсчета".

OIBDA

38.2 млрд руб. - МТС, +0.9% гг
32 млрд руб. - МегаФон, -1.7% гг
26,1 млрд руб. - Билайн (EBITDA), -2%
6,3 млрд Tele2, оценка, как четверть от 25 млрд руб EBITDA за 2014

рентабельность по OIBDA

42.2% - МТС в РФ
43,2% - МегаФон (-0.2 пп гг) в РФ
39,4% - Билайн (-0.7 пп гг) в РФ
28.7% - Tele2 в 2014 году (по EBITDA), -8.4 пп

Выручка от мобильного бизнеса  в России

70,5 млрд руб. - МТС
62,8 млрд руб - МегаФон, -1.6% гг
54,0 млрд руб - Билайн, 0% гг

Выручка от услуг передачи данных в России (включена в общую от моб. бизнеса)

18,1 млрд руб. - МТС, РФ, +2.6% гг
17,54 млрд руб - МегаФон
10,4 млрд руб - Билайн, +18% гг

Число абонентов

74.5 млн - МТС, 6.5% гг
69,5 млн в РФ - МегаФон, +2.8% гг, всего 72 млн - МегаФон, +3.3 гг
55,7 млн - Билайн, +1% гг
35,1 млн - Tele2 на конец 2014 года.  (доля рынка - 15%).

Отток

10.1% - МТС, без изменений гг
7.5% оценочно у Tele2 по итогам 2014 года

APPM

0.9 руб. Tele2  по итогам 2014 года
0.86 руб МТС, -0.06 руб гг

Свободный денежный поток

МТС не включила в пресс-релиз
12,9 млрд при чистом долге в 129 млрд руб
0.8 млрд ! (прогнозно на базе 3.3 млрд за 2014 год).

CAPEX

МТС не включила в пресс-релиз
8,1 млрд, МегаФон, РФ, -3.1% гг; CAPEX/выручка - 10.9%
5,4 млрд Билайн, РФ, -53% гг, CAPEX/выручка - 8%
3.3 млрд (оценочно за 1q2015 на основе итогов 2014 года).

Чистая прибыль

7,4 млрд - МегаФон, РФ, +2.4% гг

Выручка от продаж телефонов, аксессуаров

6.3 млрд - МТС, РФ, -32%

MBOU

1434 МБ, Билайн


Мое мнение:

МТС - красиво выступили! Рискнув с Крымом, получили некоторые бонусы в виде видимости низкого APPM и вполне реального дохода от приземления трафика. Высокий CAPEX привел к росту заимствований и сокращению свободного денежного потока, что похоже негативно повлияло на котировки в день объявления результатов. Огорчаться этому на самом деле не нужно, это вложения в упрочение лидерства компании. В целом - очень удачный квартал у МТС! Упрочили лидерство на рынке, в том числе и по передаче данных, что бы там не декларировали конкуренты.

МегаФон демонстрирует в целом слабые показатели в плане динамики развития. Ради красивой цифры EBITDA маржин пожертвовано многим. Компанию доят, что называется, по максимуму, что и облегчило МТС задачу сохранения и упрочения лидерства. ARPU "постеснялись" включить в отчет.

Билайн заметно остает от конкурентов в развитии сети 3G/LTE. Это показывает заметное отставание компании по доходам от ШПД. И судя по размеру инвестиций, ситуация быстро не поменяется. Организационно компания возможно и делает все правильно, но без дополнительных массированных капиталовложений вернуться к борьбе за 1-2 места в Топ-3 у компании не получится. Хорошо, что Tele2 не особенно спешит.

У Tele2, похоже, финансово рискованная ситуация, особенно по части свободного денежного потока, что может заставить оператора притормаживать относительно первоначальных планов в отношении темпов развития. Хотя для более внятных рассуждений о Tele2 нужно дожаться итогов квартала от компании. Судя по всему - это будет где-то в июле-августе, на фоне запуска LTE в С.Петербурге.

МТС, 1q2015. Презентация итогов



Скачиваем, любуемся.

Краткие итоги и тренды на рынке LTE в апреле 2015 года. Часть 1


  • Запуски сетей LTE в марте
  • Доходы производителей мобильной инфраструктуры
  • Сети LTE Cat.4
  • Средние скорости 
  • Частоты и лицензии
  • Абонентские устройства с поддержкой LTE
  • Малые соты
  • Охват и покрытие сети LTE
  • Расходы операторов на инфраструктуру LTE
  • Частоты, используемые для FDD LTE
  • Число подключений

Первая часть моего обзора мирового рынка LTE в апреле 2014 года - на сайте Союза ЛТЕ.

Nokia Networks упаковала сеть LTE в корпус Flexi Multiradio 10

Это, конечно, не совсем обычная сеть LTE. Ультракомпактное решение создано для оперативной организации сети мобильного ШПД в ситуациях природных катастроф и крупных техногенных аварий в качестве одной из первых мер устранения последствий. Такое решение может использоваться также там, где нет регулярной сотовой связи и мобильного ШПД, например, в шахте, на удаленном заводе.



Решение обеспечивает емкость в зоне покрытия на уровне той, что обычно обеспечивает макросота. Это возможность одновременного подключения десятков и даже сотен абонентов, а всего к сети могут быть подключено более тысячи пользователей. Решение поддерживает передачу голоса и беспроводную ШПД.

Импровизированная сеть может поддерживать режимы TD-LTE или FDD LTE. Собранная на основе Nokia Flexi Multiradio 10 Base Station, сеть потребляет менее 1 кВт электроэнергии, что позволяет запитать ее, например, от автомобильного инвертора или небольшого портативного генератора. Решение может использоваться вне помещений без дополнительного шкафа, системы охлаждения или укрытия. Не требуется какое-то дополнительное оборудование или кабели.

++
Системы связи для решений общественной безопасности
Компания Nokia Networks и ее решения
Решения инфраструктуры сотовой связи и мобильного ШПД
++

LTE: МТС сообщает о расширении сети LTE в Ярославской области

По данным компании за полгода число пользователей выросло "более, чем вдвое" от неизвестного уровня. Есть и абсолютные данные - 20% всего объема передачи данных МТС в регионе, это трафик в сети LTE.

В планах компании расширение покрытия в Ярославле и запуск сети LTE/4G в таких населенных пунктах области, как Рыбинск, Углич, Ростов, Переславль-Залесский, Гаврилов-Ям, Данилов, Борисоглебский, Карачиха, Красные Ткачи, Дубки и т.д

Сегодня почти каждый третий абонент МТС в области является активным пользователем мобильной передачи данных. Воспользоваться мобильным интернетом в сети 3G МТС могут жители практически всей населенной территории Ярославской области, в том числе в 85 процентах малых населенных пунктов региона (от 500 до 10 тыс. чел.).

++
МТС и Ярославской области
телеком-рынок Ярославской области
пресс-релиз МТС через MForum.ru
++

Конспекты: Tele2 пришла в Саратовскую область. Конспект с комментариями

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015 

Кирилл Алявдин, директор по корпоративным коммуникациям Tele2 открыл встречу в Саратове, посвященную первому запуску бренда Tele2 в регионах. Продолжающую серию встреч, посвященных запускам сетей: 3G Tele2 в С.Петербурге, LTE в Туле. Речь идет о своеобразном ребрендинге мобильного актива компании Ростелеком в Саратовской области. Но это больше, чем ребрендинг!

АБ: Напомню, что речь идет об активах, которые совместное предприятие Tele2 и Ростелекома получило от Ростелекома. Сейчас они активно интегрируются в единый биллинг Tele2 и "перезапускаются" под новым брендом. Процесс безусловно необходимый и важный с точки зрения формирования образа нового "четвертого федерального" оператора Б4.  

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

 Кирилл Алявдин пригласил на сцену Романа Володина, коммерческого директора Tele2. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Tele2 приходит в Саратов и это первый регион, где мы начинаем операции в 2015 году. Для Саратова Tele2 - это новый бренд, поэтому кратко напомню про историю Tele2 в России. 

АБ: "Досье Tele2 в России" можно найти здесь: http://www.mforum.ru/068921.htm 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Начну с 2003 года, когда шведский оператор Tele2 начал коммерческие операции в России. На тот момент у компании было порядка 11 регионов. К 2009 году мы успешно запустили операции во многих из 37 регионов, что обеспечивало для Tele2 Россия уверенное 4-е место на рынке операторов сотовой связи России. Был пройден значимый путь от регионального оператора к оператору, значимому для федерального рынка.

В 2013 году у нас появились новые акционеры. Шведская группа продала свои телеком-активы в России группе ВТБ. Началась новая эра Tele2 в российском регионе. 

Еще одной важной вехой для компании стало создание совместного предприятия с Ростелекомом в рамках которого Ростелеком передал Tele2 свои сотовые активы, включая Нижегородскую Сотовую Связь, а также лицензии на высокоскоростную передачу данных и стал полноправным акционером новой компании. 

АБ: Не буду рассуждать о причинах, которые заставили шведскую Tele2 уйти с российского рынка. Сейчас важно то, что у Tele2 оказались как прежние активы компании, так и лицензии 3G/LTE, вместе с соответствующими частотными присвоениями, которые ранее получал Ростелеком. Это частоты в диапазонах b20 800 МГц, b7 2.5-5.7 ГГц, частоты 450 МГЦ (Скайлинк), частоты 2.1 ГГц b1 и 2.3 ГГц b40. В этом плане Tele2 располагает одним из самых объемных на рынке частотных пулов, что открывает перед компанией возможности развивать LTE / LTE-A, ограниченные разве что инвестиционным потенциалом СП и его учредителей.  

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: На текущий момент мы являемся полноценным федеральным оператором сотовой связи и мобильного ШПД, присутствующим более, чем в 60 регионах России. С абонентской базой более 35 млн абонентов, объемным лицензионным портфелем, и возможностями для дальнейшего бурного роста. 

АБ: Чтобы понять текущий масштаб компании, вспомним, что на рынке России у ближайшего конкурента - компании Билайн по итогам квартала 55,7 млн абонентов. Кстати, некоторыми ожидалось, что у Tele2 будет больше абонентов, после слияния абонентских баз Tele2 и Ростелеком. Но, как известно, сумма 1+1, когда речь идет об абонентских базах разных компаний, всегда меньше 2, поэтому 35 млн человек - вполне достойная стартовая точка для Tele2. Есть ощущение, что за счет выхода в Москву и другие новые регионы, эту базу у Tele2 получится нарастить.  

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Мы продолжаем придерживаться ключевых принципов формирования наших активностей. Это три кита на которых строится наш бренд. Мы были и планируем оставаться в дальнейшем ценовым лидером. У нас всегда самые простые продукты без скрытых условий или навязанных услуг. Можно также упомянуть наш нестандартный подход к решению множества бизнес-задач.

АБ: В последние месяцы наблюдалось определенное сближение голосового ARPU клиентов Tele2 и других российских операторов. Особенно близко подошли показатели МТС и Tele2. Следует понимать, что причины различны. На показателях МТС в прошлом году несомненно оказала влияние "крымская тема", до какой-то степени нерепрезентативно занизившая ARPU абонентов компании в целом по стране. Поэтому на сегодня можно, пожалуй, говорить о ценовом лидерстве Tele2. Вместе с тем, по мере освоения все новых регионов и, тем более, если будет расти абонентская база, компании вряд ли удастся сохранять "самые низкие" цены. Соблазн для маркетинга Tele2 - продолжать называть свои предложения лучшими даже в ситуации, когда/если они будут сравнимыми с конкурентными. Тем более, что восприятие предложений компании клиентами - штука весьма инертная. Пойдет ли компания на это или предпочтет делать упор на честность, удерживая меньшие значения EBITDA margin, чем у конкурентов, покажет время. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Что позволяет нам оставаться сотовым дискаунтером? Хорошо отлаженная модель дискаунтера сотовой связи. Для этого нам необходимо всегда предлагать самую низкую цену на рынке. Для того, чтобы иметь эту возможность, нам необходимо иметь самую эффективную бизнес-модель. Есть много способов измерения этой эффективности. Мы смотрим, прежде всего, на такой показатель, как размер выручки, отнесенный к числу сотрудников. Если брать уже завершенный 2014 год, у нас на одного сотрудника компании приходится почти 11 млн рублей выручки. Мы заняли по этому показателю второе место на рынке по итогам 2014 года. В 2015 году мы намерены вернуть себе место лидера по выручке на одного сотрудника за счет роста бизнеса. 

АБ: Показатель "выручка на сотрудника" лукавый. Все мы понимаем, что любую долю сотрудников можно вывести за штат - к услугам компании и агентства, и аутсорсинг, и оформление ИЧП - способов много. На выходе можно получить любое симпатичное соотношение доходов на сотрудника, которое компания может поднимать "на знамя". К истинной эффективности бизнеса этот показатель имеет мало отношения.   

РВ: Второй важный для нас показатель - это количество абонентов на одного сотрудника. Здесь мы продолжаем удерживать уверенное лидерство на российском рынке. У нас в среднем приходится порядка 4.5 тысяч абонентов на одного сотрудника, что более, чем вдвое превышает аналогичные показатели ряда операторов на сотовом рынке России. У МТС, например, на сотрудника приходится порядка 1.6 тысяч абонентов. 

АБ: Понятно, что здесь та же ситуация. Показывать можно различные цифры, манипулируя выводом сотрудников за штат. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Это позволяет нам удерживать самые низкие цены на рынке, что отражает средняя стоимость минуты для абонента. По результатам 2014 года мы сохраняем лидерство по APPM. Важно отметить, что наши клиенты меньше тратят на услуги связи за счет простоты и прозрачности нашего продуктового портфеля. 

АБ: На картинке показаны средние стоимости. Классический для Билайн самый высокий APPM - в этой компании исторически умеют продать услуги по хорошей цене. Про низкий показатель APPM МТС я уже пояснял выше, не следует воспринимать его как снижение цен на услуги сотовой связи компании по всей стране. В целом, говорить о заметном для клиентов ценовом лидерстве при различии в 6 копеек с рубля  и 1 копейка с рубля, я бы не стал, в России на такие мелочи внимания массово не обращают, что и доказывает пример Билайна. Полка что в пользу Tele2 работает то, что компания годами подчеркивала свою ориентацию на дискаунтера и ценовое лидерство, этот имидж может сохраниться еще достаточно долго, если компания вдруг будет показывать APPM большее, чем у  конкурентов. Удобная для менеджмента позиция. Но маркетингу и PR придется, что называется, "крутить", чтобы поддерживать необходимый образ в сознании абонентов. Пока у них получается.   

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: На пути создания нового федерального оператора есть, безусловно, определенные вехи. Сегодня мы можем подводить первые итоги и говорить о первых результатах. Начиная с конца 2014 года мы запускаем сети 3G и 4G в регионах России.  На данный момент мы запустили сети уже в 16 регионах. При этом прошло чуть меньше 9 месяцев с момента закрытия сделки с Ростелекомом. 

АБ: Говоря о запущенных сетях LTE, следует понимать, что кроме сети LTE в Туле, у компании есть еще сети LTE Ростелекома, запущенные в ряде регионов. Их статус на сегодня ... поэтому компания пока о них не говорит. Но абоненты услугу получают, а оператор получает доходы. Поэтому на деле все немного лучше, чем на слайде. 
Сети 3G Tele2 действуют в следующих городах и регионах:
  1. С.Петербург, с 2014.11.14
  2. Новосибирск, с 2014.11.20
  3. Челябинск, с 2014.11.27
  4. Тамбов, с 2014.12.18
  5. Нижний, с 2015.01.28
  6. Калининград, с 2015.04.23
  7. Воронеж, с 2015.04.28
  8. Мурманск, с 2015.04.28
  9. Смоленск, с 2015.04.28
  10. Коми республика, с 2015.04.28
  11. Белгород, с 2015.04.29
  12. Вологда, с 2015.04.29
  13. Липецк, с 2015.04.29
  14. Ижевск, с 2015.04.29
  15. Ростов-на-Дону, с 2015.04.29 

Конечно, всегда, глядя со стороны, хочется большего. Но учитывая, что компании, судя по доступной информации так и не предоставили кредит на построение LTE в регионах России на льготных условиях, как тот, что выдали на освоение Москвы, вряд ли следует ожидать более высоких темпов роста сети Tele2. Это мешает компании наращивать долю рынка по-абонентам, поскольку по мере роста проникновения смартфонов и пользования мобильным интернетом, все большая доля абонентов не может довольствоваться EDGE в качестве канала передачи данных и переходит к другим операторам. Поэтому здесь промедления компании работают против нее. В интересах Tele2 как можно быстрее вести развертывание новых сетей 3G/LTE, чтобы не отдавать своих абонентов конкурентам. Соответственно, вопрос займов для компании стоит остро. Давать займы компании в условиях, когда ее свободный денежный поток сейчас невысок, судя по всему, никто не рвется, поэтому возможно, мы не увидим какого-то супер бурного строительства, а увидим последовательное освоение регионов "один за другим". С 3G темпы могут быть неплохими, с LTE может быть хуже, многое будет зависеть от того, сможет ли компания получить какую-то помощь от государства или нет.
Все это не страшно в долгосрочной перспективе, но в краткосрочной будут бороться два тренда - рост абонентской базы за счет выхода в новые регионы и сокращение абонентской базы за счет повышенного оттока в регионах без сетей LTE и 3G. Не смертельно, но неприятно. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: В 2015 году мы продолжит строительство и запуски сетей 3G. Услуги быстрого мобильного ШПД до конца года появятся более, чем в 50 российских регионах.  

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Если посмотреть на нашу региональную экспансию, видно как прибавила компания в темпах развития в 2015 году. Здесь и интеграция, здесь и покупка региональных операторов. 2015-й год будет годом качественного рывка. В этом году мы должны будем запустить услуги под брендом Tele2 в 23 регионах, где сейчас услуги предоставляются под брендом Ростелеком. 

АБ: Трудно не согласиться. Планы реалистичны, самая критическая для успеха компании тема - это запуск сети в Москве. Здесь и бизнес-потенциал высокий и имиджевые риски не менее высокие. И OPEX чудовищный. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Несмотря на то, что Tele2 приходит на уже освоенные Ростелекомом рынки, запук бренда это всегда большой и кроссфункциональный проект. Мы начинали не просто с рекламы. С момента создания совместного предприятия мы озаботились интеграцией операционных процессов, биллинговых систем, контактных центров, монобрендовой розницы. В компании накоплен огромный опыт запуска новых регионов. Если посмотреть на примеры запусков в 2009 году, взяв в качестве образца Томскую область, можно вспомнить, что мы пришли на рынок, когда проникновение сотовой связи было уже выше 100% и многие абоненты имели более, чем 1 SIM-карту. Ситуация не сильно отличная от того, что мы наблюдаем в ряде регионов. Значние нашего бренда в регионе на тот момент было минимальным. За счет коммерческих активностей за первые 40 дней мы смогли продать более 110 тысяч новых SIM-карт, что является рекордным показателем для нового игрока на рынке. Через 13 месяцев Томск стал безубыточным регионом. А еще меньше чем через год мы стали в Томске лидером и удерживаем лидерскую позицию по доле рынка и до текущего момента.

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Мы понимаем, что запуск новых регионов будет для нас ключевым драйвером роста в 2015 году. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Если посмотреть на цели нашей компании в 2015 году, то первой безусловно будет рост абонентской базы. Мы будем расти прежде всего за счет прихода в новые регионы, которые работают сейчас под брендом Ростелекома.  С момента начала коммерческих операций в регионе мы существенно увеличиваем маркетинговые инвестиции в регион, как в новые подключения, так и в сеть дистрибуции. 

АБ: Эта цель, вероятно, будет выполнена. Выход в регионы под брендом Tele2 не только привлечет к экс-активам Ростелекома дополнительное внимание населения. Сработает и рост маркетинговых инвестиций, и снижение цен относительно цен, которые обеспечивал Ростелеком, помогут вожения в розницу. Даже рост пространства "единой сети Tele2" может быть привлекательным для абонентов в регионах. Где-то реализуется отложенный спрос. Бренд Tele2 не какой-то неизвестный бренд для российского рынка. Даже в регионах, где он не был представлен. 

РВ: Вторым важным аспектом с точки зрения обеспечния роста абонбазы для нас будет являться запуск высокоскоростной передачи данных для существующих абонентов Tele2.  Это важно потому, что отсутствие 3G/4G услуг во-многом является причиной оттока абонентов из Tele2. При этом даже несмотря на длительное отсутствие этих услуг мы сохраняем лидирующие позиции (в хорошем смысле) по оттоку в России, демонстрируя самые низкие показатели оттока по результатам 2014 года.  У нас это порядка 30%, что является лучшим показателем среди операторов сотовой связи. Запуская высокоскоростную передачу данных, мы уже видим позитивные тренды в плане снижения оттока. 

АБ: Не могу не согласиться. Это снизит число причин, стимулирующих отток абонентов, а также возможно побудит кого-то из абонентов вернуться в лоно Tele2 покинутой ранее из-за отсутствия услуги ШПД. 

РВ: Все прекрасно понимают, что запуск в Москве, который мы планируем осуществить во второй половине 2015 года, будет сильным фактором для роста нашей абонентской базы. Москва - это 40 млн рынок, на котором мы, как и в других регионах, планируем занять значимую, существенную долю. 

АБ: Хотя многие высказывают пессимистичные прогнозы в отношении способности Tele2 "взять Москву", у меня нет сомнений, что выход в этот ключевой для России регион обеспечит для компании потенциал роста абонентской базы. Ждем начала сентября и убедимся, что существует отложенный спрос на услуги Tele2, который немедленно начнет реализовываться. Этому может помочь и MNP. 

РВ: Не менее важная для нас цель - это рост выручки. Запуск новых регионов и услуг 3G/LTE позволят нам существенно увеличить выручку от существующей абонбазы, а также привлечь новых абонентов. Все мы наблюдаем, что высокоскоростной мобильный ШПД - это основной драйвер роста выручки операторов сотовой связи и мобильного ШПД за последние несколько лет. 

АБ: Это более сложная тема, чем наращивание абонентской базы. Но эти две темы коррелируют. Выход в новые регионы - это новые абоненты, и соответственный рост выручки. Отдельный вопрос, как при этом вырастут расходы и каким будет совокупное воздействие факторов на прибыльность компании. Здесь обширное поле для спекуляций в отношении перспектив. 

РВ: Также важным для нас будет выход в новый для нас сегмент B2B. Мы и раньше работали с B2B клиентами. Сейчас речь о новых перспективах и возможностях в этом сегменте. 

АБ: Здесь у T2 появляются новые перспективы. Для многих клиентов, особенно для крупного бизнеса важным было, чтобы услуга предоставлялась везде в РФ. Сейчас T2 к этому гораздо ближе, а к концу года будет присутствовать почти везде, где это важно. Соответственно, можно начинать переходить от окучивания только SOHO-сегмента к разработке услуг для корпоратов. Это, конечно, непаханное поле для T2, но поскольку есть опыт других компаний, то какую-то часть рынка можно прогнозировать, как потенциально доступную для отжатия в пользу T2. Еще один источник роста доходов. 

РВ: Еще одна важная для нас цель - это собственно показатель эффективности бизнеса - EBITDA. Сейчас мы находимся в фазе активного инвестирования в строительство сетей, мы также инвестируем в запуски бренда на новых территориях. При этом мы успешно управляем своими издержками в рамках созданного СП. 

АБ: Можно предположить, что EBITDA может не расти и даже снижаться еще минимум 1-2 квартала. Это, конечно, высоко спекулятивная тема. Тем более, что показатель до какой-то степени управляемый и в компании могут решать каким ему быть. 

РВ: За счет роста масштабов бизнеса, мы уже в ходе проведенных тендеров сэкономили более миллиарда долларов на услугах по поставке оборудования и услуг третьих сторон. Мы успешно перевели более 8 млн абонентов в единую биллинговую систему Tele2 и в единый контактный центр компании, что обеспечивает нам экономию более 3 млрд рублей ежегодно. 

АБ: Понятно, что централизованные закупки всегда позволяют экономить на масштабе. И сейчас T2, наверное, самый "золотой мальчик" для вендоров, зарабатывающих на российском рынке. Так что скидки возможны за счет конкуренции вендоров и объемов заказов. С другой стороны курс рубля далек от идеала. Tele2 со своими стройками попала на российский кризис и для нее расширение территорий присутствия будет болезненным процессом, ухудшающим кейс. Вплоть до пересмотров ряда планов и роста стоимости займов. 

РВ: Ключевым для дискаунтера является показатель ценового лидерства. Внутри компании мы говорим о показателе PLP (Price leadership perseption - восприятии рынком ценового лидерства). Этот показатель демонстрирует, как абоненты воспринимают наше ценовое лидерство. По этому показателю мы ставим перед собой задачу сохранить бесспорное лидерство в России. Многие сотовые активы Ростелекома не являются лидерами по данному показателю на своих территориях. С приходом бренда Tele2 за счет запуска новых продуктов цены в регионах будут падать. Наши абоненты будут платить за минуту меньше, это дополнительно укрепит PLP Tele2. 

АБ: Очень лукавая тема. Ценовое лидерство и Восприятие ценового лидерства - это не близнецы. Показатели, конечно, коррелируют, но опыт Билайна показывает, что можно годами рассказывать о выгодных ценах, при самом высоком APPM на рынке. То же касается и PLP - можно оставаться с высоким показателем PLP, даже в отсутствие реального ценового лидерства. Надеюсь в T2 не пойдут этой кривой дорожкой, потому что когда наконец абоненты эту тему раскусят, они надолго перестанут верить маркетинговым заявлениям компании. 

РВ: Как ключевую задачу 2015 года мы рассматриваем завершение перевода экс-активов Ростелекома под бренд Tele2 до конца 3q2015. 

АБ: Решаемая, конкретная и понятная задача. Не вижу проблем в ее реализации. 


Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Перейдем к макрорегиону Черноземье. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Сейчас у нас в макрорегионе 9 региональных компаний. В 7 из них мы давно и успешно присутствуем под брендом Tele2. Есть два новых для нас региона - Саратов и Волгоград. В Волгоград мы также выходим в мае 2015 года, на предстоящей неделе.

С декабря 2014 года мы запустили в макрорегионе уже 4 сети 3G - в Тамбове, Воронеже, Белгороде и Липецке. На подходе - Курск, Брянск и Орел.  

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Чтобы прийти в регион, в начале апреля мы начали активную рекламную кампанию. Кто живет в Саратове видели эту активность. Наша реклама остается "бунтарской", ее задача - привлекать потенциальных клиентов. При этом мы доносим ключевые принципы: низкие тарифы, простота тарифов, честные отношения с клиентами. 

АБ: Месседж плаката, конечно, прост. Назвать его привлекательным мне сложно. Задумка была сделать что-то похожее на граффити социалистов? Катаясь по Саратову на такси и автобусе, массированности кампании я не заметил, но биллборды Tele2 в городе сейчас заметны с той же частотностью, что и у конкурентов. Видел также черный джип с почти пиратскими флагами Tele2. Из конкурентов заметно откликнулся на выход Tele2 в регион только Билайн - видел пятерку велосипедистов, "забрендированных" маечками, кепочками, шариками - они с непонятным мессаджем нарезали круги по центру Саратова. Приветствовали T2? Жаль не все успевал фотографировать, но примерно такую наружку можно было в пятницу-субботу наблюдать в Саратове.  

 





РВ: Мы запустили в Саратове сертфикационную программу, которая является для нас одним из ключевых драйверов прироста новых абонентов. 


Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ:  Можно видеть, что уже более 70 тысяч жителей Саратова проголосовало за низкие цены - это те, кто оформил сертификат. В рамках сертификационной программы абоненты будут получать от нас в течение 10 месяцев бонус, который суммарно составит 500 рублей. Важно отметить, что мы не покупаем голоса наших клиентов, а мы благодарим их за активную позицию, за то, что они открыто выражают свое мнение по-поводу текущей ситуации на рынке. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Прежде, чем перейти к тарифным планам  в Саратове, хотел бы напомнить о наших продуктовых принципах. Это пять принципов формирования продуктового портфеля. 

1. Простота. У нас не более 5 тарифов. Причем это тарифы, в которых легко разобраться всем. Мы обычно говорим - если тариф поймет моя мама или бабушка, значит поймут и все другие абоненты. Сколько и за что он будет платить. 

2. Вторая важная вещь для нас - это скорость реакции. Мы пришли в Саратов. Уверены, что наши коллеги по цеху будут реагировать. Из практики выхода в новые регионы знаем, что на короткое время цены в регионе могут быть снижены даже вдвое. Поэтому мы всегда очень быстро реагируем на действия конкурентов. Но при этом всегда четко оцениваем степень угрозы и необходимость ответа. 

3. Еще один важный принцип для нас - это Фокус. Это для нас нацеленность на ключевые ниши. Мы не запускаем узко специализированные продукты. Мы всегда запускаем продукты, которые являются массовыми. Мы не запускаем тарифы для пенсионеров, военных, студентов. 

4. Четвертый принцип для нас - это постоянство. Мы всегда стремимся запустить длинные продуктовые предложения. Мы не запускаем предложений со сроками действия менее 3 месяцев. 

5. Самое важное, что лежало на вершине - это ценовое лидерство. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ:  Как выглядит тарифный портфель Tele2 в регионах, куда приходит компания? В основе его лежит понятный всем тарифный план Оранжевый - тарифный план без абонентской платы.  Вторым тарифным планом, в зависимости от региона, является внутрисетевой тарифный план - Розовый и Желтый. И также в региональном наборе у нас может быть до трех тарифных планов для активных пользователей интернета. Тарифы, которые уже в общем-то привычны нашему рынку. Которые вобрали в себя лучшее, что мы можем дать нашему абоненту. Это понятное списание абонентской платы. Это отсутствие ограничений скорости в рамках пакета. Это бесплатный неограниченный трафик сверх пакета со скоростью 64 кбит/с.

В каждом регионе мы представляем до трех пакетных тарифных планов.  Здесь мы не стали мудрствовать и назвали их Черный, Очень черный и Самый черный. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Если посмотреть на наши тарифные предложения в Саратове, то первый - это ТП Оранжевый, 60 копеек за минуту без абонентской платы на все номера Саратова и Саратовской области. Важно отметить, что тарификация в тарифе посекундная. И в моем понимании - это идеальное предложение для коротких звонков.

РВ: Позволю себе небольшие сравнения с коллегами по цеху. У наших конкурентов есть схожие предложения. Если взять МТС, у них есть тоже тарифный план с единой ценой на все звонки. Также с посекундной тарификацией. Но стоимость секунды - 3 копейки, что составляет 1.8 руб за минуту. Втрое дороже, чем предлагаемый нами тариф. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Тарифный план Розовый, который мы запускаем в Саратове и Саратовской области. Тариф для тех, кто собирается много общаться внутри сети. Каждый день мы предоставляем клиенту 30 минут бесплатных разговоров между телефонами Tele2. После этого цена остается очень низкой - 70 копеек. Конечно же в тарифе нет абонплаты. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: Кроме этого в Саратове мы запускаем три тарифных плана с включенным интернет-трафиком. По тому опыту, который мы уже имеем, самым популярным у нас является ТП Самый Черный. В Саратове за 200 рублей абонплаты мы предоставляем абонентам 2 ГБ интернет-трафика. А также 350 минут вызовов на все местные телефоны и на телефоны Tele2 по всей России. Важно отметить, что после исчерпания пакета минут звонки между телефонами Tele2 Саратова и Саратовской области будут для абонентов бесплатными. 


Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

Безусловно мы понимаем, что не все абоненты готовы переходить на пакетные тарифные планы. Кто-то хочет использовать тариф без абонплаты, но при этом активно пользоваться интернетом. Для таких абонентов мы предусмотрели три дополнительных опции - пакет интернета, портфель интернета и чемодан интернета, которые включают ежемесячно 5, 10 и 30 ГБ трафика, соответственно. 

Для тех, кто пользуется интернетом не каждый день или в малом объеме, у нас существуют две опции. Первая  - это интернет с телефона, когда за 4 рубля в день абонент получает 100 МБ в день ежесуточно. Это в общем-то вполне достаточно для пользования популярными мессенджерами, как WhatsUp или Viber, а также просматривать наиболее популярные страницы в интернете.  

Услуги "День в сети" позволяет скачивать до 250 МБ в сутки за 15 рублей в день. При этом важно отметить, что абонентская плата за услугу списывается только тогда, когда абонент реально пользуется интернетом. 

Мы понимаем, что не все абоненты могут сразу рассчитать, какой объем трафика нужен им ежемесячно. Поэтому мы также запускаем опцию "продли скорость", когда за 30 рублей в сутки абонент получает дополнительный пакет трафика 500 МБ без ограничения скорости. Данная опция нужна, когда, скажем, 25-го числа у меня закончился, например, Портфель интернета, а до конца месяца мне еще нужно пользоваться услугой высокоскоростной передачи данных. Это позволяют сделать пакеты "Продли скорость". 


Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

Помимо запуска обновленного продуктового пакета, при подготовке к запуску бренда Tele2 мы существенную роль видим для розницы. В основе нашей дистрибуции лежит монобрендовый канал. На него сейчас приходится почти 50% наших подключений. Для нас монобрендовый канал - это, в первую очередь, оптимальный баланс между стоимостью подключений и качеством абонентской базы. 

При работе с дилерами, мы используем уже ставшую для нас классической схему revenue sharing, когда в течение 8 месяцев наши партнеры получают 45% от абонентской выручки. При этом мы получаем качественных абонентов. Для абонентов главное преимущество монобрендового канала - это стабильно высокий уровень сервиса, квалифицированный персонал готовый и способный ответить на все вопросы клиента, помочь с настройками и решением проблем клиента. 

Также мы развиваем и другие каналы дистрибуции. Для нас важно, чтобы клиенты и абоненты могли получить услуги в шаговой доступности. Мы развиваем и локальный мультибренд. Мы активно развиваем альтернативные каналы в которых раньше не присутствовали мобильные операторы. 

Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

РВ: И о развитии сотовой сети. С момента создания СП и в рамках подготовки к запуску бренда мы проводили большой объем работ, связанных со стройкой и расширением покрытия.  На текущий момент мы можем констатрировать, что сеть 2G Tele2 в Саратовской области  покрывает более 80% населения в регионе. Поэтому сейчас для нас ключевым приоритетом на местном рынке становится как раз развитие сети высокскоростной передачи данных на базе технологии 3G. И в первую очередь мы говорим о расширении покрытия сети 3G. 


Tele2 - запуск бренда в Саратове 15.05.2015

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения