Почему в некоторых регионах откладываются запуски LTE

Вчера в Ведомостях вышла любопытная заметка "Конкуренты МТС не могут запустить сети LTE в нескольких регионах".

Из текста статьи следует, что именно МТС следует "винить" в том, что в ряде городов страны, где у компании есть бизнес "мобильного ТВ" по технологии MMDS, у конкурентов компании не получается строить LTE. И что из-за этого, а также из-за того, что МТС требует за выключение MMDS непомерные компенсации, конкуренты лишены возможности строить сети LTE в 15 крупных городах или более, причем аж до 2016 года.

Давайте немного поразбираемся. Вот список городов, который приводят "Ведомости": Екатеринбург, Нижний Тагил, Ростов-на-Дону, Таганрог, Нижний Новгород, Архангельск, Северодвинск, Иваново, Калуга, Ижевск, Рязань, Тверь, Воронеж, Норильск и Саратов. Внушительный список. Но так ли все плохо?

Пройдемся по нескольким городам из списка.

Екатеринбург и Нижний Тагил (Свердловская область). Нельзя здесь строить LTE 2.5-2.7 из-за МТС?

А как же запуск МТС сети LTE в Екатеринбурге в марте 2014 года. Конечно, МТС, наверное, до какой-то степени проще было это сделать, можно было пропустить коллег телевизионщиков что-нибудь у себя подкрутить, где-то что-то подвинуть или выключить. И всё же радиоволны не обманешь, от LTE МТС помехи тоже для MMDS актуальны. Но ведь нашли решение?
А как же запуск МегаФоном сети LTE 2.5-2.7 еще 1 октября 2013 года?  Еще на момент запуска оператор сообщал об охвате 60-70% Екатеринбурга. Значит МегаФону платное ТВ от МТС не помешало? Да, возможно, операторам пришлось поставить на антенны достаточно дорогие полосовые фильтры. Что же с того, это нормально в условиях того частотного бардака той ситуации с частотами, которая царит в России. 

Ростов-на-Дону и Таганрог (Ростовская область). Нельзя здесь строить LTE 2.5-2.7 из-за МТС?

МТС еще в декабре 2013 года запустила сеть LTE в Ростове-на-Дону. В марте 2014 года покрытие появилось в Таганроге и других крупных городах области. Выходит, сеть LTE МТС телевидению не помеха, а сети других операторов ею будут? Странно.

Нижний Новгород (Нижегородская область).  Нельзя здесь строить LTE 2.5-2.7 из-за МТС? 

А МегаФон построил. Еще в апреле 2013 года. Странно, да? Причем сети LTE МТС в Нижнем пока нет.

Т.е. видим несколько сценариев, я для вас раскидал города из списка по типовому сценарию:

1. ТВ от МТС "мешает всем" операторам Б4, включая МТС, строить сеть LTE 2.5-2.7, поэтому в городе таких сетей нет.

Иваново
Воронеж
Норильск
Саратов

Кстати, не самые инвестиционно привлекательные регионы, на мой взгляд. Может быть Норильск интересен, но там ситуацию не знаю.

2. ТВ от МТС "мешает" МТС построить сеть LTE 2.5-2.7, но кто-то из конкурентов почему-то успешно сеть запустил.

Нижний Новгород
Архангельск
Калуга
Рязань
Северодвинск (МТС с апреля 2014 года тоже видна в эфире, это тестовая эксплуатация)

Странно. Значит не так уж серьезна проблема?

3. ТВ от МТС "мешает" конкурентам строить сети LTE 2.5-2.7, один МТС "в шоколаде" и бодро их строит LTE в отсутствие конкурентов.

Ростов-на-Дону
Таганрог
Ижевск

И как МТС решила проблему ЭМС своих сетей LTE и MMDS?

4. Несмотря на то, что ТВ от МТС "мешает" строить сети LTE 2.5-2.7 в городе уже построена сеть LTE и МТС, и кого-то из конкурентов.

Екатеринбург
Тверь

Т.е. два оператора смогли, а третий никак? Возможно всё, конечно, но... как-то не убедительно выглядит.

Не находите, что картина получается интересная, а обвинения в адрес МТС перестают быть такими уж очевидными, как может показаться на первый взгляд?

UPD: Не поймите превратно, я не пытаюсь защищать компанию, которая пользуется вполне формальным поводом в попытках заработать на коллизии с выдачей одного и того же ресурса разным компаниям. Да, Система использует наличие у нее частотных присвоений, которые в свое время выделялись Комстар-ОТС для того, чтобы сейчас даже в тех регионах, где MMDS отродясь не было, обозначать активность в области развертывания этого устаревшего варианта эфирного ТВ-вещания. Цель проста и понятна - принудить конкурентов к "урегулированию вопроса".
Т.е. желающие воспользоваться своими частотными присвоениями в диапазоне 2.5-2.7 ГГц для LTE должны выплатить "мзду", чтобы им в этом не препятствовали.

Так отчего же наблюдаются ситуации, которые описаны в п.2 и п.4? Оттого, что в России в области частотного регулирования давно действует правило "кто смел, тот и съел". Формально запуски и созданные для "ТВ" "помехи" можно использовать для жесткого наказания оператора, который осмелился запускать LTE, не поделившись с обладателем "бумажного ТВ". Но в основном это были запуски МегаФона/Скартела. А эти ребята, похоже, не слишком опасаются карательных санкций регулятора. В этой ситуации в проигрыше оказываются те, кто до последнего пытался играть по-правилам в устроенной регулятором чехарде. Видимо, следует посоветовать и остальным, прежде всего, Вымпелкому, быть более активными и не идти на поводу у шантажистов. Странно и неправильно, что в ряде регионов построенные уже сети простаивают из-за формального повода. Надеюсь, ситуация будет меняться, а регулятор выступит на стороне провайдеров LTE, сетей более современных и востребованных.

==

Все сети LTE в России

Маркетинговые материалы по LTE для корпоративных подписчиков

==

UPD: Для Константин Юрганова   Если запуск в Нижегородской области только в Дзержинске, то как мне интерпретировать эту карту на сайте оператора?

И вот этот пресс-релиз:

Сверхбыстрый 4G-интернет стал доступен абонентам «МегаФона» в Твери и Нижнем Новгороде

15 апреля 2014 г. Москва, пресс-релиз, через MForum.ru. Компания «МегаФон» объявляет о полномасштабном запуске сети четвертого поколения мобильной связи (4G) в Твери и Нижнем Новгороде. Мобильный интернет на скоростях до 150 Мбит/с теперь доступен в 52 регионах страны и 12 городах-миллионниках.

Нижний Новгород стал 12 городом-миллионником, где запущена сеть четвертого поколения от «МегаФона». Теперь 4G-интернет доступен во всех пяти крупнейших городах России. Также с сегодняшнего дня воспользоваться услугами LTE могут абоненты «МегаФона» в Твери. В зоне покрытия 4G от «МегаФона» находится уже более 200 городов с населением от 20 тысяч до 12 миллионов жителей или более 40% населения. ... http://abloud.blogspot.ru/2014/04/lte-61-lte.html 

Экспресс-АМ4R - аппарат с несчастливым номером. Опять не долетел

Аппарат с несчастливой судьбой. Планировалось его запустить в 2009 году. В срок не построили, это, к сожалению, не редкий случай для нашей космической отрасли.

В 2011 году построили, но при запуске в августе потеряли. Тогда тоже использовался Протон-М в комбинации с Бриз-М, Бриз и подвел.

Вновь заказали его изготовление компании EADS Asrium (сейчас она называется Airbus Defence and Space). Завод Хруничева делал начинку.  AM4R - это тяжелая платформа - 5755 кг, которая предназначалась для перевода ТВ в России "на цифру", расширение каналов для жителей глубинки с 1-2 до минимум 8, ШПД для Севера, каналы связи в Сибирь и на Дальний Восток для сотовых операторов, подвижной президентской и правительственной связи, а также для обслуживания стран СНГ и Центральной Европы. На нем впервые хотели попробовать использовать диапазон Ka для обеспечения услуг домашнего ШПД-интернета.

Экспресс-AM4

22 апреля 2014 года доставили AM4R на Байконур в Казахстане.

Сегодня Роскосмос спутник потерял. Объясняют так - на высоте 160 км, на 545-й секунде полета  произошло аварийное отключение двигателей третьей ступени при одновременной нештатной работе одного из рулевых двигателей (диагноз не окончательный). Двигатель третьей ступени для ракеты «Протон» был выпущен Воронежским ОАО «Конструкторское бюро Химавтоматики». За отказом двигателя, вероятно, последовало разрушение третьей ступени ракеты-носителя Протон-М и AM4R на орбиту не попал. Всего 40 секунд не хватило, чтобы Бриз-М со спутником отделились от ракеты и двинулись бы к точке стояния.  Как-то невнятно было сказано - где в итоге спутник и третья ступень, заряженная гептилом? Не на расчетной орбите? Сгорели в атмосфере. Всё-таки 5 тонн только спутник, хотелось бы знать - где всё это хозяйство оказалось в итоге. Казахстан утверждает, что на его территорию ракета не упала, как вариант, обломки могли упасть где-то на Алтае или вовсе в Тихом океане. Пока нет данных о каких-либо жертвах и разрушениях в связи с аварией. Протон-М работает на весьма ядовитом гептиле, возможно топливо сгорело в верхних слоях атмосферы Земли, в Роскосмосе уверены, что ракетоноситель, разгонный блок, спутник и остатки ядовитого топлива сгорели в плотных слоях атмосферы над территорией Китая. Упоминалась даже вероятность, что ракета так и не упала, что она где-то в ближнем космосе, на нерасчетной орбите. После таких расплывчатых данных, начинаешь сомневаться, что у нас есть ПРО. Если даже собственную ракету найти не можем, которая не иголка... опять будем ждать пока новый объект в космосе обнаружит американская система наблюдения, как было при прошлом запуске. Тогда спутник в итоге затопили в Тихом океане.

UPD: Предположительно обломки Протона все же упали - в китайской провинции Хэйлунцзян.
Один из объектов упал в огород местного фермера в деревне Мэнчан, два других – неподалеку, в районе Байцюань. При этом никто не пострадал. Местность, в которой найдены обломки, находится между городами Цицикар и Бэйань; в относительной близости также находится курорт Удаляньчи. Ближайшим крупным российским населённым пунктом к месту падения стал амурский Благовещенск. До него от мест падения 320-330 километров; до Хабаровска и Владивостока – около 700 километров, сообщает «Восток-медиа». amur.info
Теперь придется перекраивать ресурсы остающихся на ГСО спутников, перемещать на другую точку стояния спутник Экспресс-АМ6, который планировали запускать в июле 2014 года. И в очередной раз начнут создавать новый аппарат - очередные три года задержки. В очередной раз приостановят запуски Протонов с Байконура - до выяснения причин аварии. Скорее всего запуск Экспресс-АМ6 в июле теперь не состоится до выяснения обстоятельств аварии.

Давайте прикинем ущерб. Заявленная стоимость производства спутника Экспресс-АМ4R - около 7.9 млрд рублей. Спутник был застрахован. Интересно, кем, сможет ли страховщик такую сумму выплатить? Подозреваю, что страховые премии постоянно растут, учитывая частоту аварий при запуске. В 2012 году, например, после очередного нештатного функционирования ракеты Протон-М, были потеряны два спутника, один из которых, "Экспресс-МД2" был застрахован на 1 млрд 177 млн 149 тыс. рублей. Сумму пришлось выплачивать Ингосстраху. Но то 1 млрд, а сейчас их почти 8 млрд руб.! 8 млрд не все убытки, еще следует добавить цену Протона-М - свыше 1.5 млрд, 0.5 млрд за Бриз-М, отдельно 170 млн за головной обтекатель, 0.7 млрд - услуги по запуску, 20 млн - транспортировка ракеты в Казахстан на космодром. Так что для бюджета России потеря на уровне 11 млрд рублей. (Расчеты по данным izvestia.ru). А еще теперь придется продолжать аренду недостающих каналов у других провайдеров, в том числе зарубежных. А это еще порядка 8 млрд рублей за те три года, которые предположительно пройдут до нового запуска. А тут еще вполне реальная угроза санкций в связи с "крымнаш"/Украиной... если зарубежные производители спутников откажутся делать новый AM4R для России, то самостоятельно в ближайшие годы нам его не построить.

UPD: Относительно комбинации Протон-М/Бриз-М. За 2010-2014 годы, по данным Вики, было 36 запусков, из которых 2 неудачных, а один частично неудачный. Так что если не учитывать неэкологичности, этот носитель пока рано списывать, наверное.

Характеристики Экспресс-АМ4R  можно посмотреть на его странице
Российская группировка спутников связи

==

Потеря спутника «Экспресс-АМ4R» откладывает перспективные планы Минкомсвязи, но не влияет на оказание услуг сегодня

Москва, 16 мая 2014 года, пресс-релиз, через MForum.ru. — При запуске космического аппарата «Экспресс-АМ4R», который осуществлял Роскосмос в рамках действующей Федеральной космической программы России, сложилась нештатная ситуация. На высоте 160 км при скорости полета 7 км/с произошло разрушение третьей ступени ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и космический аппарат не был выведен на орбиту. Неудачно запущенный спутник был предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, широкополосного доступа в интернет, услуг мультимедиа, телефонии и для создания сетей связи на основе технологии VSAT, а также для решения задач подвижной президентской и правительственной связи практически на всей территории России, включая удаленные районы Дальнего Востока, а также в странах СНГ и Центральной Европы.

Потеря спутника «Экспресс-АМ4R» откладывает перспективные планы Минкомсвязи России по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, но не влияет на оказание услуг сегодня. В настоящее время трансляция многопрограммного цифрового теле- и радиовещания, а также первого и второго федеральных мультиплексов продолжается со спутников «Экспресс-АТ1», «Экспресс-АТ2» и «Экспресс-АМ5».

В настоящее время Минкомсвязь России совместно с Россвязью и ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) разрабатывает меры, направленные на минимизацию возможных негативных последствий для отрасли спутниковой связи и вещания и обеспечение защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации в точке 80 градусов восточной долготы. Для обеспечения телерадиовещания на территории РФ будет перераспределен связной ресурс спутников, изменится плановая точка стояния нового спутника «Экспресс-АМ6», который планировался к запуску в середине июля 2014 года. Планируется, что срок создания нового спутника, который придет на замену утерянного аппарата, составит около трех лет.

Напомним, стоимость производства спутника «Экспресс-АМ4R» составила около 7,9 млрд рублей. На эту же сумму космический аппарат был застрахован. Для расследования причин возникшей нештатной ситуации уже создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители Роскосмоса, Россвязи, ГПКС, Airbus Defence and Space.
Справка

Космический аппарат «Экспресс-АМ4R» создавался по заказу ГПКС европейской компанией Airbus Defence and Space (бывшая EADS Astrium) в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Спутник был оснащен 63 транспондерами C-, Ku-, Ka- и L- диапазонов. Он должен был быть введен в эксплуатацию в орбитальной позиции 80 градусов восточной долготы. Масса спутника составляла 5755 кг. Мощность, потребляемой полезной нагрузкой должна была составить 14 кВт.

Средняя цена смартфона с LTE - 25 тысяч рублей в Москве и 21,3 тысячи рублей в России

По итогам 1q2014 продажи смартфонов с LTE выросли на 124% в количественном и на 89% в денежном выражении. Такие оценки представил Связной.

141 тысяча смартфонов на сумму в 3.56 млрд рублей была продана в Москве за 1q2014. Это 23% всего рынка смартфонов столицы в количественном выражении и порядка 50% в денежном выражении. Годом ранее показатели были на уровне 13% и 30% соответственно. На Москву приходится порядка 19% всех смартфонов с LTE, проданных в 1q2014.

Средняя стоимость смартфона с поддержкой LTE в Москве – 25 тысяч рублей, в среднем по России – 21,3 тысячи рублей, что не смущает потребителей, судя по росту спроса. Положительное влияние на рост спроса оказывает также появление более дешевых моделей, таких, как Sony Xperia SP, Lumia 625.

Общий объем продаж смартфонов в Москве в 1q2014 – 605 тысяч на сумму 7,1 млн. Доля Москвы в общих продажах смартфонов – 12,1% в штуках и 16.1% в денежном выражении.

Моя оценка проникновения абонентских терминалов с LTE в России - порядка 5-7%.

==

Маркетинговые материалы по рынку LTE для корпоративных клиентов

Тройка лидирующих вендоров на рынке LTE обеспечивают поставками 90% контрактов

На конец 2013 года в мире насчитывается 621 контракт в области поставки решений инфраструктуры LTE, 88% этих контрактов – это доля трех из шести основных вендоров – Huawei, Ericsson, и Nokia Solutions & Networks (Nokia). 

Такие данные представлены со ссылкой на Informa Telecoms & Media в блоге.

По данным вендоров, Huawei в 4q2013 заключила 50 контрактов на поставку решений LTE, Ericsson добавила менее 30 контрактов, Nokia (NSN) – 23. По оценкам Informa Telecoms & Media относительные доли рынка поставки решений LTE (включая контракты под NDA), остались практически неизменными.






Если не применять критерии сравнения Informa Telecoms & Media и ориентироваться только на число контрактов, декларируемое вендорами, то ситуация выглядит так:



В 4q2013 Huawei получила контракты в 6 странах Центральной и Латинской Америке, а также в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона и в Восточной Европе. Ericsson выиграла контракт с KDDI, Япония и Chunghwa Telecom, Тайвань. Huawei и ZTE сообщали о контрактах с China Mobile на поставку решений для запуска сетей TD-LTE. Ericsson и Nokia также присутствуют в списке зарубежных вендоров на поставку оборудования для China Mobile. В частности, NSN будет поставщиком радиоподсистемы и оборудования ядра сети в 17 провинций Китая, тогда как Ericsson обеспечит поставки решений в 15 провинций. Alcatel-Lucent ранее объявляла, что получила подряды примерно на 11% от общего числа в 200 тысяч базовых станций, которые планирует развернуть China Mobile.

Samsung продолжает борьбу за долю рынка решений LTE, на конец 3q2013 компания сообщала о 14 контрактах в области LTE. За пределами Юго-Восточной Азии и домашнего рынка Южной Кореи, компания получила крупные контракты от Sprint, США; Hutchison 3, Объединенное Королевство и Ирландия, а также другие. В 4q2013 компания заключила большой контракт в Индии.

После заключения крупной сделки c компанией Telefonica 3q2013, Alcatel-Lucent продолжила серию успешных сделок, включая контракт с China Telecom на поставку порядка 10 тысяч баз TD-LTE и FDD-LTE. Число контрактов, конечно, не является точным показателем долей рынка, поскольку редко декларируются объемы контрактов. Ericsson, например, заявляя о своем лидерстве на рынке инфраструктуры LTE ссылается на то, что более 50% мирового трафика LTE-смартфонов обслуживается в сетях на базе оборудования Ericsson, по данному показателю компания более чем вдвое опережает ближайшего конкурента.

Методика проверки Informa Telecoms & Media

Informa проверяет все контракты с операторми на соответствие их определенному набору критериев, в частности, если контракт не коррелирует с данными о планах оператора запустить сеть LTE в коммерческую эксплуатацию, контракт считается не прошедшим проверку. Исключения делаются коммерческим контрактам, которые вендор заключает на условиях NDA в отношении которых нет публичной информации от вендора или оператора. Большинство вендоров учитывают такие контракты в общем числе заключенных ими коммерчеких контрактов.

МТС и Nokia испытали VoLTE и видеовызовы в облачной среде

МТС и Nokia провели испытания нового облачного решения Nokia для операторов. 

В рамках испытаний на коммерческой сети оператора были осуществлены успешные голосовые вызовы с использованием коммерчески доступного пользовательского оборудования. Эти тесты показывают, как операторы могут добавлять услуги качественной передачи голоса и другие услуги RCS (richer communications services) с использованием платформ вендоров.



Виртуалиазация услуги и функционала управления ядром сети - это важный шаг для миграции на облачные технологии. Разработка Nokia для облачного управления поддерживает оказание услуг VoLTE на сети МТС. Компании таким образом проверили готовность решения для внедрения комплексного решения VoLTE на сети оператора.

Для проведения тестов VoLTE, радиоподсистема сети LTE МТС, поставленная Nokia, была дополнена облачным решением для оказания голосовых услуг, включая IP  Multimedia Subsystem (IMS), Telephony Application Server (TAS), Home Subscriber Server (HSS). Cloud Application Manager обеспечил автоматизированное подключение и управлением всеми облачными приложениями. В рамках профессиональных услуг, Nokia представила оператору готовую архитектуру и дизайн сети, которая позволяет внедрение в условиях необходимости многовендорной интеграции и миграции ядра сети.

В Nokia уверены, что данные испытания наглядно демонстрируют факт готовности решения Nokia к коммерческому внедрению на сети МТС и других операторов сотовой связи и мобильного ШПД. Интересно, как в этом решении учтены весьма специфичные требования российского СОРМ? И учтены ли они?

==

Подробнее о VoLTE для корпоративных клиентов

==

MTS, Nokia make Russia’s first live VoLTE voice and video call on telco cloud

Operator tests LTE voice services using virtualized network,Nokia equipment
May 12, 2014
Moscow, Russia, press-release, via MForum.ru – MTS, the leading telecommunications operator in Russia and CIS, has completed the first Voice over LTE (VoLTE) call on a telco cloud infrastructure using Nokia’s technology and expertise. The successful end-to-end testing, conducted in the operator’s live LTE network with user devices, gives a real-life preview of how operators can combine their offers of best voice quality and richer communication services with the most competitive and cost-effective infrastructure platforms.

The virtualization of service and control functions in the core network is an important step in using cloud technology in the telco domain. Supported by Nokia’s commercial portfolio and a cloud management system that controls the VoLTE applications in MTS’s private telco cloud, the companies have proved the telco cloud readiness of end-to-end VoLTE.

“VoLTE and telco cloud are principal technologies that will help us address new business opportunities and deliver a superior voice experience to our customers,” said Andrey Ushatskiy, chief technical and IT officer at MTS Group. “This live implementation of virtualized VoLTE with our long-standing partner, Nokia, is an important proof-of-concept and shows our commitment to offering our customers the most advanced voice services possible. We expect that the compound annual growth of mobile data traffic will reach 79% by 2020 and have to prepare our networks to deliver a quality mobile broadband experience to our customers.”

To enable the live VoLTE tests, MTS’s LTE radio network supplied by Nokia was complemented with telco cloud based voice core technology, including its IP Multimedia Subsystem(IMS), Telephony Application Server (TAS) and Home Subscriber Server (HSS). The company’s Cloud Application Manager provided automated deployment and management of all cloud applications. Nokia’s Professional Services for VoLTE helped the operator ready the architecture and design of its network to enable multi-vendor integration and core migration, while specialized project management ensured high-quality project delivery.

“We are delighted to join forces in this pioneer project supporting MTS’s demonstration of voice services using LTE in a telco cloud,” said Kristina Tikhonova, head of East region, Networks. “We have the most comprehensive VoLTE solution on the market and our goal is to support operators’ migrations of voice and messaging traffic to LTE. With this demonstration, we further underscore that we are commercially ready and able to do this.”

For more information on the company’s mobile broadband capabilities, including a video overview, follow this link. To share your thoughts on the topic, join the discussion with @NSNtweetson Twitter using #mobilebroadband and #LTE.

BICS начинает поддержку услуг роуминга HD Voice и VoLTE на базе своей IPX-платформы

IPX-платформа компании BICS теперь поддерживает международный роуминг услуг HD Voice и VoLTE, сообщает компания.

По данным GSA, более 100 операторов в мире уже внедрили поддержку услуги HD Voice на своих сетях. По мере роста пула операторов, которые предоставляют услуги роуминга LTE, становится актуальной поддержка современных услуг на базе LTE, таких, как VoLTE. Как ожидается, операторы будут массово внедрять поддержку таких услуг для повышения доходности сетей мобильного ШПД.



BICS  - это один из примерно десятка известных мне международных провайдеров IPX-роуминга, дочерний бизнес Belgacom. Компания заявляет, что на январь 2014 году поддерживает услугу LTE-роуминга для 70 операторов из 44 стран. Кроме базовых, BICS предлагает различные другие услуги - мониторинг трафика, службу предупреждений, поиск проблем и т.п.

Как известно, МТС в области роуминга LTE сотрудничает с конкурентом BICS, датской компанией iBasis в пуле которой более 60 сетей на май 2014 года, а также с российской МТТ. МегаФон не сообщал, кто является партнером компании в области роуминга LTE. Билайн пока не предоставляет услуг роуминга LTE.

==

Подробнее о роуминге LTE - в маркетинговых материалах для корпоративых клиентов

NTT DoCoMo запустит поддержку голосовых вызовов VoLTE в июле 2014 года

VoLTE и NTT DoCoMo

NTT DoCoMo планирует запустить поддержку голоса в сети LTE на базе планируемого апдейта ПО, намеченного на конец июня – начало июля. DoCoMo обещает, что пользователи получат возможность продолжать пользоваться передачей данных LTE со скоростью до 150 Мбит/с во время голосовых вызовов. Информацией делится telecoms.com.



Существующие биллинговые планы оператора будут применимы и к голосовым вызовам по VoLTE. Следует ли понимать эту фразу, как то, что за голосовые вызовы не будет взиматься никакая дополнительная плата, кроме платы за трафик? С сентября 2015 года может добавиться и поддержка видеовызовов по VoLTE.

NTT DoCoMo 

Сеть LTE NTT DoCoMo запущена в декабре 2010 года. За это время компания подключила более 16 млн пользователей LTE. В маленькой Японии оператор солидно инвестирует в развитие сети - $4 млрд только в 2014 году. Это в разы больше, чем выделяют на развитие LTE российские операторы. Не удивительно, что к концу года NTT DoCoMo намеревается обеспечить покрытие LTE во всех регионах страны, где действует покрытие 3G. Общее число базовых станций LTE на сети компании - около 100 тысяч, примерно столько же действует в сети 3G компании.

Оператор активно строит сеть LTE Cat.4. Запуск LTE-A с поддержкой CA намечен на 2015 год, поставщиками выбраны NSN и Panasonic.

LTE в Японии 

Конкуренты компании - это KDDI и SoftBank Mobile. SoftBank построил две сети LTE - с общим количеством базовых станций eNodeB около 100 тысяч. Это на крошечную, хотя и гористую Японию. Один оператор. На порядок больше, чем все российские операторы LTE при нашей гигантской территории.
SoftBank Mobile также планирует внедрить поддержку VoLTE на своей сети в 2014 году.

КDDI подключила к сети LTE более 7 млн пользователей еще на конец 3q2013, сейчас подключений существенно больше. Летом 2014 года оператор планирует запустить поддержку LTE-A CA с пиковыми скоростями до 220 Мбит/с (b8+b1), запустили бы и раньше, но все в мире сейчас ожидают появления абонентских устройств Cat.6 с поддержкой скоростей до 300 Мбит/с. 

LTE в мире

Поддержка VoLTE привлекает внимание практически всех передовых операторов LTE в мире. В режиме коммерческой эксплуатации VoLTE предоставляется во всех сетях LTE операторов Южной Кореи. Поддержку VoLTE тестируют более, чем в 18 странах мира, большинство тестов, как ожидается, завершится запусками поддержки VoLTE в 2014-2015 годах.

VoLTE в России

В России о технической готовности к запуску поддержки VoLTE впервые заявляла компания Yota Networks, когда еще была самостоятельной. В марте 2014 года Билайн анонсировал успешные тесты VoLTE на московской сети LTE компании. Тут же выяснилось, что оказывается тесты проводила и МТС на сетях в Москве в С.Петербурге, но рассказать об этом не успела. МегаФон получил разрешение на включение поддержки VoLTE в Сочи, на время проведения олимпийских игр.

Как обычно, российская регуляторика за технологическими новинками не успевает, до сих пор нет НПА в области VoLTE. Впрочем, российские операторы и сами особо не спешат с запуском этой технологии - с учетом существующего покрытия сетей LTE попытки внедрения VoLTE на первых порах могут обернуться негативным пользовательским опытом.

==

Корпоративные клиенты могут знакомиться с текстом:

VoLTE и будущее мобильного голоса, апрель 2014, перевод eBook VoLTE and the Future of Mobile Voice, 12 с, .pdf, 2014.05.02

Оглавление:
- VoLTE: Готовы, включаем... Подождите
Что является сдерживающим фактором?
Добавляя ценности голосу
- Операторы США и вендоры в дюйме от внедрения VoLTE
VoLTE в мире.
Тесты, тесты.
Голос это голос и еще кое-что.
- Жизнь батареи смартфона – критический способ измерений успеха VoLTE.
- Апгрейд до VoLTE сделает возможным появление новых видеосервисов. 
Опции и возможности.
Обеспечивая связь в режиме реального времени
- Качество передачи голоса: все лучше и лучше
Операторы США подключаются к процессу
Кодек будущего
- VoLTE выходит на дорогу
Небольшие операторы тоже интересуются роумингом VoLTE

МТС начала предоставление допуска к сети LTE в Белгороде и Старом Осколе

МТС открыла доступ в сеть интернет на базе технологии LTE жителям Белгорода и Старого Оскола. 

Сеть развернута в диапазоне 2.5-2.7 ГГц с использованием полосы частот 2х10 МГц, на базе решения Samsung. Покрытие можно найти в районе железнодорожного и автовокзалов, Соборной площади, центрального рынка, стадиона Салют, музея-диорамы, парка культуры и отдыха, крупных торговых центрах, в пешеходных зонах Народного и Свято-Троицкого бульваров, а также на центральных улицах города.



МТС первая компания в России, которая предоставляет доступ к сети 4G / LTE в Белгороде. Теоретически доступные пиковые скорости - до 75 Мбит/с.

В Белгороде есть спрос на мобильный ШПД, например, Билайн говорит об объеме трафика в сети 2G/3G компании в более, чем 1000 ТБ за 1q2014, что соответствует приросту более, чем втрое год к году. Наибольшая загруженность базовых станций отмечается в районах малоэтажной застройки, например, в п. Прохоровка, г. Шебекино, п. Чернянка, и в районах индивидуального жилищного строительства п. Майский и Таврово - здесь пока мало доступны услуги фиксированного интернет-доступа. Планы Билайн в отношении LTE в Белогородской области не озвучивались, до сентября 2014 запуск сети ожидать точно не стоит. Нет в Белгородской области и сети МегаФон (Yota тоже нет).

Основа Телеком еще в июле 2013 года заявляла о готовности к тестовому запуску сети TD-LTE в Белгороде, где смонтирована радиоподсистема компании, но, как мы все знаем, компания так пока и не смогла отсудить себе право на включение построенных сетей 4G в России.

Это 27-й регион присутствия сетей LTE компании МТС в России и 66 регион, где хотя бы в одном населенном пункте присутствует покрытие LTE.

==

Все сети LTE в России

Маркетинговые материалы по LTE для корпоративных подписчиков

==

МТС запустила первую сеть LTE в Белгородской области 

16 мая 2014 г.
Белгород, РФ, пресс-релиз, через MForum.ru  — ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE: MBT), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, объявляет о запуске в коммерческую эксплуатацию первой инновационной сети LTE в регионе. Теперь жители Белгорода и Старого Оскола могут воспользоваться услугами высокоскоростной передачи данных с помощью смартфонов, планшетов, модемов или роутеров на скорости до 75 Мбит/с.

На первом этапе развития инновационных сетей МТС четвертого поколения в Белгородской области оператор развернул сеть LTE сразу во всех районах Белгорода, а также во втором по масштабу городе региона - Старом Осколе.Мобильный интернет МТС на скорости до 75 Мбит/с доступен в таких общественно-значимых местах Белгорода, как железнодорожный вокзал и автовокзал, Соборная площадь, Центральный рынок, стадион «Салют», музей-диорама «Курская дуга. Белгородское направление», центральный Парк культуры и отдыха им. Ленина, Парк Славы, на территории ряда крупных торговых центров города, пешеходных зон Народного бульвара и Свято-Троицкого бульвара, а также центральных улиц города.

Услугами передачи данных в сети четвертого поколения могут воспользоваться абоненты МТС на территории образовательных учреждений области - в районе корпусов Белгородского государственного университета, Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова, Белгородского университета кооперации, экономики и права, а также Белгородского политехнического и индустриального колледжей.

До конца 2014 года МТС планирует более чем в два раза увеличить количество базовых станций сети 4G в регионе, расширив покрытие в Белгороде и Старом Осколе. В дальнейшем сеть 4G будет развернута в Алексеевке, Валуйках, Губкине, Шебекино и других населенных пунктах Белгородской области.

«Пятнадцать лет назад мы стали первым GSM-оператором региона, сегодня МТС построила самую масштабную сеть 3G в области, обеспечив жителей практически всей населенной территории региона современными сервисами в сети третьего поколения. Запуск сети 4G стал следующим этапом развития телеком-инфраструктуры МТС в Белгородской области. Мы уверены, что жители региона по достоинству оценят все преимущества новой высокоскоростной сети, которая предоставляет еще более широкие возможности для работы с интернет-сервисами. Так, уже сегодня каждый третий абонент МТС в регионе – активно пользуется услугами мобильного интернета, и их число постоянно увеличивается», - отметила директор МТС в Белгородской области Гузель Галеева.

В сети 4G абоненты МТС в Белгородской области могут с комфортом смотреть потоковое HD-видео с мобильных устройств, удаленно работать с «тяжелыми» файлами, принимать участие в вебинарах и видеоконференциях, требующих высоких скоростей и безупречного качества соединения. Также сеть LTE предоставляет дополнительные возможности для предпринимателей, позволяя не только внедрять самые современные телеком-решения, такие как VPN, конференц-связь, но и быстро разворачивать полноценный офис в любой точке города.

Как подключиться
Для подключения к сети 4G МТС необходимо установить sim-карту в устройство с поддержкой технологии LTE и подключить услугу «Доступ в сеть 4G» Для покупателей комплектов «МТС Коннект» с 4G-оборудованием услуга «Доступ в сеть 4G» включается автоматически.
. Для работы в сети четвертого поколения доступны мультистандартные модемы и 4G Wi-Fi-роутеры от МТС, смартфоны, планшеты от ведущих производителей, в том числе бюджетный LTE-планшет МТС 1078 и LTE-смартфон МТС 978. Тарифы МТС на услуги передачи данных едины независимо от того, в какой сети зарегистрирован абонент – 2G, 3G или 4G.

Прогнозы рынка смартфонов LTE в Китае выросли вчетверо!

Совсем недавно, в октябре 2013 года объем спроса на смартфоны с поддержкой LTE в Китае в 2014 году прогнозировался на уровне 30-50 млн. К марту 2014 года оценки в прогнозах выросли до 72 млн устройств с поддержкой LTE. Это уже означает, что ожидается рост более, чем в 1500% год к году. Но в Китае к рекордам не привыкать, поэтому сейчас со ссылкой на сотрудников MediaTek предлагается новая прогнозная оценка потенциала рынка смартфонов с LTE Китая в 200 млн!! Информация digitimes.com.

Оценка строится на заявлениях компании China Mobile, что она намерена реализовать более 100 млн LTE-смартфонов в течение текущего года, кроме того, China Unicom и China Telecom намереваются продать от 30 млн гаджетов и более каждая.

Реалистичны ли эти цели? Учитывая, что речь идет о китайцах, я считаю, что реальные цифры окажутся скромнее. Но они будут в любом случае поразительными! По сравнению с проникновением LTE в России в 1.4% едва достигнутом более, чем за два года, китайцы за год могут добиться проникновения услуг LTE около 10%.  

Экономия энергии аккумулятора на 56% в сети LTE? Чудеса от МегаФон

Сегодня в результатах мониторинга по теме LTE попалась мне на глаза заметочка vninform.ru. Из которой я "узнал", что в сети МегаФон применили какие-то таинственные настройки, которые на любом устройстве с LTE способны сэкономить "до 56% заряда". Возможно ли это?

Что за таинственная настройка использована оператором, поясняет следующая фраза "раньше после открытия странички в интернете 4G-аппарат активно удерживал радио-канал еще 20 секунд. Настройки сократили этот период до шести секунд. Пользователь продолжает читать страничку, а разница в 14 секунд позволяет экономить заряд батарейки, который не расходуется на радиообмен с базовой станцией".

Какие там настройки... всего-то изменили значения таймера LTE UE inactivity timer с типового значения 20 с на 6 с. Теперь, если абонент не скачивает данные 6 секунд подряд, то сигнальное соединение RRC (Radio Resource Control) отпускается. Теперь, если абонент захочет еще что-то скачать, то придется заново устанавливать RRC, что потребует некоторого времени. Такая вот "экономия".

В мировой практике операторы не меняют значение таймера, поскольку кроме небольшой экономии батареи - это приводит к росту сигнализации на сети. Наверное не нужно пояснять, насколько это для сети вредно? В конечном итоге эта дополнительная нагрузка может обернуться для всех пользователей повышением частот отказов в обслуживании. Такие приемчики оператору можно пускать в ход, пока сеть почти пуста, но по мере роста числа абонентов, лучше не ухищраться подобным образом. Что же сделают в МегаФон по мере набора абонентов? Вернут значения таймера на 20 секунд?

Зачем же оператор может менять значение таймера? Ларчик открывается просто. Позволю себе цитату специалиста одного из операторов связи "Дело в том, что производлители оборудования продают лицензии по количеству connected пользователей на соту, на сектор, плату и пр... Таким образом, если снизить значение таймера скажем в 2 раза, то можно снизить к-во пользователей в 1,5 раза и повременить с покупкой лицензий или установкой новых плат в станцию. Но делать это по всей сети - плохая практика приводящая к росту сигнальной нагрузки на core части".

Так ради чего все эти допиливания стандартных настроек с помощью рашпиля? Вы же не поверите, что такая манипуляция с таймером позволяет экономить 56% заряда батареи смартфона? За изобретение способа в полтора раза продлить время её автономной работы впору нобелевку давать! Всего, в зависимости от настроек таймера, можно выиграть где-то от 3 до 5% увеличения времени работы смартфонов от батареи без подзарядки, да и то - не всем абонентам, этот метод не мало эффективен для активных пользователей мобильным интернетом и тех, кто вообще в него редко заходит.

Получается, что вся затея - это попытки оператора, прежде всего, сэкономить на платежах поставщику оборудования, а заодно пиар, причем не самого высокого толка, ведь кто-то и вправда "купится" на мифическую экономию в 56%.

UPD: скорректировал текст с учетом отзывов, поступивших от специалистов

МегаФон сообщает о запуске сети LTE в Дагестане

В декабре 2013 года МегаФон сообщал о планах начать оказание услуг LTE в Дагестане в начале 2014 года. В марте появилась информация о запуске сети LTE МегаФон в Махачкале, это были тесты. 



Сегодня МегаФон первым из мобильных операторов региона начинает оказывать услуги LTE в республике Дагестан. Покрытие обеспечивает в Махачкале, если верить МегаФону, оно доступно на 98% территории столицы. В ближайший год оператор обещает расширить зону покрытия на Хасавюрт, Каспийск, Буйнакск, Кизляр, Дербент и Избербаш.

Поддерживаемые на сети скорости 150 Мбит/с. Для наиболее эффективного использования услуг сети нужно приобретать устройства с поддержкой Cat.4.

Тарифы на услуги LTE такие же, как и тарифы на ШПД в сетях 2G/3G компании. Всего в Дагестане у МегаФон насчитывается порядка 1.5 млн подключений 2G/3G.


Сеть запущена в диапазоне 2.5-2.7 ГГц, предположительно с использованием решения Huawei Technologies.

Для МегаФона это 55-й регион, где действует сеть LTE компании. Всего в России теперь LTE присутствует в 65 регионах, число подключений составляет порядка 2 млн, охват населения составляет около 40%. МегаФон пока остается лидером рынка LTE России по числу подключений и по числу регионов присутствия. 

==

Все сети LTE в Росссии
Маркетинговые материалы по LTE для корпоративных подписчиков

==

«МегаФон» запускает интернет 4G+ в Дагестане

15 мая 2014 г. Махачкала, пресс-релиз, через MForum.ru. «МегаФон» первым среди мобильных операторов региона начинает оказывать услуги сверхскоростной мобильной связи 4G+/LTE в Республике Дагестан.

Высокоскоростной мобильный интернет от «МегаФона» теперь доступен жителям и гостям Махачкалы. Базовые станции стандарта LTE«МегаФона» в Дагестане обеспечивают покрытие порядка 98% территории республиканской столицы. В течение ближайшего года специалисты оператора намерены увеличить зону покрытия, запустив новый стандарт мобильного интернета в Хасавюрте, Каспийске, Буйнакске, Кизляре, Дербенте и Избербаше.

Скорость передачи данных в новой сети «МегаФона» достигает 150 Мбит/секунду, что на порядок выше, чем в сетях предыдущего поколения связи (3G). Новая сеть обеспечивает пользователям быструю загрузку «тяжелых» файлов, возможность смотреть онлайн-видео высокой четкости, успешно пользоваться самыми современными интернет-сервисами, требующими высокую скорость. Еще одно преимущество новой сети — быстрый «отклик» мобильных устройств (PING), что позволяет комфортно играть в онлайн-игры и загружать страницы в браузере без задержек.

«Махачкала стала 12-м городом в Кавказском филиале «МегаФона», где мы запустили высокоскоростной мобильный интернет, — говорит Руслан Ярахмедов, директор отделения Кавказского филиала ОАО «МегаФон» по республикам Северного Кавказа. — Мы предлагаем новую услугу по стоимости, равной тарифам на мобильный интернет предыдущих поколений, без наценки за скорость. Этот факт, а также высокая популярность сетей 4G+ в других городах России дает нам уверенность, что связь нового поколения будет чрезвычайно востребована нашими абонентами в Дагестане».

Сегодня «МегаФон» обслуживает в Дагестане порядка 1,5 миллионов абонентов. Среди них наиболее популярным интернет-предложением считается опция «Интернет L», позволяющая за небольшие деньги в полной мере использовать преимущества высоких скоростей. Ежемесячно абонент может скачивать днем 20 Гб трафика на максимальной скорости. А ночью, с 00.00 до 07.59, интернет 4G+ доступен без ограничений по объемам потребления трафика и скоростям.

Уже сегодня любой житель Дагестана может стать участником специальной акции в салонах «МегаФона» и приобрести 4G-модем всего за 1 рубль при подключении опции безлимитного мобильного интернета на один месяц. Помимо 4G-модемов в салонах «МегаФона» представлены более 60 моделей 4G смартфонов и планшетных компьютеров. Полный список моделей с поддержкой 4G+ от «МегаФона» можно посмотреть на сайте 4gdevices.megafon.ru, значительная часть этих устройств доступна в интернет-магазине «МегаФона».

Дать взаймы МегаФону захотели многие

Компания МегаФон досрочно закрыла книгу заявок на приобретение у нее рублевых облигаций БО-04 на 15 млрд рублей.

Спрос в 4 раза превысил номинал выпуска, что позволило компании снизить диапазон ставки купона с первоначальых 9.8-10% до 9.45%.

Размещение облигаций состоится 20 мая 2014 года на Московской бирже. Через год ставка купона подлежит пересмотру, после чего держатели смогут при желании предъявить облигации к выкупу по номиналу.

==

«МегаФон» досрочно успешно закрыл книгу заявок на приобретение рублевых облигаций

Москва, Россия (15 мая 2014), пресс-релиз, через MForum.ru – ОАО «МегаФон» (“МегаФон” или “Компания”) (LSE: MFON), ведущий российский универсальный оператор связи, 14 мая 2014 года досрочно закрыл подписку на биржевые облигации серии БО-04 объемом 15 млрд. рублей. («Рублевые облигации» или «Облигации»).

Сделка вызвала высокий интерес со стороны инвестиционного сообщества. Уже в первые сутки с момента открытия книги инвесторами было подано более 100 заявок. Общий спрос на Облигации превысил номинальный объем выпуска более чем в 4 раза, что позволило Компании дважды снизить маркетинговый диапазон ставки купона с первоначального уровня 9,80–10,00% до уровня 9,45- 9,60% и установить финальную ставку купона Облигаций на уровне 9,45% годовых.

Иван Таврин, генеральный директор компании «МегаФон», отметил: «Мы очень рады, что после продолжительного затишья на первичном рынке выпуск облигаций «МегаФона» встретил такой большой интерес. Мы благодарим всех инвесторов, которые вновь оказали нам доверие, несмотря на крайне сложные рыночные условия».

«Газпромбанк», «Райффайзенбанк» и «ЮниКредит Банк» выступают в качестве организаторов выпуска Облигаций. Андеррайтером выпуска назначен «Газпромбанк».

Размещение Облигаций среди инвесторов состоится 20 мая 2014 года на Московской бирже. Ставка купона подлежит пересмотру через год после даты размещения, после чего Облигации могут быть предъявлены держателями к выкупу по номиналу.

Презентация Билайн итогов 1q2014 (которой я не слышал) в картинках и комментах

К сожалению, сегодня не смог поехать на презентацию Билайн итогов 1q2014 года. Поэтому предложу вам слайды презентации, которую я не слышал. А также мои комментарии к картинкам, основанные на моем их восприятии и общей информации о положении компании Билайн на рынке России.

В качестве дополнительных данных по теме рекомендую заметку, которую публиковал утром на тему отчета Билайн по итогам квартала.



Так начался 2014 год для компании Билайн. В качестве шутки - эти молнии метал Михаил Слободин, перестраивая работу компании. На самом деле, имелось в виду, вероятно, нечто другое. Тучи сгустились над Билайном. Тучи сложившегося за несколько последних лет негатива в восприятии компании и ее услуг клиентами. Эти тучи затрудняют для них восприятие всего того нового, что в компании происходит, мешают наблюдать разворот оверштаг, выполняемый сейчас компанией. Между тем, здесь есть на что посмотреть.

Итак, еще несколько слайдов, иллюстрирующих стартовые позиции



NPS - это, как вы наверняка слышали, популярная в крупном бизнесе оценка Net Promoter Score. Показатель демонстрирует степень удовлетворенности компанией ее клиентами. На базе постоянного мониторинга этого параметра в Билайн судят о правильности тех или иных инициатив, предпринимаемых компанией. В 2013-м году, как видим, ситуация была стабильно негативной, несмотря на то, что первые меры были предприняты еше до начала 2014 года. Здесь, вероятно, можно говорить о неизбежной инертности в восприятии рынком реального положения дел с компанией.  

Кстати, само по себе падение NPS еще не так страшно. Например, если бы также себя вели показатели NPS конкурентов, ситуация не была бы столь критичной. Вот только сравнение с конкурентом не утешало. 

Кстати, кого в Билайн считают "ближайшим конкурентом" и по какому параметру? Tele2 или МегаФон? :) Наверное все же МегаФон. 

Когда зафиксировано, что клиенты недовольны, первое, что следует делать - это выяснить, почему именно они недовольны, что является основными факторами раздражения. Это было сделано - на картинке ниже шесть самых распространенных причин общего недовольства компанией Билайн ее абонентов. 


Полученные данные позволяли сформировать четкую программу действий. Что в первую очередь требуется изменить для того, чтобы клиенты из недовольных стали довольными.

Первое (и весьма затратное) - это работа с качеством связи и покрытием. Проблема здесь не только в том, что требуется одномоментно вложить немалые суммы в приобретение радиооборудования и обустройство новых площадок. Проблема в том, что это вызывает рост операционных издержек, который в условиях продолжающегося оттока абонентской базы очень сложно чем-то скомпенсировать. Здесь от руководства компании требуется определенное мужество при принятии инвестиционных решений. Между реальным улучшением качества связи и покрытия после роста CAPEX и OPEX и осознанием рынком этих изменений, зачастую проходит немало времени. За это время процесс сокращения доходов на фоне роста расходов может довести показатели прибыльности до таких величин, что только по-настоящему мудрый и спокойный инвестор сможет не вмешиваться в операционную деятельность руководства компании. 

В Билайн на это решились!


Направление главного удара - сети 3G компании. Компромисс между работой над улучшением качества передачи голоса и услугами мобильного ШПД. 

На абсолютное лидерство в Билайн не замахиваются (не до жиру), но более не хотят слышать упреков в том, что сеть компании проигрывает по своему качеству сетям конкурентов. Для этого в 2012-2013 году строительство сетей 3G велось ударными темпами. В 2014 году, к сожалению, темпы уже такими не будут. Но ситуация, близкая к паритету в плане сетевой инфраструктуры радиоподсистемы 3G достигнута. 


Конечно, только число базовых станций - это еще не всё. В компании уже третий год подряд ведут работу по переводу базовых станций на IP-подключения, а также обеспечение поддержки на сети режима работы не ниже HSPA+ (пиковые скорости до 21 Мбит/с). И здесь тоже почти достигли показателей конкурентов. 


Конечно, если бы я занимался сравнительным аудитом сетей конкурентов, я бы не ограничился этим уровнем описания сетей. Можно было бы начать сравнивать среднюю пропускную способность каналов по которым подключены базовые станции у Билайн и конкурентов. Сравнить число используемых несущих для сети 3G. Да много чего стоило бы сравнивать. 

С другой стороны, не столь уж важно копаться в технических деталях, когда есть другой механизм оценки качества услуг. Это программа MQA (mobile quality analyzer), имитирующая реальное пользование сетью "рядовыми клиентами". Программа "бегает" на устройствах сотрудников Билайн, использующих смартфоны, подключенные к разным операторам, данные собираются по всей территории присутствия компании. Данные показывают, что реальное качество сети Билайн превосходит качество услуг конкурентов в 40% филиалов. В частности, компания называет такие регионы:




Особенный предмет гордости Билайн - достижение блестящих результатов работы сетей компании в Москве.


Такие результаты достигнуты по данным независимых драйв-тестов DMTel. Я ко всем драйв-тестам с некоторых пор отношусь со скепсисом. Слишком много желающих их проводить, но на поверку оказывается, что за дело берутся не специалисты, используют кривые методики и получают результаты ничего общего с реальностью не имеющие. В отношении тестов DMTel не скажу ничего. Я в них не участвовал, с методикой не знаком, поэтому никак комментировать не буду.

Компания особенно уделяет внимание динамике изменений - сравните данные за сентябрь 2013 и февраль 2014.


Улучшился и голос.




Личный опыт. У меня в квартире, где несколько месяцев назад сигнал LTE Билайн "ловился" только у окна, теперь тесты выдают порядка 36 Мбит/с в глубине комнаты (при RSRP -95). Что меня, конечно, радует.

Да, кроме 3G компания строит сети LTE. Пока что число запусков не столь велико, как хотелось бы, но процесс, что называется, пошел.


Не будем переоценивать рост числа базовых станций LTE в процентах. На старте проценты всегда получаются большими. Например, было 2 базы, построили еще 2 - 100% рост! Ситуация с числом базовых станций LTE в России, увы, удручающая у всех операторов большой тройки (только вчера об этом писал). Пока что чаще всего строятся не сети LTE, а хот-споты LTE. Есть и приятные исключения, например, сеть LTE Билайн в Чебоксарах поразила меня своей бесшовностью - весь день в автобусе я оставался подключенным к сети LTE Билайн, активно работал с блогом и сайтом с уровнем комфорта как при подключении к фиксированным линиям ШПД.

Интересно, что пользуются сетями LTE Билайн пока что мало, не активно. На мой взгляд, здесь действует комбинация целого ряда факторов:

- из-за задержки с выходом Билайн на рынок LTE, часть потенциальных пользователей LTE уже перешла к другим операторам. Это не всегда важно, например, в некоторых регионах, куда Билайн вышел первым, не всегда высокие показатели пользования LTE. Напрашивается вывод, что не в каждом регионе есть достаточный спрос на услугу высокоскоростного беспроводного доступа, важно анализировать куда именно следует выходить прежде всего.

- малое число абонентских устройств с поддержкой LTE на руках у населения. Здесь вижу некоторую недоработку розницы Билайн. Абонентам предлагается не слишком значительная линейка устройств с поддержкой LTE. Наиболее успешные в мире операторы - это те, у кого в линейках от 30-40 и более устройств LTE, причем в идеале их приобретение еще и дотируется или они продаются в рассрочку ("длинные контракты").

- мало делается в плане создания стимулов для пользования LTE-устройствами. Нужно активнее внедрять услуги с высоким потреблением трафика, чтобы абоненты были заинтересованы в приобретении устройств LTE и подключении на соответствующие тарифные планы.

- важно, чтобы там, где оператор начинает оказывать услуги LTE, сеть демонстрировала бы бесшовность и высокие средние скорости. Пока абонентов мало, это не так сложно устроить, но важно все время поддерживать "задел на будущее". Если качественный LTE от Билайн будет "распробован", то возможно сформируется миграция абонентов из конкурирующих сетей и параметры качества могут быстро упасть.

Только ARPU ШПД на сегодня может компенсировать сокращение ARPU голоса, следовательно, сюда и необходимо направлять максимум усилий. Проблемой здесь вижу недостаточные капиталовложения каждого из операторов большой тройки. LTE в России строится медленно, что создает риски недополучения доходов от LTE при одновременном ухудшении параметров качества услуги LTE по мере роста числа абонентов.


Пример Назрани показателен. В регионах, где плохо с фиксированным ШПД, и куда Билайн может выйти первым, нужно это срочно делать - есть шансы улучшить рыночную позицию.

40% - это хороший показатель, но не рекордный. Трафик в сети LTE вполне может и доминировать в общем трафике LTE / 3G. Это будет наблюдаться уже в этом году, тем более - в 2015 году.

Планы запуска сетей LTE до сентября 2014 года - это смесь "миллионников" и регионов с низким проникновением фиксированного ШПД.


Увы, по показателю "число регионов с LTE" Билайн в 2014 году паритета не добъется. Более того, даже те планы в отношении развития LTE, которые озвучивались в конце 2013 года, да даже в апреле 2014 года, выполнены не будут, компания меняет курс и ставит развитие LTE на тормоз. Между тем, оба конкурента - МТС и МегаФон сделали серьезную ставку именно на LTE и приоритетно развивают данную технологию, пока Билайн "дотягивал" свои сети 2G/3G. Учитывая невысокое пока проникновение абонентских устройств LTE на рынок, это, возможно, не будет критичным для конкуренции, но учитывая, что инноваторы, которые обзаводятся устройствами с LTE  - это, как правило, активные абоненты и трендсеттеры, мне было бы жаль терять их в пользу конкурентов. Могу предположить только, что Билайн действует в пределах тех инвестиционных возможностей, которые заданы штаб-квартирой и/или акционерами и выше головы прыгнуть не может. Так или иначе, но это грустные новости.

Довольно технологий, поговорим за продукты, услуги и сервисы :)

Про линейку тарифов Всё, думаю, всЕ уже наслышаны.


Пакетирование услуг - это, конечно, зло для абонентов, но это общепринятая практика и без пакетов операторам сегодня выжить на рынке было бы сложно.

Пакеты интернета у Билайн неплохие. Для такого пользователя как я, по-сути, нет разницы между анлимом Yota и большими пакетами Билайн. Важно, что там и там нет понятия "внутрисетевой роуминг".

Интересно, что доля пакетных предложений в продажах 17%. Вероятно, что она еще вырастет.




Об интересной опции псевдодотированного телефона Билайн уже не раз рассказывал. Конкуренты пробуют повторить успешную инновацию Билайн в еще более радикальном формате - 1 рубль за МегаФон Optima. Получится ли?



Интересная инициатива Билайн "попробуй Интернет". О ней, увы, мало кто знает. Инициатива правильная. В условиях, когда сети не перегружены, это стоит делать. Уже 300 000 попробовали. Мне было бы интересно узнать конверсию - сколько из попробовавших начали платить за услугу. Если 2-3%, вряд ли игра стоит свеч, если более 10% - это был бы успех!



Мобильный интернет в роуминге. Что бы там не говорили хитрые спецы, которые не ленятся купить в другой стране местную симку, чтобы сэкономить на роуминге, для многих абонентов, прежде всего, для корпоративных, первично удобство пользования. А поскольку цены на услуги роуминга интернета группа Vimpelcom все же действительно снижала, спрос на автоматический роуминг данных растет, как и рост доходов от этого направления.



Мой вам совет, коллеги из Билайн - срочно начинайте запускать поддержку роуминга LTE. Уверен, здесь есть возможность дальнейшего повышения доходов от роуминга! Как минимум корпоративные клиенты это оценят. В роуминговом пуле провайдеров IPX-услуг число партнеров превышает 50 и приближается к 100. Есть из чего выбирать. В России есть MTT, способная обеспечить услугу. Не нравится MTT, вас обслужит iBasis или любой другой из европейских провайдеров этой услуги.

(Интересно, до этого слайда кто-нибудь дочитал мои комменты? Если да, отметьтесь, пожалуйста, в комментах. А слайдов еще много!)

Розница Билайн. Тема сложная. Собственная розница для компании - это тот самый чемодан без ручки. Нести сложно и неудобно. Выбросить - не то, что рука не поднимается... совсем без чемодана тоже не получается. Приходится надрываться, но тащить.

Общий вектор - это опять же форсирование клиенториентированного подхода. Сделать для клиента посещение салона делом удобным и приятным. п.1 и п.3 на схеме - это практические шаги. п.2 - возможный результат. Смартфоны надо продавать форсированно, это залог роста ARPU ШПД и будущие доходы компании. Билайну нужен фирменный смартфон с поддержкой LTE в бюджетной категории - если продавать по модели с псевдофинансированием может получиться хороший способ наращивания абонбазы LTE.




Это тоже об обслуживании клиентов



Про VAS уже столько говорилось, что и повторять не буду. Кратко идея в том, чтобы вернуть  нае...., которым занимаются многие контент-провайдеры в оказание услуг тем, кто их хочет получить. По понятному тарифу. Подход цивилизованный.



Бесплатный антивирус для абонентов Билайн. 0.07 млн скачиваний с момента запуска. Наверное, это все же не очень много? Кстати, почему, интересно? Не верят люди в вирусы для мобильных? Или в эффективность антивирусника?



В поисках дополнительного дохода оператор развивает различные услуги. Как не пользователь таких услуг, ничего о них не могу сказать.



А вот очень важный и интересный слайд. Спам - это одна из тем, которые вызывали критическое неудовольствие у потребителей. В 2013 году, когда МегаФон и МТС заметно придавили в своих сетях спам активность, спамеры атаковали базу Билайна, который такие меры оперативно не принял. Абоненты, конечно, еще долго будут об этом помнить, но факт остается фактом, объем спама на абонента снижен в 5 раз. Нулевым он никогда не будет, я на корпоративном номере другого оператора тоже, увы, спам сообщения получаю. Но острота проблемы явно снизилась, так что это направление перестало быть серьезным раздражителем для абонентов, за что Билайн следует похвалить.



Цифровые коммуникации с клиентами.

Неплохое нововведение - наглядная детализация. Плюс надо сохранить выгрузку в .xls для внешних программ-анализаторов.


Мобильное приложение для iOS и Android оказалось востребованным - 1.1 млн скачиваний за 2 месяца. Это успех!



Серьезно изменилось пользование личным кабинетом после его переработки для повышения удобства.






В Билайн работали над улучшением качества обслуживания B2B клиентов. В принципе, с этим направлением у Билайн в последние годы было неплохо. Насколько успешными были новые инициативы я не знаю, но "Стаж в вашу пользу", конечно, хорошая штука.


Также не могу оценить услугу Защита от DDoS атак. В принципе, для корп.клиентов услуга такая полезна, но насколько эффективно она реализована в Билайн, судить не могу.


"А вот это попробуйте!". Я за всяческое продвижение в ширнармассы смартфонов. Это аукнется компании ростом ARPU. И корпоративные клиенты - самое благодатное поле для таких посевов.




Судя по цифрам, которые предоставляет компания, ее усилия в секторе B2B оказываются успешными.



Общий вывод, который предлагает презентация - замечены первые признаки восстановления доверия со стороны клиентов. Трогательный слайд - без котэ презентация, как известно, не засчитывается (животное не пострадало!).



На вопрос "На ваш взгляд, после появления инициатив "Белой книги" отношение клиентов к Компании..."

Интересно, кого опрашивали. Учитывая, что абоненты вряд ли слыхом слыхали про Белую книгу, опрашивали, вероятно, сотрудников компании - розницу, колл-центр? Соответственно, эти результаты не обязательно отражают реальную ситуацию. Впрочем, даже если в позитивные перемены верят (ощущают?) сотрудники розницы и колл-центров, это уже солидный шаг в правильном направлении. Сотрудникам важно ощущать, что они продают хороший продукт, хорошую услугу, работают в хорошей, правильной компании, тогда они куда более убедительными будут с клиентами.



А вот и совсем уже объективные данные. Снизилось число звонков в ЦПК и среднее время ожидания на линии.




С другой стороны... причин для снижения много. Отток абонбазы, например. Разуверившиеся в том, что им в ЦПК помогут. Те, кто воспользовался новым личным кабинетом или мобильным приложением. В общем, не так велико снижение числа звонков (одно снижение спама могло бы дать такой результат), чтобы говорить именно о росте доверия. Но  я не исключаю того, что доверие действительно начинает расти. Сеть-то работает, работает неплохо, развивалась уже более года динамично, "заметно для глаза". Из-за некоторого оттока абонентов она еще и разгрузилась, что также обеспечило рост качества услуги. В общем, только слепой мог не заметить, что Билайн позитивно менялся. Так что основания для роста доверия с поправкой на инертность восприятия абонентами ситуации, безусловно есть!

Слайд с мудреным заголовком: Рост NPS по точкам касания



Еще важнее то, что НПС переместился в "зеленую зону". Выглядит симпатично. Рост. Рост - это хорошо.



Насчет того, насколько общей является стагнация я бы подискутировал... Но цифр у меня нет, так что вот вам картинка - хотите верьте, хотите не верьте.

В Москве вообще успех-успех!




Здесь впору бить в ладоши и выписывать премии себе и коллективу. Переломили ситуацию! Всё же я бы пока ограничился устной похвалой, а с премиями бы повременил. Потому как нужно вначале вывести компанию на рост показателей, чего пока не наблюдается.




Кратко о цифрах я уже писал.  Еще раз повторю, что хотелось бы видеть больше капекса, причем не только в 3G, но и в LTE. Уровень в 25% затрат к выручке кажется мне более правильной цифрой, нежели 17%. Но это, наверное, невозможно.

Медленно растет доля пользователей мобильным ШПД - дайте народу больше смартфонов, стимулируйте их использование. Прирост доходов от ШПД в идеале должен (может?) перекрывать сокращение доходов от голоса. Можно наверное и далее отпускать MoU, показатель в 287 минут сегодня маленький и может стимулировать переход абонентов к более активному использованию OTT-голоса.

Грустно, что выручка фиксированного ШПД не растет при вероятном росте операционных затрат на это направление и одновременном оттоке абонентов. Понятны сомнения компании - стоит ли продолжать владеть этим бизнесом. Однозначного мнения у меня нет. Но пока это не совсем уж расходное направление, стоит пытаться его "раскручивать" по-моему, форсировать тему платного ТВ, в том числе. Если есть уверенность в наличие соответствующих компетенций, поскольку контент Megogo.net меня порядком удручает.

Общие выводы

Чтобы не заканчивать на негативе или "мудрых советах" диванного аналитика, скажу еще пару фраз о проделанной работе. Спасти рядового Билайн - это работа из разряда "из болота тащить бегемота". Хорошо, что бегемот уже осознал ситуацию и не только не сопротивляется, но и активно настроен на то, чтобы из болота вылезти и побегать с конкурентами на перегонки.

Бегемот - животное крупное, поэтому его активность, надеюсь, незамеченной не останется. Распробовав изменения абоненты их должны будут оценить. Поскольку абсолютно бездушный, механистический подход к абонентам, как гумусу на котором произрастают дивиденды владельцев и премии для топ-менеджеров, абонентов порядком "задрал". Хочется тепла и любви и если Билайн их обеспечит, будут ему прощены отдельные мелкие недочёты. При условии, что не будет крупных косяков.

== это всё, ребята, спасибо, что читали длинный текст! Напоминаю, критика приветствуется, мне интересно проверить свои аргументы.  

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения