HD Video по сети TD-LTE - еще одна красивая новинка MWC2014

На выставке, приуроченной к MWC2014, в этом году было показано много интересного, хотя не все это заметили. Одной из красивых в плане технологий новинок стала технология передачи HD Video в беспроводной сети TD-LTE.

Решение представили три компании - разработчики технологии CloudStreet, Германия и ZTE, а также оператор E-Plus на стенде которого и показывали новинку.

Система "резервирования емкости" CloudStreet позволяет передавать видеопоток в режиме стриминга с разрешением HD по сети TD-LTE в диапазоне 3.5 ГГц. Такую сеть сейчас сооружает E-Plus (не исключено, что компанию приобретет группа Telefonica, которой уже принадлежит действующий оператор FDD LTE в Германии).

Решение ZTE способно поддерживать передачу картинки 4К и 8К, для этого требуется пропускная способность сети до 100 Мбит/с. Расстояние от ближайшей базовой станции до абонента не должно превышать 1 км. Для обеспечения надлежащего качество на системе должно поддерживатся управление QoS.

У E-Plus и ZTE уже есть опыт сотрудничества при развертывании сетей 3G / LTE FDD в Германии. Модель, предложенная CloudStreet – это резервирование емкости сети для обеспечения пропуска видиопотоков, требующих большой полосы пропускания. Технология CloudStreet может резервировать каналы под передачу стримов в режимах SD, HD, 4k и 8k. Оператор рассчитывает требования к полосе пропускания на основе данных о профилях пользователей. 

Сеть TD-LTE в диапазоне 3.5 ГГц может сосуществовать с сетями FDD LTE и управляться от единого ядра. При этом сеть TD-LTE может использоваться для обеспечения надлежащей пропускной способности.

Интересное решение на которое следует обратить внимание. 

Источник: telecomlead.com

==

Путеводитель по MWC2014

Во Франции строят LTE все быстрее - число базовых станций выросло в феврале на 5.1%

В Европе с внедрением LTE заметно запоздали относительно США и Юго-Восточной Азии, и теперь в ряде европейских стран ведут развертывание сетей быстрыми темпами.

Во Франции, например, только за февраль 2014 года зафиксирован прирост на 5.1% - всего на 1 марта 2014 в стране порядка 13.5 тысяч базовых станций LTE, сообщает telecompaper.com. В основном, сейчас строятся базы 800 МГц, которые обеспечивают максимальный охват территории.

Больше всего базовых станций LTE у Bouygues Telecom - более 6 тысяч, в основном в диапазоне 800 МГц, есть также базы в 1800 МГц. Второе место с небольшим отрывом занимат Orange France - у компании порядка 5 тысяч баз, причем, в основном это базы в диапазоне 2.5-2.7 ГГц, а также 800 МГц. SFR пока в догоняющих с порядка 1.5 тысяч базовых станций (2.5-2.7 и 800 МГц), Free Mobile смогла развернуть уже около 1000 базовых станций 2.5-2.7 ГГц.

Число подключений к сетям LTE во Франции на конец 2013 года составляло около 1 млн человек.

Omnitel сообщает, что запустил услугу CSFB для голосовых вызовов со смартфонов LTE / 3G в Вильнюсе

Omnitel сообщает, что запустил услугу CSFB для голосовых вызовов со смартфонов LTE / 3G в Вильнюсе, сообщает telecompaper.com.

Режимом CSFB смогут воспользоваться владельцы смартфонов HTC, Nokia, Sony, BlackBerry. Владельцы LTE-смартфонов LG и Samsung смогут начать звонить со своих устройств еще через несколько недель. Apple iPhone 5c/5s пока не работают, поскольку оператор еще не получил сертификацию Apple.

Оператор обещает постепенно распространить поддержку CSFB на всю территорию покрытия сети.

Восприятие и Паритет. VimpelCom CEO об итогах 4q2013. Перспективы Билайн в России

Если почитать запись конференц-вызова, посвященного оглашению компанией Vympelcom результатов 4q2013, то его, на мой вгляд, можно свести к трем ключевым тезисам:

- в области сетевой инфраструктуры Билайн Россия будет поддерживать паритет в области 3G и фундаментально развивать LTE 

- компания займется активной работой по изменению восприятия качества своих услуг пользователями и потенциальными пользователями, а также начнет чаще практиковать персонализованный подход к клиентам

- Джо Лундер признал, что недооценил сложность задачи по изменению восприятия компании клиентами, что ожидал достижения существенных изменений в более краткий период. Теперь он сравнивает этот процесс с управлением океанским сухогрузом, который не может резко менять курс. Скорректировав оценки, Лундер настроен на ожидание позитивных результатов лишь к концу 2014 - началу 2015 года. 

Ниже - чуть более развернутый конспект и мои комментарии.


В целом по группе Vimpelcom

Результаты не радостные. 6% сокращение доходов гг от услуг до $5.3 млрд, правда, Джо Лундер отмечает рост доходов от мобильного ШПД в ряде стран. EBITDA органически сократилась на 2% гг вследствие сокращения доходов. При этом маржа EBITDA выросла на 1.6% до 43.7% (все-таки не зря сотовые компании называют насосами для денег). Общий прирост абонбазы составил 4% гг до 220 млн абонентов мобильной связи и ШПД. Чистый убыток составил $1.4 млрд, что отражает списания стоимости активов, в основном, связанные с рынками Украины и Канады.

В 2014 году планируется удерживать доходы и EBITDA стабильными, компания намеревается реинвестировать доходы в развитие бизнеса на уровне CAPEX/доходы в 21%. Это близкий к среднему по отрасли показатель. Новая дивидендная политика - выплачивать $0.035 на акцию в год, пока не будет достигнут уровень чистая задолженность / EBITDA менее 2.0. По итогам 2013 года этот показатель составляет 2.3.

АБ: На мой взгляд, 2.0 - это тоже слишком много, но здесь, конечно, встречаются различные подходы.

Из существенных новостей компании - запуск 3G в Бангладеш в октябре 2013 года, в декабре 2013 года Algeria OTA получила лицензию 3G и разрешение на оплату покупки оборудования для сети 3G. Планируется запустить сеть 3G во втором квартале 2014 года.

АБ: Оба проекта - высокорисковые. Лучше бы активнее Россию реанимировали. 


Билайн в России

Бизнес в России вошел в новую фазу трансформации, ориентированной на клиенториентированность, достижение паритета с конкурентами в области сетей мобильной передачи данных и распределения. Процесс трансформации не может быть быстрым, и будет продолжаться в ближайшие годы. Команда управленцев строит организацию, где клиент находится в центре процессов, организацию, фокусирующуюся на качестве клиентского опыта, культурной трансформации клиентских услуг.

Beeline представил клиентам новое предложение, основанное на повышении качества клиентского опыта. Есть понимание, что именно восприятие компании клиентами - это существенная проблема на сегодня. Оператор упростит линейку тарифов, будет сокращено число различных опций, которые тем не менее смогут решать специфичные потребности клиентов. Предпринятые действия, как ожидается, постепенно улучшат восприятие клиентов и обеспечит позитивный эффект, который выразится в росте показателей и улучшении положения компании на конкурентном рынке.

А пока что доходы от услуг сократились на 2% гг. В компании это объясняют разовой коррекцией в 4q2013, и если ее не учитывать, то доходы от мобильных услуг даже немного выросли.

Доходы от услуг мобильного ШПД за квартал выросли на 25%, EBITDA сократилась на 6% из-за снижения доходов и роста расходов на содержание сети радиодоступа и IT, а также роста расходов на персонал, связанных с развитием собственного монобренда. Маржа EBITDA сократилась незначительно - до 40% (с 40.3%). Капитальные затраты к доходам выросли в 2013 году до 20% из-за роста инвестиций в сеть мобильного ШПД и создание собственной монобрендовой сети.

АБ: 20%, на мой взгляд, это недостаточный уровень инвестиций - в целом, это меньше, чем среднее по группе, я пока не уверен, что этого достаточно, чтобы обеспечить паритет и иметь возможность переубедить клиентов, что им стоит выбирать сеть Билайн.

В терминах покрытия 3G Лундер говорит о достижении паритета с конкурентами в основных регионах России. Для этого в 2013 году было построено 8000 базовых стнаций.

АБ: Это хорошо, безусловно, но для паритета, по моему мнению, нужно продолжать развивать как радиоподсистему, так и опорные сети, причем опережающими относительно конкурентов темпами. Жду момента, когда компания будет называть абсолютные цифры числа баз - это станет сигналом, что паритет достигнут не только на словах, но и на деле. 

Билайн обещает приоритетно инвестировать в развитие сетей ШПД в 2014 году с показателем уже 22% капзатрат/доходам, что разумно.

АБ: Все же, на мой взгляд, для того, чтобы говорить о планах достичь паритета на конец 2014 года, инвестировать следовало бы больше. Кроме того, на мой взгляд, ставка на опережающее развитие LTE, включая активное использование малых сот, была бы сейчас способом для того, заложить фундамент для выигрыша в конкурентной борьбе. Не забываем, что трендсеттеры тяготеют к модным технологиям, а 4G / LTE - это сегодня все более модно, посмотрите на наличие LTE в практически любом флагманском абонентском устройстве. Борющийся за конкурентую позицию оператор обязан уметь обслуживать людей с флагманскими моделями на своих сетях.  

Также говорилось, что необходимо больше фокусироваться на России, на процессе трансформации бизнеса компании в России. Что компания уже сократила разрыв с конкурентами и развила монобренд, что теперь необходимо концентрироваться на выстраивании отношений с клиентами. Просто, удобно, персонализировано. Чтобы защитить клиентскую базу и удержать клиентов с высоким ARPU.

АБ: Ох уж мне эта фокусировка штаб-квартиры на России. Вначале они "забили" на проблемы России и Казахстана, бросив все силы на Италию с Алжиром. Теперь, когда там дела не слишком идут, решили порулить Россией? Мне не кажется эффективной сегодняшняя структура управления Билайн Россией, когда есть надстройка в виде Амстердама, не всегда понимающего меру проблем и безусловно недостаточно быстродействующего в силу того, что нужно решать задачи и по другим рынкам. Хотелось бы намного большей автономии для российского бизнеса, а Амстердам пусть помогает, например, в получении оптовых скидок при закупках оборудования, в скидках на роуминг и прочих общеполезных для группы вопросах. Оперативное управление на высококонкурентном российском рынке не должно тормозиться необходимостью все серьезные решения прогонять через далекий от российских проблем Амстердам. Это инвесторам замечание. 

Нужно будет повысить качество клиентского опыта и, одновременно, необходимо продолжать инвестиции в создание высокоскоростной сети передачи данных с тем же уровнем, что предлагают конкуренты. Похоже, что процесс займет несколько больше времени, чем ожидал Лундер, как он сам признает.

АБ: Не удивлен этой ошибке. Ставить перед собой задачу паритета - это обречь компанию на вечное догоняние. По мне, так  стоило бы попробовать сделать ставку на опережение за счет технологической инновационности и ударного инвестирования в ШПД на базе 3G/LTE).

Из ответа Джо Лундера на вопрос представителю Morgan Stanley становится ясно, что в Амстердаме всерьез уверены, что паритет по сети 3G и рознице уже достигнут. Проблему видят только в том, что компания столкнулась с проблемами задержки восприятия реальности клиентами и потенциальными клиентами, которые еще не успели заметить те революционные изменения, которые предприняла компания Билайн.

АБ: Собственная розница - тяжелая нагрузка на бюджет компании. Расходы на персонал и аренду будут только расти. Я больше верю в то, что клиент сам найдет способ подключиться к хорошей сети, чем в то, что через мощную розницу легче продавать менее качественные услуги. Поэтому все же хотел бы большей концентрации компании на вложениях в сетевую инфраструктуру (радио, биллинг, транспорт), нежели в собственную розницу. И не довольствовался бы паритетом. Интернет-розница - вот, что следует оптимизировать, оптимизировать и доводить до идеала постоянно, улучшать доставку, гаратийное и постгарантийное обслуживание, упрощать возможности оплаты, расширять число видов/каналов оплаты, упрощать интерфейс. Вложений здесь требуется на два порядка меньше, а результат может быть вполне ощутимым.  

Лундер уверен, что управляющая команда в России это понимает. Соответственно, будут предприняты планы поддержки паритета при одновременной активной работе над изменением восприятия компании. Задачи такие - объяснить, что качество сети и ее услуг находится на уровне других участников рынка, а также вернуть клиентов с высоким ARPU.

Это займет больше времени, чем представлялось Лундеру годом ранее. Теперь он ожидает, что по итогам 1q2014 мы еще можем увидеть дальнейшее ухудшение ситуации. Возможно, даже по итогам полугодия. Позднее можно надеяться на стабилизацию, и только в начале 2015 года может быть достигнут паритет в области роста доходов. Разумеется, будут предприниматься усилия по сокращению сроков, но получится ли сократить срок ожидания - это открытый вопрос.

АБ: Хорошо, что в компании это понимают и готовы терпеливо ожидать результатов до 2015 года. Это сохраняет для Михаила Слободина возможности выстроить всю схему управления компанией и реализовать те планы, которые компания включила в Белую книгу. 

Лундер в ходе беседы не раз отозвался о рынке России, как о ключевом. Сообщил, что Билайн Россия инвестирует в сеть LTE и эта программа рассчитана на 10 лет. Отношение к этой теме в компании - как к фундаментальной.

АБ: Для меня этот момент остался непонятным. Означает ли фундаментальный подход, что пока особенно спешить не планируют, поскольку мало проникновение абонентских устройств с поддержкой LTE? Если так, я буду считать это ошибкой. С другой стороны Слободин говорил об ускорении развертывания сети LTE во втором полугодии. Это будет правильно. Еще раз повторю, я бы сделал акцент на интенсивном развитии сетей LTE с опорой на активное использование малых сот, на качественное покрытие в местах концентрации трафика. Причем закладываться следует на Rel.10, т.е. предусматривать использование агрегации частот. Ускорить запуск масштабного LTE роуминга, в частности, - это вполне актуальная тема для корп. клиентов с высоким ARPU. 

Отвечая на вопрос - как, собственно, планируется изменять восприятие клиентов, Лундер отметил, что сейчас вся индустрия движется в сторону персонализированного маркетинга на основе обширной базы данных. Будут разрабатываться соответствующие рыночным запросам предложения, модифицироваться коммуникация с клиентами. Разработан большой список мероприятий.

Базой для изменения восприятия станет ренессанс по части отношения к важности качества инфраструктуры. На заре развития сотовой связи основными конкурентыми преимуществами были покрытие и качество работы сети, затем фокус перешел на качество передачи голоса. Сейчас идустрия вновь движется в направлении, когда все большее значение приобретают качество и емкость сети, поэтому Билайн будет вкладываться в развитие инфраструктуры с тем, чтобы поддерживать паритет с конкурентами. Именно поэтому Билайн уже добился паритета в области 3G и намеревается активно инвестировать в LTE.

АБ: С этим трудно не согласиться. Собственно, нельзя было терять фокус на развитии сети. В МегаФон это понимали, этим и обязаны неплохой динамике развития в последние годы. По части изменения коммуникаций с массовым клиентом я пока не представляю, что конкретно имелось в виду, ни в Амстердаме, ни в Москве эту тему не раскрыли, но мне представляется, что для этого тоже нужно прежде пересмотреть инвестирование в данное направление в сторону увеличения. Все чудеса, включая чудеса общения, обычно изрядно стоят. Будем наблюдать за изменениями здесь. 


О том, как в Москве представляли результаты Билайн Россия в 4q2013 Михаил Слободин и его команда, я писал здесь:

Материалы по теме Оглашение результатов 4q2013 и 2013 года Билайн Россия 06.03.2014: 

Выступление Михаила Слободина (стратегия)
Выступление Андрея Патоки (сеть)
Выступление Александра Поповского (услуги)
Выступление Сергея Петрова (B2B)
- Сессия вопросов и ответов (расшифровку не делал)
пресс-релиз Билайн Россия по итогам 4q2013 и 2013 года

На закуску для интересующихся - пара слов про Винд.


Wind, Италия

Конкуренция на рынке высокая, но компания все же показала сравнительно неплохие резульаты. Смогли на 3% нарастить базу пользователей - до 22 млн. Успех связывают с активным использованием пакетов "все включено" (вот откуда идея тарифа "Всё!"), которые продолжают пользоваться спросом у клиентов из-за их простоты и прозрачности.

Доходы от оказания услуг мобильной связи, если исключить негативный эффект от снижения стоимости приземления трафика, сократились на 3%, как всегда говорится о конкуренции. Доходы от услуг мобильного ШПД выросли на 30%, тогда как доходы от фиксированной связи выросли на 6% вследствие стратегического фокуса компании на разделение тарификации услуг (unbundling). EBITDA в 4q2013 сократилась на 3% из-за  негативного влияния ценовой конкуренции на рынке мобильной связи и сокращения NTR. Однако, этот эффект был частично скомпенсирован за счет мер по сокращению затрат. В результате маржа EBITDA выросла на 40.4%. В 4q2013 продолжалось расширение сети HSBA plus, чтобы сохранить конкурентоспособность. В перспективе, верит Лундер, компания сможет стать источником доходов в Италии, особенно после запуска услуг LTE в Риме и Милане, а также в основных аэропортах.

По остальным странам, включая Украину и Казахстан, желающие могут почитать в первоисточнике.

Итого

В общем и целом мне понравилось, что штаб квартира звучит почти адекватно ситуации. То есть, конечно, некий излишний оптимизм присутствует, но, думаю, это не от "розовых очков", а чтобы не напугать инвесторов.

Рынок, который всё понимает, и не обязан сохранять оптимизм, реагировал на деятельность Vimpelcom в 2013 году резким снижением курса акций. Похоже, Лундер никого пока не убедил, что предпринятые меры смогут кардинально улучшить ситуацию.



Здесь, конечно, в основном, Украина "отразилась", но не только. В целом вылазка за пределы СНГ - была и остается высокорисковым проектом, который вряд ли стоило затевать.

У отдельно взятого российского бизнеса шансы выправить ситуацию есть, многое уже сделано, еще больше делается сейчас и планируется на 2014 год. Особенно, если Слободину удастся выбить больше автономии от штаб-квартиры. С 3-го квартала 2014 года ждем разворота вверх, а результаты 4q2014-1q2015, возможно, начнут радовать инвесторов.

T-Mobile, США не даёт спокойно спать другим операторам LTE в стране

Дочка Deutsche Telecom, которой непросто приходится на рынке США, в последнее время развила бурную деятельность. Параллельно с развертыванием сети LTE в доступной компании полосе AWS (1700/2100), реализуются другие глобальные проекты.

Во-первых, абонентов ранее приобретенного оператора CDMA / LTE Metro PCS перетаскивают в сеть LTE T-Mobile с тем, чтобы закрыть Metro PCS, высвободив частоты. Согласно планам компании, порядка 80% абонентов поглощаемого оператора переберутся на T-Mobile до конца 2014 года, что позволит до 2015 года выключить большую часть CDMA сети MetroPCS.

Во-вторых, компания усиленно торгуется с Verizon Wireless - в T-Mobile ожидают, что смогут закрыть сделку с Verizon в ходе которой T-Mobile получит частоты в A Block диапазона 700 МГц доя середины 2014 года, что обеспечит для оператора возможность разворачивать сеть LTE в этом диапазоне. В зоне действия лицензий 700 МГц находится 158 млн человек населения США, как ожидается, поддержка устройств для данного диапазона начнется с 4q2013 года. В рамках этой сделки T-Mobile передает Verizon некоторое количество лицензий AWS и PCS, а также заплатит порядка $2.4 млрд.

Если все получится, то у T-Mobile в ряде регионов США будет от 2х15 или 2х20 МГц частот, что позволит компании предлагать клиентам вполне достойные средние скорости в сети мобильного ШПД. В Северном Далласе компания в январе 2014 года запустила поддержку скоростей до 147 / 40 Мбит/с с использованием несущей 2х20 МГц.

Всего в зоне покрытия оператора T-Mobile - более 200 млн жителей США.

Источник: wirelessweek.com и моя база данных по операторам LTE всего мира.


T-Mobile: Пока рано говорить о 5G, LTE остается мейнстримом

В наше время модно начинать любую телеком-тему с обсуждения перспектив 5G, но пока это скорее дискуссии на тему, нежели технология, тогда как LTE - полноценная технология, заявляет директор по техническому развитию T-Mobile.

В отношении 5G на сегодня ясно одно: 5G - это сети, которые работают в мире, где будет еще на  4 млрд смартфонов более. Это не значит, что 5G не следует изучать и разрабатывать.

А пока что LTE-A - это то, что поджидает нас буквально за поворотом. Для T-Mobile это означает продолжение расширения сети LTE, включая ее апгрейды до более высоких скоростей, известные как 15х15 или 20х20. T-Mobile уже запустила сеть с поддержкой 150 Мбит/с на 100 BS в Далласе и планирует расширять зону покрытия.

У T-Mobile еще летом 2013 года было 37 тысяч базовых станций LTE, что больше, чем у всех операторов России вместе взятых. В зоне охвата LTE сети - более 209 млн человек. Поставщиками Ericsson и NSN.

Источник: pcmag.com
 

Планшеты с LTE покупают активнее, чем планшеты с 3G. В Литве

По данным Omnitel, объемы продаж планшетов с поддержкой LTE превзошли объемы продаж планшетов с поддержкой 3G впервые в 2014 году, сообщает telecompaper.com. Omnitel предлагает услуги на базе сети LTE для владельцев планшетов с июля 2013. Продажи модемов с поддержкой LTE выросли в четыре раза год к году. Omnitel обеспечивает самое обширное покрытие LTE в Литве.

В Lenovo решили выделиться в рекламно-маркетинговом продвижении мобильных продуктов в России

Вечеринка Lenovo Vibe Party задумана в невиданных для российского рынка абонентских устройств масштабах!  21 марта 2014 года в московский клуб Arena Moscow приглашены 3 тысячи гостей! Развлекать их будет Крейг Дэвид с сольным концертом и DJ-сетом. Презентовать новую линейку мобильных устройств Lenovo Vibe будет Александр Пушной. Обещан еще один "секретный" исполнитель. В рамках технозоны можно будет взглянуть на, собственно, новинки.



Чтобы попасть на вечеринку нужно получить промо-код. Простейший способ для его получения - купить Lenovo Vibe X в Связном. Но есть и альтернативные способы.

Услугой "Мобильное ТВ" МТС пользуется более 1 млн человек

Такие данные приводятся в пресс-релизе МТС. Цифра на заметку.

==

МТС покажет «Кухню» на смартфонах и планшетах

07 марта 2014 г.

Москва, РФ, пресс-релиз, через MForum.ru – ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (NYSE: MBT), ведущий телекоммуникационный оператор в России и странах СНГ, объявляет о премьере третьего сезона сериала «Кухня» в рамках сервиса «Мобильное ТВ». Зрители мобильного телевидения от МТС смогут смотреть сериал со смартфона или планшета не только во время трансляции, но и вслед за эфиром в любое удобное время.

С начала марта пользователям сервиса «Мобильное ТВ» от МТС становится доступным для просмотра новый сезон сериала «Кухня». Зрители смогут смотреть третий сезон популярного телесериала не только в эфире телеканала СТС, но и вслед за эфиром в рамках сервиса «Видео по запросу», контент для которого формирует компания «Стрим». Премьера сериала на мобильном ТВ состоялась в один день с премьерой на телеканале СТС, сразу после показа на телеэкранах. Весь сериал доступен пользователям опции «Мобильное ТВ», которые смогут посмотреть предыдущие сезоны на своих смартфонах и планшетах.

Сервис отложенного просмотра, реализованный в МТС на базе технологии catch-up TV, позволяет клиентам МТС смотреть интересные сериалы и передачи не только в любом месте, но и в любое время. Сегодня услугой “Мобильное ТВ” от МТС пользуется более миллиона человек, и эта цифра постоянно увеличивается благодаря росту популярности смартфонов, продажи которых в рознице МТС в 2013 году увеличились больше чем в полтора раза.

Услуга МТС «Мобильное ТВ»

Услуга «Мобильное ТВ» позволяет превратить смартфон или планшет в полноценный телевизор. Сервис «Мобильное ТВ» позволяет всего за восемь рублей в сутки, вне зависимости от продолжительности просмотра, смотреть эфир более 100 телеканалов на 26 языках. Интернет-трафик при этом не тарифицируется как в домашнем регионе, так и во внутрисетевом роуминге. Услуга работает в сетях 3G и LTE МТС, а также в любой сети Wi-Fi. Для просмотра «Мобильного ТВ» необходимо загрузить в телефон приложение «MTS TV», которое доступно для пользователей всех популярных операционных систем.

Конспекты: Сергей Петров. B2B стратегия Билайн в 2013 году и планы на 2014 год

Встреча с журналистами, посвященная оглашению итогов 4q2013 и 2013 года прошла в Москве 6.03.2013. Со стороны Билайн в ней принимали участие: Михаил Слободин, генеральный директор компании; Андрей Патока, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры; Александр Поповский, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке ; Сергей Петров, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса. В зале также присутствовал Николай Иванов, финансовый директор Билайн. Пресс-релиз компании для вас я оставил здесь. Также вашему вниманию конспекты выступлений: Михаил Слободин - стратегия. Андрей Патока - сеть. Александр Поповский - услуги. Ниже - мой конспект выступления Сергея Петрова - B2B.



СП: Те позитивные изменения по части развития сети, о которых рассказывал Андрей Патока, конечно же нашли отражение в позитивной динамике показателей нашего бизнеса. 

В частности, наша клиентская база достигла 270 тысяч компаний. Количество клиентов, которые используют услуги и мобильной и фиксированной связи, превысило 25 тысяч абонентов. Все эти показатели роста нашли отражение в нашей выручки, которая выросла на 9%. Улучшение качества передачи голоса также нашло отражение в росте голосового трафика на 20%. 



Как и розничный сегмент мы движемся в сторону все большего проникновения смартфонов в базу наших клиентов. 



У нас запущены различные программы субсидирования оборудования, например, "Стаж в вашу пользу" - не совсем стандартные тарифы вместе с нашими устройствами. 

Увеличиваем свое присутствие в монобренде, уже в 51 офисе присутствует представитель B2B-направления, используется визуализация корпоративного направления услуг.  

Расширяем возможности личного кабинета, который обладает рядом особенностей, отличающихся от ЛК для массового потребителя. 

Используем различные программы лояльности с тем, чтобы клиенты как можно дольше с нами оставались, как можно больше пользовались нашими услугами, например, можно отметить программу "Удачный стартап". 

Запустили очень интересный проект, на котором хотелось бы остановиться подробнее. Это образовательный проект, который мы назвали "План Б" - это когда для корпоративных клиентов мы проводим обучающие семинары, куда кроме наших представителей - продуктологов, маркетологов, приглашаем западных "звезд", где они рассказывают о тех продуктах, которые они попробовали, пощупали сами, что это дает для их бизнеса, как это отражается на тех доходах, которые они хотят получать. Этот проект удачным получается, будем его и далее развивать.

Реализуем программу с издательским домом "Генеральный директор" - те, кто подписывается на эту программу получают тарифный план, позволяющий со всех ваших гаджетов отслеживать интересующие вас события. 



Тот образ, который всегда был у компании ВымпелКом, то есть "лидер в инновациях", мы поддерживаем и будем дальше двигаться в этом направлении, поскольку в этом направлении движется вся индустрия. Многие из вас читали, что было презентовано в Барселоне на MWC2014. Мы не должны отставать, поэтому планируем активно развивать облачные проекты, например, такие, как MDM, запущенный в 2013 году. Пока что у этой услуги идет фаза опытно-коммерческой эксплуатации, но мы надеемся, что по мере того, как будут собраны и учтены все пожелания наших клиентов, о том, как следует доработать эту услугу, мы ее доработаем и выведем в коммерческую эксплуатацию. Сейчас практически по клиенту в день подключаем на эту услугу. 

Google Apps - то, без чего сегодня не могут обойтись многие пользователи, например, все более активно используют доступ к google mail, особенно, представители мелкого и среднего бизнеса, которые не хотят держать у себя дорогостоящий  штат IT-специалистов. Поэтому мы и далее будем развивать сотрудничество в этом направлении. 

Microsoft Office 365 - удачно идет, у нас уже более 20 тысяч пользователей этой услуги. Она хорошо продавалась клиентам наших фиксированных услуг, мы ее распространили и на клиентов мобильных услуг, продвигаем ее вместе с определенными тарифными планами.  

Наш фиксированный бизнес продолжает развиваться и здесь также реализуется общий тренд перехода на "облачный" подход. Движемся в направлении managed CPE, managed PBX. Доходы от этих видов бизнеса высокие, количество клиентов растет практически ежедневно.  




Основные тенденции, которые мы наблюдаем, которые будем развивать: вы помните, что мы практически первыми на рынке воплотили наше преимущество обладания мобильной и фиксированной сетями в такую услугу, как FMC (fixed mobile convergence). Это направление развивается, мы расширили его географию - на 37 новых городов в 2013 году, что увеличило размер нашей сети до 128 городов, где мы можем предлагать конфергентные услуги. Для крупных кампаний, сеть которых разветвлена, наше предложение часто оказывается интересным, поскольку позволяет экономить на звонках. Услуга весьма востребована, что и подтверждают цифры - выручка за 2013 год выросла на 61%, количество клиентов - на 65%! 

Сервисы мобильной АТС - это то, о чем уже шла речь выше, то есть managed CPE, managed PBX. Также - весьма востребованные услуги, рост выручки - 97% за год. 

Мобильная коммерция. Мы были одними из первых на рынке, кто предоставил возможности мобильной коммерции корпоративным клиентам. Обычно это является проблемой, поскольку корпоративные клиенты используют постоплатную систему оплаты. Соответственно, компании контролируют расходы, осуществляемые сотрудниками. 
Мы сделали услугу Мобильный кошелек, где к основному номеру клиента добавляется еще один номер, который может использоваться для оплаты ЖКХ, парковок и т.п. 
Мы это запустили одними из первых и теперь услугами мобильной коммерции пользуется порядка 24 тысяч наших корпоративных клиентов. 

M2M. На этом направлении стоит остановиться чуть подробнее. Многие наши клиенты хотят использовать это направление, например, контролировать какие-то удаленные сценарии. Уже делаем здесь первые шаги, а в ближайшее время планируем представить обновленные версии наших продуктов, в частности для мониторинга. Будем развивать услуги для ЖКХ, образовательных программ, финансовых учреждений. 

В качестве отдельного направления выделили работу с госсектором. Мы хорошо работали в мобильном сегменте с госзаказчиками. При этом были некоторые "зоны для роста" в плане фиксированной связи. Поэтому мы запустили ряд программ, направленных на то, чтобы запускать фиксированные сети. Участвуем в большем количестве гостендеров. И получаем от этой линии бизнеса дополнительные доходы - рост на 30% количества выигранных тендеров. 

(слово вновь взял Михаил Слободин)



МС: Не оглядываясь назад, но смотря вперед, каким мы видим 2014 год для компании. В 2014 году компания будет бороться с накопленным грузом проблем, но с новым базисом с точки зрения технического уровня сети, развития монобренда. Будет формироваться критическая масса позитивных изменений в области клиентского сервиса. Поэтому видим Билайн в 2014 году лидером позитивных изменений в области клиенториентированного сервиса. Уже по результатам первого квартала, думаю, что сможете заметить серьезную разницу между тем, что делаем мы и что делают наши конкуренты. 

Безусловно, будет идти культурная трансформация, а многие вещи подвергнутся внутренней оптимизации. Это позволит быстрее выводить на рынок новые услуги с более высоким качеством, с большей надежностью работы этих услуг. Это будет повышать внутреннюю эффективность, снижая наши затраты на оказание услуг, как CAPEX, так и OPEX.

Будут ускоряться внутренние процессы, ориентированные на результат. Культура дисциплины, достижение результатов - ключевые направления развития. Это необходимые факторы победы в крайне непростой конкурентной борьбе. 

На конец 2014 года поставлена задача достижения полного паритета с конкурентами по качеству связи и развитию монобрендовой сети. Это тот "гигиенический минимум", который нам позволяет за счет динамики развития сервиса, за счет того, что мы делаем по-отношению к клиенту, сформировать крайне устойчивый базис 2015 года. 

2014-й год для нас - это один из самых серьезных вызовов, это задача изменить perception (восприятие) компании Билайн клиентами. Представление, которое сегодня у клиентов в отношении Билайна... собственно, результаты 4q2013 являются отражением этого восприятия. У нас стоит задача переломить это отношение.  

Безусловно, это вопрос качества исполнения того, что мы наметили, вопрос интенсивности коммуникаций с клиентами. Стратегию PR немного переделаем, чтобы "достучаться" до нашего конечного клиента.  

== 


Конспекты. Александр Поповский, Билайн "Стратегия - Лучший сервис"

Встреча с журналистами, посвященная оглашению итогов 4q2013 и 2013 года прошла в Москве 6.03.2013. Со стороны Билайн в ней принимали участие: Михаил Слободин, генеральный директор компании; Андрей Патока, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры; Александр Поповский, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке ; Сергей Петров, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса. В зале также присутствовал Николай Иванов, финансовый директор Билайн. Пресс-релиз компании для вас я оставил здесь. Конспект выступления Михаила Слободина - здесь. Выступление Андрея Патоки. Ниже - мой конспект выступления Александра Поповского.



АП: Лучший сервис - это наша новая стратегия. Андрей Патока сейчас рассказал про сеть. Мы прекрасно понимаем, что без качественной сети никакие сервисы, никаких каналы самообслуживания достойно работать не будут. Но в отличие от других операторов, мы не считаем, что сеть доступа - это все, что нужно клиенту. Сегодня появилось много новых услуг. Не все из них простые, не все понятны абонентам. Для многих измерения в мегабайтах вызывают непонимание.

Билайн сегодня возвращается к своим истокам, когда мы делали простую и удобную голосовую связь. Те же подходы, простоту и удобство, мы хотим исповедовать, применительно к мобильному интернету, от социальных сетей до совершенно новых коммуникаций.




Естественно, мы начинаем с изменений в цифровых коммуникаций с клиентами. В 2013 году мы уже успели запустить новый ЛК (личный кабинет), намного более удобный для пользователя. Результаты - потрясающие! Хотя мы к ним и стремились.

У старой версии мобильного кабинета, которая действовала до июня 2013 года, было 60 тысяч пользователей. На конец 2013 года ЛК использовали уже 4.9 млн абонентов, а сейчас число пользователей ЛК составляет свыше 7.5 млн!

Стараемся подход, который применялся для переформатирования ЛК, использовать и для других разработок в сфере коммуникаций с клиентами.




В частности, мы сделали более простую и понятную детализацию, но это еще не все - в 2014 году детализация станет еще более наглядной, более графической. Сергей Слепаков будет подсказывать, какой оптимальный тариф, какую услугу имеет смысл подключить именно вам, чтобы оптимизировать ваши затраты, на основе анализа потребления вами услуг голосовой связи и мобильного интернета.



Буквально на днях мы выпустили новое мобильное приложений для iOS и Android. На наш взгляд, это наиболее удобная реализация мобильного ЛК из того, что доступно на рынке России. И это только первый релиз, планируем вскоре выпустить обновление с расширенным функционалом, в частности с виджетами и push-уведомлениями. 

Мобильное приложение будет не просто еще одной утилитой, оно станет еще одним каналом для взаимодействия с клиентом, через него мы планируем делать индивидуальные предложения, например, подсказывать как лучше пользоваться нашими услугами.  



Для того, чтобы клиенту было проще пользоваться традиционным каналом - контактным центром, мы также разработали новинку. Понимая, что полностью избавиться от очередей в контактных центрах для большинства клиентов - мало реально, мы предложили инновацию, которой до сих пор в таком масштабе ни у кого в России не было. 


Если вы позвонили в контактный центр и ощущаете, что ожидание несколько затянулось, то и система автоматически это прогнозирует. В этой ситуации система предложит вам воспользоваться бесплатной опцией "ожидание ответного звонка из контактного центра". В случае вашего согласия, вы можете вернуться к вашим делам, а освободившийся оператор, когда подойдет ваша очередь, сам наберет на ваш телефон. 

35% по нашей статистике соглашаются на такое предложение. В 85% случаев мы дозваниваемся тем, кто "записался" на ответный звонок. Исключительно позитивная реакция! Нам организовать такую услугу почти ничего не стоила, а для клиентов она оказалась полезной, востребованной и удобной. 


То, что нам обходится действительно недешево, то, что демонстрирует серьезность наших намерений в плане улучшения обслуживания клиентов, по-поводу затрат на что переживает наш финансовый директор Николай Иванов и управленцы в штаб-квартире компании в Амстердаме, это то, сколько средств мы вкладываем в наши салоны-магазины. 

В 2013 году мы практически утроили количество салонов, что естественно привело к снижению продолжительности стояния в очереди. Выросла удовлетворенность пользователей услугами собственной розницы Билайна (это демонстрируют замеры NPS), в начале 2014 года она превысила 49%, что не может нас не радовать. 



Мы не останавливаемся на традицонном формате розницы и развиваем новейший европейский формат операторского магазина - "ноу хау". В этом году в Москве их будет уже более сотни. Также мы будем развивать их в других крупных городах России. 

"Ноу хау" - уникальный формат. Первые месяцы работы этого формата подтверждают наши самые смелые предположения подтверждаются действительности.  Особенность этих салонов в том, что свыше 60% приходящих покупателей - это абоненты конкурентов. В отличие от наших собственных салонов и салонов других операторов, где практически 90% - это абоненты этого же оператора. Что дает нам возможность доносить информацию о наших предложениях, о наших новинках до более широкой аудитории. 


В собственных салонах время ожидания сократилось не только из-за того, что салонов стало больше. Мы также упростили процедуры обслуживания. Отказались от некоторых сложных процедур, модернизировали систему электронных очередей. Сделали то, что на первый взгляд, сделать было очень трудно. Например, теперь клиенту не нужно письменно заполнять заявления на те услуги, на которые мы вынуждены собирать письменные заявления. Теперь это делает наш сотрудник, заявление распечатывается и клиенту остается только его подписать. 



По нашим прикидкам, за счет проведенной оптимизации, клиенты Билайн в 2014 году сэкономят 390 млн минут своего времени! 


Персонализация - это основа современного маркетинга. Это то, что сегодня люди ожидают. Мобильный оператор обладает коллоссальными знаниями о своем абоненте. В этой ситуации просто нельзя не делать индивидуальные предложения абонентам. Билайн сегодня является наиболее передовым оператором на российском рынке в области целевых маркетинговых кампаний.  Мы продолжаем развивать не только эти направления, но и различные каналы коммуникации. Сегодня мы делаем персональные предложения клиентам и тогда, когда они звонят в конктактный центр, причем предложения подстроены под тот контекст, в котором абонент к нам обращается, т.е. предложение зависит от того, какая у него проблема, какое у него потребление услуг, причем все это динамично, актуализировано. Мы уже этот подход распространили на собственные салоны, а в 2014 года распространим на салоны дилеров. 

В перспективе клиент будет получать персональные предложения в любой ситуации, когда его базовый тариф по нашему мнению для него не оптимален. Контакт может быть осуществлен через браузер, перед просмотром видео... много различных вариантов запланировано ввести в ближайшее время.


То, о чем я сегодня не буду говорить много, хотя об этом стоит говорить много и мы будем говорить об этом много... но не сегодня :)  Это наше "Всё!".  

Мы перезапустили наше пакетное предложение, которое достаточно скучно называлось "все включено". Теперь оно называется так, как любят в России - "Всё!" С буквой "ё", с восклицательным знаком, и из трех букв ^^. 

Всё! может быть за 300 рублей в месяц, если мы говорим о Москве, еще более скромные цифры будут в регионах. Мы сделали пакетные предложения по настоящему массовыми. 

Сегодня более 10% абонентов Билайн пользуются пакетными тарифами. Спросите у конкурентов - смогут ли они похвастаться такой цифрой? 




Мы продолжаем развивать проникновение смартфонов в нашу абонентскую базу. Сейчас наше уникальное предложение бьет все рекорды Gfk в последние недели. Это наш смартфон за 490 рублей. Мы наиболее активно играем в игру "обратных субсидий", когда клиент больше платит за услуги, нежели за сам телефон.  Смартфон действительно доступен, как мы пишем в рекламе "пошел за батоном - вернулся со смартфоном". Уже свыще 2 тысяч человек в день приходят домой с таким смартфоном. 



В 2013 году мы перезапустили программу лояльности, сделав ее радикально простой. Нужно просто зарегистрироваться в программе и пополнять счет. Вы получите за это бонусы. Не нужно ни за чем следить, бонусы автоматически конвертируются в минуты и мегабайты в зависимости от того, что вам нужно. Очень удобно и люди по-достоинству это оценили. Запускали в июле, но уже на конец 2013 года в программе было почти 1.5 млн участников, а сейчас их уже свыше 1.8 млн, почти 2 млн. 



Мы делаем следующий шаг. Не просто партнерскую программу с баллами, бонусами и т.п. Мы делаем партнерскую программу на основе карты Билайн (MasterCard). Сейчас она выдается в пилотном режиме. Это не просто идентификатор программы лояльности Счастливое время, но и возможность бесплатно разговаривать по телефону. Если средний ARPU составляет 300 рублей в месяц, то чтобы не платить эти деньги, достаточно делать покупки по карте примерно на 20 тысяч рублей в месяц. Плюс будут отдельные специальные привелегии. Полный коммерческий запуск планируем в ближайшие месяцы. 




Роуминг. Когда все, глядя на биржевые сводки, повышают цены на роуминговые услуги (вы видели действия наших конкурентов и еще увидете в ближайшее время), мы решили пойти против тренда.  Наши предложения голосового роуминга и так были оптимальны, но мы их дополнительно упрощаем, чтобы максимизировать удобство использования, чтобы соблюдался принцип - одна потребность - одна услуга. 

В области роуминга данных мы решили, что сейчас отличное время для революции и сделали революционно низкие цены на data roaming. В Европе теперь мы продаем интернет по 5 рублей за МБ (прим. АБ: все же это по-прежнему 5 тысяч рублей за 1 ГБ). Ничего не нужно подключать. Автоматически, если начинаете пользоваться интернетом, с вас списывается 150 рублей. Если в течение дня ваш трафик превысит 30 МБ, то и далее вы будете платить за превышение по 5 рублей за МБ. Это делает роуминг простым, удобным и безопасным. 

В Барселоне я пользовался этой опцией, твиттером, Google maps. И за неделю потратил на интернет 1050 рублей. 


К сезону отпусков сделаем специальное предложение для курортных регионов.


Из того, о чем говорили недавно. Про контент у нас было целое мероприятие. Михаил обещал, что будет серьезный шаг для нас сделан. На сегодня серьезная проблема для нас - это троянские программы и вирусы для смартфонов под ОС Android. Мы обещали, что эту проблему будем решать. С 28 февраля 2014 года вы можете бесплатно скачивать из Google Play приложение "Мобильная безопасность" от Билайн. Никаких платежей, явных или скрытых. Это антивирусная защита для смартфонов. Для всех, кого волнует безопасность смартфона, безопасность ваших денег.  Процесссор сильно не грузит, работает даже на смартфонах 2-3 летней давности. Рекомендую. 

На этой оптимистичной ноте Александр Поповский передал слово представителю B2B направления в Билайн Сергею Петрову. Об этом - в другой публикации. 

== 


Материалы по теме Оглашение результатов 4q2013 и 2013 Билайн Россия 06.03.2014: 

Выступление Михаила Слободина (стратегия)
Выступление Андрея Патоки (сеть)
Выступление Александра Поповского (услуги)
Выступление Сергея Петрова (B2B)
- Сессия вопросов и ответов (если сделаю, сюда добавлю ссылку)
пресс-релиз Билайн Россия по итогам 4q2013 и 2013 года

Конспекты. Андрей Патока, Билайн. Развитие сети Билайн в 2013 году, планы на 2014

В сегодняшней встрече с журналистами, посвященной оглашению итогов 4q2013 и 2013 года, со стороны Билайн принимали участие: Михаил Слободин, генеральный директор компании; Андрей Патока, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры; Александр Поповский, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке ; Сергей Петров, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса. В зале также присутствовал Николай Иванов, финансовый директор Билайн. Пресс-релиз компании для вас я оставил здесь. Конспект выступления Михаила Слободина - здесь. Ниже - мой конспект продолжения встречи.

МС: Андрей Патока в этом году возглавил объединенный блок развития ИТ и инфраструктуры. Работая в B2B Андрей достигал хороших, содержательных результатов, даже несмотря на то, что делать это приходилось с малым числом ресурсов. Надеюсь, что он сможет повторить этот успех на новой позиции.

АП: Для нас качество базовых услуг сотовой связи стоит на первом месте. Этого ждет от нас абонент, как показывают все наши замеры. В прошлом году мы уже ставили перед собой, как вы помните, задачу сокращения разрыва с конкурентами, который у нас наблюдался по ряду основных показателей: разветвленность сети, качество услуг голосовой связи.



С удоволетворением хочу сказать, что в 2013 году эта задача нами не просто выполнена, она перевыполнена. В частности, более, чем на 40% увеличилось число базовых станций 3G в сети. При этом 80% вновь построенных базовых станций работают в стандарте HSPA+, который позволяет обеспечивать для наших клиентов пиковые скорости передачи данных в сети вплоть до 21 Мбит/с.

При этом на таком существенном для нас рынке, как Москва, на долю которого приходится около 40-50% всего бизнеса сотовых операторов, а также большая часть пользователей услуг передачи данных, развитие шло еще более внушительными темпами. Например, число базовых станций 3G на территории Москвы в 2013 году мы нарастили почти на 200%. Здесь практически все вновь установленные BS работают в стандарте HSPA+.

Эти факты позволяют мне говорить о том, что в телекоме не бывает ситуаций, когда разрыв между конкурентами достигает такого значения, что успешного конкурента более нельзя догнать!

Возможно, причем в течении одного года, добиться существенного прорыва в области строительства сетевой инфраструктуры и улучшения качества оказываемых услуг. Обновленная сеть обеспечивает возможности доступа с лучшим охватом территории и населения, она способна пропускать больше трафика, лучше обслуживать имеющихся абонентов и без ухудшения параметров обслуживания наращивать размер абонентской базы. Для того, чтобы добиться таких результатов, мы должны были, наряду с ускоренным строительством сети радиодоступа, столь же активно развивать транспортную сеть. Помните это замечательное слово "айпизация"?



Т.е. важно не только построить много базовых станций, важно еще и обеспечить необходимую большую пропускную способность. В начале 2012 года, если помните, процент айпизации на сети Вымпелком составлял ~10%. К концу 2012 года мы вышли почти на 50%. А 2013 год завершили с показателем 86%, причем в городах этот процент заметно выше среднего по сети значения. Опять же, речь о достаточно коротком периоде времени за которое мы существенно улучшили параметры работы сети!

На 2014 год мы ставим перед собой задачу увеличения  проникновения цифровых каналов в нашу радиосеть до 100%.

Что это дает?



Это немедленно отражается на пользовательском опыте. И мы видим рост объемов трафика в сети. В прошлом году объем пользования мобильным интернетом вырос на сети Билайн вдвое, а трафик пользователей смартфонами - в три раза!

Даже не это самое важное. Количество оборудования, установленного на сети, рост объемов трафика - не дают нам информации о том, выигрывают ли наши абоненты от всех этих усилий или нет. В 2013 году мы запустили программу независимых исследований качества работы нашей сети с помощью драйв-тестов.


Независимая компания DMTel проводила драйв-тесты, сравнивая в каждой обследованной точке качество работы сетей операторов Б3 по одним и тем же методикам. Буквально вчера мы получили последние результаты этих драйв-тестов, которые нас очень порадовали, которые свидетельствуют, что хотя бы часть стратегических задач с точки зрения базового продукта решена.

Если взять рынок Москвы, то мы уже первые по показателям качества голосовой связи! 

Хочу напомнить вам, что хотя мы много внимания уделяем развитию мобильной передачи данных, качество голосовой услуги по-прежнему остается основным критерием при выбора провайдера абонентом.  Поэтому на 2013 год мы ставили перед собой задачу стать, как минимум, вторыми на рынке России по параметру "скорость передачи данных в мобильных сетях". Цель была достигнута! Сегодня мы устойчиво предоставляем услуги мобильного ШПД в Московском регионе со средней скоростью выше 4 Мбит/с. Этого вполне достаточно для качественной работы большинства современных приложений, которыми пользуется абонент.

Естественно, нас не может не радовать то, что мы показываем лучшую динамику изменения этих параметров среди всех участников рынка мобильной связи России.

Если посмотреть на другие города, где работает сеть Билайн в России, то первое место по скорости мобильного интернета в сетях 3G достигнуто еще в конце 2013 года в таких городах, как С.-Петербург, Екатеринбург, Калининград.





Мы не полагаемся слепо только на результаты драйв-тестов, которые проводят "третьи компании". Для этого мы также непрерывно ведем тестирование "внутри себя". В 2013 году запущена программа под названием MQA (mobile quality analyzer), которая позволяет нам меньше обращать на технические параметры работы сети, а измерять качество услуги с точки зрения пользователя.
Разумеется, когда мы ведем измерения, то измеряем не только качество работы собственной сети, но и качество работы сетей конкурентов.

Приятно отметить, что за 2013 год выросло число территорий, где по этим агрегированным параметрам качества услуг мы находимся на первом месте.  Таких - 17 городов, еще в 18-ти мы на втором месте.

При этом рост средней скорости мобильного интернета в 2013 году в целом по сети составил вдвое и более. Сегодня средняя пользовательская скорость мобильного интернета превышает 2 Мбит/с в сети "ВымпелКом" в 85% филиалов, в которых мы работаем. Это значительная часть населения нашей страны.



2013 год стал знаковым с точки зрения внедрения сетей 4G / LTE. В 2013 году мы запустили LTE сеть в Москве и еще в 6 российских регионах.

Первые месяцы эксплуатации технологии LTE позволяют сделать один вывод - все наши ожидания с точки зрения роста объемов трафика оказались заниженными. 

В реальности, и темпы роста пользователей, и темпы роста объемов трафика мобильного ШПД превышают наши первоначальные прогнозы.

В среднем, по всем городам, где мы запустили поддержку LTE, на сегодняшний день составляет 10% от общего объема передачи данных. А в некоторых городах, таких, как Назрань и Элиста - уже около 20%. Это очень хорошие показатели, особенно мы гордимся тем, что в Москве пользователи самых продвинутых смартфонов Apple 5c / 5s, которые могут работать с LTE, смогли впервые в стране получить возможность ими пользоваться именно в сети ВымпелКом. В декабре Билайн первым предложил пользователям эту услугу.



В 2014 году развитие 4G / LTE будет продолжено. В целом до середины 2014 года мы планируем ввести в эксплуатацию сеть LTE в 19 областях нашей страны, а до конца года, число регионов, где сети заработают, вырастет до 60 - это значительный шаг вперед!

Несомненно развитие сети и улучшение качества наших базовых продуктов приведет к улучшению пользовательского опыта и обеспечит для компании возможности создания различных новых продуктов.

Об этом подробнее расскажет Александр Поповский, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке

==

Материалы по теме Оглашение результатов 4q2013 и 2013 Билайн Россия 06.03.2014:


Материалы по теме Оглашение результатов 4q2013 и 2013 Билайн Россия 06.03.2014: 

Выступление Михаила Слободина (стратегия)
Выступление Андрея Патоки (сеть)
Выступление Александра Поповского (услуги)
Выступление Сергея Петрова (B2B)
- Сессия вопросов и ответов (если сделаю, сюда добавлю ссылку)
пресс-релиз Билайн Россия по итогам 4q2013 и 2013 года




Конспекты. Михаил Слободин, итоги 2013 года Билайн Росссия, а также "бонус-трек" о новой стратегии компании

В сегодняшней встрече с журналистами, посвященной оглашению итогов 4q2013 и 2013 года, со стороны Билайн принимали участие: Михаил Слободин, генеральный директор компании; Андрей Патока, исполнительный вице-президент по развитию инфраструктуры;  Александр Поповский, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке ; Сергей Петров, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса.  В зале также присутствовал Николай Иванов, финансовый директор Билайн. Пресс-релиз компании для вас я оставил здесь. Ниже - мой конспект встречи, в части выступления Михаила Слободина.

М.С. Сегодня мы хотели бы представить вам итоги 2013 года в короткой версии. Команда и компания больше смотрит в будущее, итоги пережили уже давно. Полученные результаты - задают хороший драйв для наших изменений в 2014 году. Еще более осознаем скорость, глубину, направления требующихся изменений.




МС: 2013 года я доживал как руководитель, получивший компанию в наследство. Хотя, конечно, ответственность за финансовые результаты - полностью на мне.

В общем и целом, компания Билайн в 2013 году полностью идентифицировала свои проблемные зоны. По многим из них были предприняты действия, чтобы эти проблемы решить. Решены пока что не все проблемы, но сделать в 2013 году успели очень многое, практически по всем проблемам, которые требовали неотложных действий, эти действия были предприняты.

Клиенты это еще не успели почувствовать, поскольку многие изменения пришлись на конец 2013 года. Все мы знаем, что между тем, что происходит в реальности, и моментом, когда пользователи услуг начинают изменять свое мировоззрение, проходит заметное и зачастую немалое время. Мы сейчас находимся в этом периоде.

В 2013 году, совместно с акционерами, совместно со штаб-квартирой в Амстердаме, провели тотальную смену приоритетов и идеологии ведения телеком-бизнеса в России и даже в группе в целом. 

Об этом еще поговорим. Этот поворот в стратегии Билайна во-многом предопределил мое решение работать в компании Вымпелком.



Из позитивных вещей, которые мы иногда недостаточно ценим, отмечу то, что услугами Билайн Россия сегодня пользуется 56,5 млн клиентов! Эти люди каждый день получают наши услуги. Они замечают что-то хорошее, что-то плохое. Наша задача - качнуть этот маятник, сместить этот баланс хорошее-плохое в правильную сторону.

Эта гигантская абонентская база - огромные возможности для нас, которые у нас есть сегодня! У кого-то сегодня абонентов больше. Мы тоже останавливаться на 56,5 млн, безусловно, не собираемся.


Смена идеологии - это не просто слова для нас! Думаю, что часть из того, что мы уже презентовали в первые месяцы 1q2014, количество новых инициатив, программ, продуктов, новые люди... то, что мы будем делать в этом году и в последующие годы, всё сосредоточено вокруг одного - вокруг нашего клиента!

В чем суть трансформации идеологии?  Клиент, как известно, "голосует ногами". Он может приходить и уходить. Второй рычаг воздействия клиента на компанию - это тот объем услуг, который он потребляет. Если клиент доверяет компании, если пользоваться ее услугами легко удобно и безопасно, то клиент услугами пользуется и никуда не стремится уйти.

Анализируя опыт других индустрий, анализируя опыт той же индустрии в других странах, мы видим, что правильная реализация клиенториентрированной технологии, правильное внедрение этих инициатив, дает весьма позитивные эффекты в среднесрочной и долгосрочной перспективах.



Исходя из этого, мы на 2014 год определили для себя четыре среднесрочных фактора успеха.

1. Культурная и идеологическая трансформация бизнеса.

Как человек, который пришел в телеком недавно, хотел бы отметить, что отношение к клиенту, как к тому, кто платит свои деньги, в российском телекоме не очень позитивное. 

Наша задача, действия руководства внутри компании сейчас направлены на сотрудников. Именно эти люди обеспечивают сервис для клиентов Билайн. Требуется культурная трансформация, переориентация всех принимаемых решений под знаком того, что сейчас требуется нашим клиентам.

2. Лучшая команда - второй фактор, который по-нашему мнению безусловно является ключевым. Не гендиректор делает бизнес - бизнес делает команда! Телеком в настоящее время все более становится commodities (Прим.АБ: в данном контексте "типовой товар, типовая услуга, не имеющая отличительных черт, связанных с оказывающим услугу"), тем более важно для нас стараться внести какие-то отличительные черты в наш сервис. Кто на рынке лучше это делает, кто ярче, интереснее, тот добивается лучших результатов.

3. Правильная стратегия. Здесь имеется в виду правильные среднесрочные цели, те ставки, которые делает компания.

4. Лучшая реализация. В телекоме все наглядно, поэтому это также стратегически важный фактор успеха. Конечно, здесь также есть зависимость от наличия лучшей команды.

Эти четыре фактора представляют собой тот базис, который призван зафиксировать те позиции на которых сегодня находится компания, а затем, в среднесрочной перспективе, начать двигаться по восходящей.



Что касается культурной трансформации, во главу угла мы поставили систему, которая дала потрясающие результаты.


Точнее следует говорить даже не о Net Promoter Score, а о Net Promoter System. По-русски мы называем основной показатель системы - "наш показатель сервиса". Достижение его высокого значения для нас является стратегической задачей. Показатель отражает простую вещь - будет ли пользователь рекомендовать оператора, услугами которого он пользуется, другим пользователям, прежде всего, своим друзьям, родственникам и знакомым. Ответ на этот простой вопрос отражает интегральную оценку клиентом компании и ее услуг.

Этим подходом, этой системой пользуется и ритейл Apple, и ряд наших иностранных коллег по бизнесу в сфере услуг. Аэрофлот, например, этой системой пользуется для работы над качеством обслуживания. Система эффективная, каждый, наверное, может вспомнить каким был сервис этого перевозчика 5 лет назад и каких успехов они добились за эти годы.


Для нас это тоже не просто декларация, мы поставили ориентацию на NPC, что называется, во главу угла. Обеспечили глубокое проникновение этого показателя в корпоративную культуру компании. Мы проводим опросы с интенсивностью, которая обеспечит нам показатель 30 млн опросов в год, начали их проводить с 4q2013. Опрашиваем для этого 10%-24% наших клиентов, например, после посещения магазина монобренда Билайн, после звонка в контакт-центр. Изменения интегрированного показателя NPC для нас является серьезным индикатором "здоровья" оператора и его услуг, наблюдать изменения в динамике.
Видны не только интегральные оценки, особенность подхода в том, что он позволяет безошибочно выявлять "болевые точки" компании, например, операторов "контакт-центра", чьи оценки клиентами заметно ниже, чем у их коллег.

Данные собираются в режиме реального времени, что позволяет заметить проблему практически сразу после ее возникновения. У нас есть возможность вернуться к выказевшему недовольство клиенту после того, как мы провели работу над ошибками. Это создает источники для операционных и системных улучшений.


Благодаря этому есть возможность работать не с "общей температурой по больнице", а детально анализировать потребности клиентов.

Информацию мы используем различными способами, анализируем. И уже в первом квартале использовали ее для очень серьезных изменений в компании.

Важно отметить, что работа с NPC идет не только в Москве, она внедрена во всей стране и позволяет оценивать качество работы в каждом филиале.




90% тех, кто составляет "первую линейку" команды, т.е. управленцы, рапортующие непосредственно мне, в 2003 году либо получили новую роль, либо пришли в компанию извне.

Наша задача - сформировать лучшую управленческую команду на рынке, именно команду!

Которая, с одной стороны, сочетает успешные практики других индустрий. И телекому есть чему поучиться у других отраслей, например, по части управления инвестициями, операционной эффективности. Что не отменяет возможности и необходимости использовать лучшие кадры, которые сформировались в телеком-отрасли. Есть и новая генерация управленцев, которая работает в digital. Это люди, которые вообще мыслят по-другому.

Нужна такая команда которая бы мыслила не в категориях "как мы продаем", а "как мы обслуживаем клиента", "как мы решаем проблемы клиента"?

Сейчас формирование команды идет на уровне 2-й и 3-й линеек. Берем лучшие кадры с рынка, не только из телекома. Надеюсь, что в этом году процесс, в основном, завершим. 

Обновленная команда будет существенным фактором успеха инициатив этого и следующего года.



С января 2014 года, после тщательных, детальных, длительных обсуждений внутри компании ОАО "ВымпелКом", внутри группы Vimpelcom, а также с акционерами, запустили новую клиенториентированную стратегию "Просто. Удобно. Для тебя!".

Стретегия предполагает целый набор целей, помимо "гигиенических". Это и оздоровление структуры наших доходов, забота о качестве и технологическом уровне нашего сервиса. В определенной степени это ограничивает нас в возможностях операционных улучшений, которые бы в краткосроке привели к улучшению финансовых показателей компании, с другой стороны, пойди мы путем таких улучшений, мы не могли бы рассчитывать на хорошие результаты в среднесрочном и долгосрочном периоде.

Мы обсудили стратегию в рамках нашего бюджетного процесса и ряд инициатив, которые мы уже запустили в 1q2014, являются частью процесса реализации новой стратегии.




Еще один фактор успеха - лучшая реализация нашей стратегии. Мы уже немного приоткрыли то, как планируем превратиться в Самого Любимого оператора. В компании создана так называемая "Белая книга", это такой наш внутренний документ, куда записывается все, что мы хотим сделать с тем, чтобы добиться основной цели компании.

Цель наша - стать лучшим в "большой тройке" оператором по показателю NPC, по удовлетворенности клиента!

Конечно, мы не планируем добиваться этого снижением цен, Билайн будет, что называется, "в паритете" с коллегами.

Для себя мы выделили 4 (опять четыре!) основных направления улучшений.



Качество связи, это абсолютно обязательное условие - обеспечивать клиентам качественную связь. Удобный клиентский сервис - и это не просто декларация, не просто слова, за этим стоят реальные структурные изменения. Это выгодные тарифы и услуги. Это, безусловно, "прозрачность" списаний, корректность уведомлений и борьба со спамом.

Это нужно для того, чтобы клиенты, которые пользуются нашими услугами, нам верили, доверяли. Потому что сейчас уровень доверия к оператору со стороны клиентов, весьма невысокий. Социальные сети, ЖЖ - хорошая возможность это почувствовать, я до сих пор нахожусь под впечатлением. Изменить это отношение - реально, это наша задача.

Сейчас хотелось бы поговорить о том, что во-многом определяет отношение к оператору на рынке, по моим оценкам, примерно на 50%. Это качество связи. Мне хотелось бы передать слово Андрею Патоке, который вам об этой составляющей бизнеса расскажет.

==
Материалы по теме Оглашение результатов 4q2013 и 2013 Билайн Россия 06.03.2014: 

Выступление Михаила Слободина (стратегия)
Выступление Андрея Патоки (сеть)
Выступление Александра Поповского (услуги)
Выступление Сергея Петрова (B2B)
- Сессия вопросов и ответов (если сделаю, сюда добавлю ссылку)
пресс-релиз Билайн Россия по итогам 4q2013 и 2013 года
а также
что говорят о Билайн Россия в штаб-квартире в Амстердаме с моими комментами



Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения