T-Mobile наступает на пятки передовикам LTE в США

Сеть T-Mobile USA начала предоставлять услуги LTE заметно позднее, чем ее конкуренты Verizon и AT&T, лишь 26 марта 2013 года. Так что теперь компания "жмет на все педали", пытаясь максимально быстро сократить разрыв. В сети компании уже более 40 тысяч базовых станций. Поставщиками решения LTE для T-Mobile выступают такие компании, как Ericsson и NSN. Вариантов выбора практически не было. Китайских вендоров к американским телеком-гигантам стараются не подпускать, отказ от использования решений ALU объясняется, среди прочих причин, германскими "корнями" T-Mobile.

Итак, в зоне охвата LTE сети компании - около 180 млн человек, в зоне охвата 154 "территории", среди которых преобладают городские (у меня в отчете есть список, но вряд ли он вам интересен).

Сравним с конкурентами. У Verizon Wireless число покрытых рынков еще летом перевалило за 500. У AT&T их более 370 по итогам августа 2013 года, так что здесь можно говорить о том, что T-Mobile находится на уровне Sprint, которая сообщала о 151-й территории с услугами LTE на начало августа 2013 года. Если сравнивать по числу абонентов в зоне покрытия, то здесь в лидерах опять же Verizon Wireless, которая "покрыла" уже около 300 млн человек. У AT&T - более 225 млн на середину июля 2013 года, а T-Mobile даже на конец 2013 года планирует обеспечить покрытием 200 млн человек. Соответственно, в 2013 году T-Mobile USA еще не догонит крупнейших конкурентов по покрытию.

Зато доступные абонентам T-Mobile пиковые скорости достигают 30, а где-то и 61 Мбит/с. Но от рынка к рынку этот показатель может быть существенно разным.

Компания постепенно нарастила абонентскую линейку до неплохого выбора. Упор, разумеется, на смартфоны. На 13 сентября в линейке T-Mobile 17 устройств 4G LTE. Перечислю 14 из них:
  1. BlackBerry Q10 
  2. BlackBerry Z10 
  3. HTC One 
  4. LG G2 
  5. LG Optimus F3 
  6. LG Optimus F6 
  7. Nokia Lumia 925 
  8. Samsung Galaxy Note 2 
  9. Samsung Galaxy Note 3 
  10. Samsung Galaxy S3 
  11. Samsung Galaxy S4 
  12. Samsung Galaxy Tab 2 10.1 
  13. Sonic 2.0 Mobile Hotspot LTE 
  14. Sony Xperia® Z
Проблема с учетом того, что рынок американский - это отсутствие моделей Apple в линейке. Не знаю, получится ли у оператора решить эту проблему в ближайшее время. Конкуренты девайсы Apple продают, так что желательно решить. 

Глядя на темпы построения сетей американскими операторами остается им только позавидовать. Но сравнивать их возможности и возможности российских операторов невозможно. Там почти на порядок выше инвестиции, отсюда и фантастические для нашего рынка темпы развертывания сетей.  

Optus запустила сеть TD-LTE в Мельбурне

По сути, речь идет о расширении уже действующей сети band 40. Коммерческая эксплуатация сети TD LTE в диапазоне 2.3 ГГц началась 6 мая 2013 года в Канберре. В пилотной сети было 12 баз, еще 20 должны были появиться в июне 2013 года. Эксперименты с TD LTE связывали с тем, что в Канберре у Optus не было возможности запустить сеть LTE band 3 1800 МГц.

Тем не менее, оператор продолжает расширять зону действия сети TD LTE, в частности, теперь услуги начали предоставлять и в Мельбурне. В частности, сеть запущена в National Tennis Centre в Мельбурне, где оператор надеется получить опыт работы TD LTE в условиях пиковых нагрузок. В сети TD-LTE сейчас всего 55 сайтов, большинство из которых сосредоточены в Мельбурне.

Развивать сеть band 40 не просто, в ней могут работать считанные по пальцам устройства, такие, как Samsung Galaxy S4 и Samsung Galaxy S4 Mini. Ситуацию чуть-чуть исправит начало продаж в Австралии новинок Apple - iPhone 5s, iPhone 5c, они поддерживают band 40. Также в ноябре 2013 года ожидается выход LG G2 с поддержкой этого диапазона. Компания предлагает абонентам двухмодовые устройства TD LTE / FDD LTE.

У Optus 98 МГц в полосе 2.3 ГГц. Хороший, объемный ресурс, обещающий потенциально высокие скорости. Хотя пока что почему-то говорится лишь о 60 Мбит/с.

Все же пока что "мейнстримом" для Optus остается сеть FDD LTE 1800 МГц, которая была запущена 31 июля 2012 года. Развитие сети началось с Sydney и Perth. На лето 2013 года зона покрытия включает Adelaide, Sydney, Perth, Newcastle, Melbourne, Brisbane и Gold Coast.

Еще у оператора 2х10 МГц в диапазоне APT700 и 2х20 МГц в band 7 2.5-2.7 ГГц, полученные в мае 2013 года в ходе частотного аукциона. Что называется, есть где развернуться.

Жизнь для Optus простой не будет. В Австралии с LTE высокая конкуренция. В частности, VHA заявляет, что обеспечивает самые высокие средние скорости доступа - вплоть до 48 Мбит/с! Скажем, в Мельбурне, по данным Vodafone средняя скорость составляет 41 Мбит/с, тогда как у Telstra – 30 Мбит/с, а у Optus – 23 Мбит/с.

Конкуренты серьезно инвестируют в развитие сетей - заявленные инвестиции Telstra, например, $2.1 млрд в 2013 фискальном году. Компания уже ведет тесты LTE-A с агрегацией частот 1800 и 900 МГц, а в ее сети уже более 2 тысяч базовых станций.
Источники: businessspectator.com.au; мой отчет "Статус сетей LTE за рубежом на май-сентябрь 2013 года"



Комменты: На поглощение компании Nokia

Мой коммент для публикации Юнны Коцар, "Коллективные проводы Nokia", Газета.ru.
Cделка закроет финансовые проблемы Nokia – по крайней мере, в глазах кредиторов, а также повысит потенциал «софтовых» решений Microsoft, которые все еще с большим трудом воспринимаются в качестве альтернативы Android, считает Бойко. «Как выглядит «спасенная» Google Motorola, мы уже наблюдаем. Теперь у нас будет возможность посмотреть, как будет выглядеть «спасенная» Nokia в американских руках», — заключает он.

Другие мои комменты >>

SK Telekom укрепляет позиции лидера LTE-роуминга соглашением с SoftBank, Япония

Международный LTE-роуминг - тема пока что полностью не раскрытая российскими операторами. Конечно, тема достаточно новая для всего мирового операторского сообщества, но уже есть и передовики, более десятка операторов, которые приступили к оказанию услуг LTE роуминга, пусть и с очень скромным набором партнеров. Есть даже провайдеры IPX-платформ, есть даже их выбор, тоже пока скромный. Но все это пока не имеет никакого отношения к России.

Итак, суть сегодняшний новости, как и отражено в заголовке, в том, что абсолютный лидер в области роуминга LTE, южнокорейский оператор SK Telecom договорился с японским SoftBank Mobile о предоставлении услуг абонентам LTE - они смогут пользоваться своими устройствами в сетях партнеров в Японии и в Южной Корее, соответственно.

Источник: пресс-релиз компании от 11 сентября 2013 года, публикации в ЖЖ


Третий вендор LTE для МТС - Samsung для Северо-Запада

МТС в пресс-релизе сообщает о выборе оборудования компании Samsung для развития сетей LTE в Северо-Западном ФО.

Контракт заключен на 3 года, подразумевает поставку решения LTE, строительства и техподдержку сетей, установку ПО для сетевой инфраструктуры в течение срока действия договора. Заявленная сумма контракта - $55 млн. На первом этапе планируется установить 3000 базовых станций. Это дает возможность суммарно тратить на одну базовую станцию лишь по 18 тысяч долларов. Даже с учетом возможности переиспользования площадок, это небольшие средства. Возможно именно сумма контракта, предложенного корейцами и повлияла на выбор такого нестандартного поставщика, каким является Samsung.

Пиковые скорости в новой сети не будут выше 75 Мбит/с при скачивании данных, это ограничение получится из-за узкой полосы, которой располагает МТС в диапазоне 2.5-2.7 ГГц, всего 2х10 МГц.

В течение 2013-2014 годов МТС обещает запустить сети LTE в С.Петербурге и ряде городов Ленобласти, в том числе, "на территории промышленных кластеров во Всеволожске, Шушарах, Колпино, Тосно, Волхове, а также в Пскове, республике Коми и Архангельской области".
"Намазать" на все эти территории 3 тысячи базовых станций - получится даже не тонкая пленочка, а только отдельные точки на карте.
В МТС отмечают, что контракт рамочный, и покрытие будет наращиваться по мере роста спроса на услуги 4G/LTE, а также роста проникновения устройств с поддержкой этого стандарта связи.

Это третий известный поставщик решений LTE для МТС. Пока что регионы разделены следующим образом:

  • Дальневосточный ФО - Huawei (прогноз, необходимо подтверждение)
  • Московский регион - NSN
  • Приволжский ФО - Ericsson
  • Северо-Западный ФО - Samsung
  • Сибирский ФО - Ericsson
  • Уральский ФО - Ericsson
  • Центральный ФО - NSN
  • Южный ФО - Ericsson
Samsung - не самый успешный вендор в области LTE. У компании скромное портфолио в области LTE - этот контракт - третий из LTE контрактов Samsung в Европе, да и в целом по миру данному вендору хвастаться особенно нечем, значимыми являются контракт со Sprint в США (наряду с ALU), KDDI в Японии, и южнокорейскими операторами SK Telecom (наряду с NSN и Ericsson) и KT (наряду с NSN). 

LTE: Акционеры МегаФон одобрили сделку по приобретению Скартел/Yota

12 сентября 2013 года внеочередное собрание акционеров «МегаФон» одобрило покупку 100% акций оператора Скартел/Yota. Закрытие сделки планируется на конец сентября 2013 года. Тем самым у МегаФон появляется полоса 2х40 МГц непрерывного спектра в диапазоне 2.5-2.7 ГГц band 7. Клиентам Yota обещан доступ к сетям МегаФон 2G/3G. У Скартел сейчас 650 тысяч абонентов, сообщает пресс-релиз МегаФон. В зоне покрытия сети Yota – около 27% населения России.

Это официальные данные из пресс-релиза компании.

В рамках сделки у компании Гарсдейл Сервисез Инвестмент Лимитед (Британские Виргинские острова) будут приобретены 99% акций кипрской компании Макситен Ко Лимитед (Maxiten Co Limited), на которую записаны российские ООО "Скартел" и ООО "Йота". Недостающий процент Макситен будет выкуплен у Кейбл Глобал Инк. (Британские виргинские острова).

Общая сумма выплат за акции составит 1,18 млрд долларов США (двумя отсроченными на 1 год и на 2 года платежами). В договоре есть ряд оговорок финансового плана, например, если на момент закрытия сделки совокупный размер чистого долга приобретаемых компаний окажется выше 600 млн долларов, то цена покупки будет уменьшена. Кроме того, МегаФон заключит со Скартел договор на предоставление возобновляемого займа в сумме до 8.5 млрд руб под 8% годовых. Срок погашения - 3 года с даты предоставления.

Благодаря этой инвестиции МегаФон в обход таких рыночных механизмов, как частотный аукцион, стал владельцем самого большого пула частот в band 7 в России. У компании теперь  2х40 МГц (2500-2540 и 2620-2660 МГц).

С апреля по июнь 2013 года МегаФон заявлял одно и то же число абонентов сети LTE - 150 тысяч. Следует ли из этого, что компании не получается своими силами и на своих условиях привлекать абонентов? Не обязательно. Возможно просто затянули с обновлением публичных данных о числе абонентов LTE. Думаю, что сейчас у МегаФона порядка 200 тысяч собственных абонентов. В такой ситуации вряд ли компания решится в ближайшее время отказываться от бренда Yota. Не думаю, что будут резкие изменения в тарифных условиях для того ничтожного относительно заявленного охвата населения числа абонентов. В целом, темпы набора абонентов получились скучными у обеих компаний. Для сравнения, EE в UK, которая запустила сеть LTE1800 лишь в октябре 2012 года, уже набрала более 1 млн подключений.

А еще интересно, если МегаФон купил бренд Yota, то на каком основении его будет продолжать использовать Yota Devices?

CNT будет работать с решениями LTE Huawei и ALU

Эквадорский государственный оператор CNT подписал соглашение с Alcatel-Lucent на поставку решения радиоподсистемы LTE для сооружаемой сети. Кроме радио будут поставлена система управления сетью и услугами  5620 Service Aware Manager. Оборудование ALU будет установлено в Guayaquil, Cuenca, Machala и Loja. Ранее в 2013 году оператор проводил с ALU тестирование технологии LTE.

В мае 2013 года было подписано соглашение CNT с Huawei. Китайский партнер поставит комплексное решение, в частности, в столицу Quito, а также в ряд других регионов.

У компании есть 30 МГц в диапазоне 700 МГц и 40 МГц в диапазоне AWS (1700/2100 МГц). Запуск сети в коммерческую эксплуатацию запланирован до конца 2013 года. Планируется обеспечить абонентам возможность мобильного ШПД со скоростями 100/40 Мбит/с.

В Эквадоре пока нет услуг LTE. Местные частные операторы Claro и Movistar тоже не прочь развивать LTE, но пока не располагают достаточным частотным ресурсом. Вероятно, это делается с целью создания тепличных условий для старта государственной CNT.

В Эквадоре принят национальный план развития ШПД. В частности, планируется перераспределить 90 МГц в диапазоне 700 МГц, 120 МГц в диапазоне AWS и 190 МГц в диапазоне 2.5-2.6 ГГц. Также принято решение развивать LTE в стране в рамках частотного плана APT700.

Источники: публикация ru_4G, пресс-релиз Alcatel-Lucent

Линки: За что ругают европейские аналитики европейского телеком-регулятора

EU Vice President's Neelie Kroes new proposal for the "Digital Single Market in the Connected Continent" is a ticking bomb in the European telecommunications market and will likely have a negative impact on telecom investment in coming years.

Подробненько по полочкам разложено. К выводу - что чиновники, когда у них излишне много власти, это зло. Что любое хорошее дело они или испортят, или затормозят, "зарегулируют". Как это произошло в Европе.

Умилительный пресс-релиз Минкомсвязи из которого хрен, что поймешь

Пресс-релизы Минкомсвязи мало того, что переполнены пустыми трескучими фразами, так они еще и не содержат ключевой информации. Сегодня очередной из этой серии. Вот несколько цитат:
"Важным шагом вперед, озвученным сегодня на совещании у Президента России Владимира Путина Министром Николаем Никифоровым, стало решение операторов связи «Вымпелком», «Мегафон» и МТС, получивших LTE-лицензии в 2012 году, обеспечить связь и в населенных пунктах размером от 10 тысяч до 50 тысяч жителей в рамках собственных инвестиционных программ. Этот социально-значимый проект потенциально обеспечит современными услугами связи 23 млн человек, проживающих в этих населенных пунктах".
Я уж не буду хихать над "озвучиванием шага", я сразу укажу на существенный дефект данной "новости". Когда? К какой дате операторы Б3 решили обеспечить связь "в этих населенных пунктах"? К 3000 году? Нет? Раньше? Так не забывайте писать дату, господа сотрудники пресс-службы регулятора, она имеет значение.

Еще из горе-документа можно узнать, что:
компания «Ростелеком» представила перспективный план развития связи в малых населенных пунктах размером более 250 жителей в рамках фонда резерва универсального обслуживания.
Здесь опять недостача информации. Можно лишь догадываться, что речь, вероятно, идет о дурной идейке реализовывать LTE 450 силами Ростелекома за счет денег, отобранных у других операторов сотовой связи в так называемый "фонд резерва универсального обслуживания". Но это лишь догадка, что на самом деле имелось в виду, знают, наверное, только в Ростелекоме. Который с радостью "освоит" очередные незаработанные компанией средства, как осваивал их в рамках реализации мыльнопузырного проекта внедрения универсальной услуги.
В ходе совещания также обсуждались вопросы конверсии радиоэлектронных средств Минобороны России и Росавиации, а также использования радиочастного спектра для перспективного развития телевещания.
Это такое завершение документа. Завершение достойное текста в целом. Ну обсуждались. Ну тратили время свое и президента. Решили то что по данным вопросам?

И кому, спрашивается, сдался такой пустозвонный пресс-релиз?

WiFi на борту без интернета. Решение Lufthansa

Как понятно из предыдущего текста, обеспечивать быстрый ШПД на борту самолета, независимо от его местоположения над планетой, достаточно сложно и не очень дешево. Поэтому в Lufthansa пока что решили использовать WiFi  по-другому.

Если еще совсем недавно стюардессы бегали по салону с требованиями неприменно выключить все электронное, включая книжки и детские игрушки с дисплейчиками (кстати, рецидивы гаджетобоязни все еще случаются), то Lufthansa образца осени 2013 года, напротив, намерена поощрять пользование пассажирами в полете компьютерами, планшетами и смартфонами.

В ближайшее время Lufthansa предложит пассажирам своих среднемагистральных рейсов еще больший выбор фильмов, сериалов, музыкальных программ, игр и информационных каналов.
Сервис будет работать на всей маршрутной сети Lufthansa в странах СНГ, Ближнего Востока и Северной Африки. Для того чтобы воспользоваться этими услугами, пассажиры должны подключиться через сеть WiFi к бортовому информационно-развлекательному серверу, используя свой компьютер, планшет или смартфон.

Авиакомпания экономит, более не нужна сложная проводка к каждому сиденью, используется стандартная технология. В салон ставится несколько точек доступа, этого хватает на всех.

==

О ситуации с ШПД на борту самолета в России - справка на MForum.ru для интересующихся 

WiFi в полете над США - почти повсеместно, почти недорого, почти быстро - почти никому не нужно?

Чего еще нет в России, так это доступного интернета в самолетах. Если вы летите из Москвы во Хабаровск регулярным рейсом, то ваши шансы залезть в интернет близки к 0. Иное дело в США, где здорово продвинулись в вопросе обеспечения подключенности для пассажиров авиарейсов, и где планируют сделать очередной серьезный шаг вперед. Об этом рассказывает статья в WSJ, которую для вас пересказываю.

Gogo Inc. - крупнейший провайдер интернета "в полете" в США. Вчера компания заявила о планах запуска системы, использующей, как спутники, так и башни сотовой связи, чтобы обеспечить пассажирам возможность подключения к интернету на скоростях в 6 раз выше, чем лучшие из доступных сегодня вариантов.

Virgin America Inc. намеревается запустить на своих бортах услугу Gogo во второй половине 2014 года, речь идет об апгрейде, который планируется провести для 53 самолетов.

Неделей ранее JetBlue Airways Corp получила разрешение правительства на оснащение многих своих самолетов новыми, более мощными спутниковыми подключениями, а также бортовым WiFi, что, как ожидается, позволит обеспечивать видеостриминг на мобильные устройства пассажиров контента таких OTT, как Netflix, Hulu и т.п.

JetBlue пока не обеспечивает клиентам интернет-доступ, но планирует начать предоставлять услуги доступа на некоторых бортах уже в этом году с тем, чтобы обеспечить доступом пассажиров любого из 180 самолетов до конца 2015 года.

Gogo установила ценник на бортовой WiFi, включая $14 за день пользования интернетом и $50 за месяц пользования

JetBlue пока что изучает вопросы ценообразования, но пока что склоняется к идее сделать интернет-пользование бесплатным для базовых услуг типа браузинга. А вот любителям посмотреть кино, что требует существенно большей пропускной способности, будет предложено приобрести "флайер", который "добавит скорости". Ряд других компаний, которые уже предоставляют услуги интернет доступа в полете, пока что блокируют доступ к стриминг-платформам типа Netflix. Не потому, что интернета жалко, а потому, что это лишает перевозчика возможности получать доходы от собственных услуг развлечений на борту (вероятно, речь о возможности платного просмотра кино в полете на портативных или встроенных в кресла устройствах).

Новая технология может означать, что скорости доступа к сети интернете в полете будут, как минимум, не хуже средних скоростей, доступных американцам на земле - как ожидается, это сможет сломить барьер нежелания платить за интернет на борту, с которым столкнулись многие компании на ранней стадии внедрения услуги, когда еще не было технологий, позволяющих обеспечить требуемые скорости доступа так, чтобы услуга при этом была рентабельной.

9 из 10 авиапассажиров в США заявляют, что считают необходимым, чтобы каждый борт  предоставлял услуги WiFi, согласно опросу 2000 человек, проведенному на прошлой неделе Honeywell International Inc (производитель решений для обеспечения интернет-подключений на борту самолета). В то же время, по данным Gogo лишь около 6% от потенциальных клиентов в настоящее время покупают интернет-доступ на борту.

Tim Farrar, Menlo Park, Ca, консультант в области спутниковой связи, заявляет, что тот же "менее, чем ожидалось" процент пользователей наблюдается в целом по данном сегменту услуг. "И нет признаков, что что-то изменится".

(светлее - борта, что уже с WiFi)

Некоторые винят в таких результатах скромные скорости, из-за чего возникает разрыв между ожиданиями покупателей услуги и тем, что они получают на практике. Пассажиры "сидят" на общей "трубе в интернет", ресурсы которой им приходится делить, что означает, что чем больше пассажиров подключается к услуге, тем медленнее она работает. Davod Cush, гендиректор Virgin America, рассказывает, что в типовом случае лишь 5 пассажиров на рейсе оплачивают WiFi, тогда как качество сервиса начинает заметно снижаться лишь после того, как к нему подключается 30-35 человек.

Планы Gogo предусматривают, что новая услуга будет обеспечивать каждый борт подключением с 60 Мбит/с, против нынешних 3 Мбит/с (сейчас эта услугой обеспечено 1700 бортов) и 10 Мбит/с (примерно на 300 самолетах с 2012 года). Panasonic Avionics Corp., которая обеспечивает WiFi примерно для 2000 самолетов по всему миру, говорит, что средняя скорость подключения каждого борта сейчас составляет 5-10 Мбит/с

Средняя скорость интернет-подключения в США для "наземных" пользователей - 8.6 Мбит/с, это данные Akamai Technologies Inc.

JetBlue будет подключать свои самолеты к спутникам ViaSat Inc., это будет, возможно, первым случаем подключения коммерческих бортов к спутниковому интернету в Ka-дипазоне, в котором некоторые видят будущее бортового интернета. Gogo намеревается использовать другого провайдера спутниковой связи.

JetBlue говорит, что сможет предоставить каждому подключенному пользовательскому устройству вплоть до 12 мбит/с! Не борту, а пассажиру. 

Это означает, что "практически каждый в самолете при желании сможет активно пользоваться интернетом, а не 1-2 человека", - заявляет Don Buchman, директор ViaSat по направлению мобильного ШПД.

Консультанты говорять, что JetBlue, возможно, сможет обеспечивать подключения с такими скоростями для пользователей, который занимаются веб-серфингом, но если люди в полете предпочтут пользоваться приложениями, "жадными" до полосы пропускания, т.е. смотреть видеоконтент, JetBlue может не справиться с исполнением их желаний.

Авиаперелеты - это одна из немногих причин, которые сегодня заставляют людей "отрываться" от сети на несколько часов. Но с 2008 года, когда оборудование Gogo появилось на первом борту American Airlines, авиационная индустрия США быстро развивала тему WiFi на борту, так что к настоящему времени услуги интернет-доступа предоставляются примерно на 2500 самолетах.  (В России пока что WiFi доступ есть лишь на нескольких самолетах, да и то, речь идет скорее об не вполне серьезном  эксперименте, чем о настоящем коммерческом сервисе).

Сегодня около 60% коммерчески доступных пассажирских самолетов в США оснащены подключениями к интернет, не считая малой авиации, согласно данным опроса WSJ 12 крупнейших авиакомпаний. Сравните с оценкой 35% двухлетней давности. К концу 2015 года планируется, что подключенными будет более 85% бортов на домашних линиях США. 

"Это сладкая услуга с привкусом горечи", комментирует Jason Cupp, независимый консультатнт из Канзаса, который в прошлом году летал 150 раз. "С одной стороны, это здолрово, поскольку я успел сделать массу работы. С другой, самолет - это единственное место в моей жизни, где я не был подключен к интернету".

Matt Nevans, который налетал более 200 тысяч миль за год, занимается запуском систем электронной почты для местных правительств. Он говорит, что был лояльным пассажиром Unitel Continental Holdings Inc. Но в последние годы компания не спешила вводить на своих бортах услугу интернет подключения, что заставило Matt сменить перевозчика, поскольку для него важно постоянно оставаться онлайн.

В United намереваются оснастить 200 из 700 бортов WiFi-интернетом до конца 2013 года, сейчас услуга работает на 90 бортах. Полностью флот компании будет оказывать услугу доступа к интернету до конца 2015 года.

"Слишком долго", говорит м-р Nevans.

Различные зарубежные операторы пытались фокусировать услугу на бизнес-пользователях, обеспечивая им подключенность во время длительных и межконтинентальных перелетов. Но здесь не всем удалось получить ожидаемые доходы. Как считают консультанты, это во-многом потому, что большинство таких перелетов выполняется в ночное время.

При полетах на короткие дистанции, есть опасение, что стриминговое видео не окажется приманкой для клиентов. Southwest Airlines Co., которая специализируется на таких перелетах, ранее начала предоставлять такую услугу на платной основе. Но в данный момент, возможно временно, услуга предоставляется бесплатно, если не считать, что клиенты вынуждены просматривать небольшую рекламу Dish Networks, которая выступила спонсором услуги.

Gogo показала убытки в $70.5 млн в первой половине 2013 года. По оценкам г-на Farrar, аналитика с Wall Street, доходы Gogo в ближайшие 2-3 года вырастут до примерно $500 млн с прогнозируемых по итогам 2013 года $300 млн. Между тем планы по улучшению гибридной сети Gogo обойдутся компании в миллионы долларов, которые нужно будет инвестировать в этот период.

Jimmy Schaeffler, который консультирует Carnel Group в области спутниковой связи, говорит, что гибридная спутниково-сотовая система "может столкнуться с проблемами, связанными с облачностью и другими факторами".

Авторы: Jack Nicas at jack.nicas@wsj.com and Andy Pasztor at andy.pasztor@wsj.com 

==

О ситуации с "самолетным ШПД" в России справка здесь >>

WiFi: Qualcomm QC4002/4004 - больше, чем WiFi

Qualcomm QCA4002 и QCA4004, в отличие от обычных контроллеров WiFi, которые повсеместно используются, оснащены интегрированным процессором и модулем памяти на том же чипе. В итоге, непосредственно под  QCA4004 можно писать приложения и непосредственно на этой микросхеме их исполнять.

Такие чипы можно ставить чуть не в любые бытовые приборы - стиралки, кондиционеры, водонагреватели, обеспечивая их подключенность к домашней сети. Плюс новинки  потребляют меньше энергии, чем "классические", рассчитанные на внешний контроллер. Этому способствует и архитектура, и поддержка функции Green TX, которая позволяет снижать мощность передатчика чипа, если точка доступа или другое WiFi устройство находится неподалеку, есть и спящий режим, что позволяет встраивать чипы в пульты дистанционного управления или в датчики. Выход из спящего режима осуществляется вчетверо быстрее, чем у аналогов - уверяет Qualcomm.

Вы вряд ли удивитесь, если я упомяну платфору AllJoyn, которая поддерживается каждым из чипов. На практике это означает возможность для пользователя управлять любыми домашними приборами, где встроен один из упомянутых чипов, например, с планшета.

Чипы уже начали использовать производители бытовой техники. На IFA, например, показывали стиралку с сушкой и кондиционер Haier.

Платформа QCA4002 запущена в серийное производство. Серийное производство QCA4004 намечено на четвертый квартал этого года.

Опыт внедрения LTE и уроки, которые следует извлечь

Eira Hayward в статье в журнале "European Communications", 3q2013, анализирует проблемы, с которыми европейские операторы столкнулись в ходе запусков сетей LTE. Какие уроки следует извлечь из этого опыта операторскому сообществу? 



Операторы Европы пытаются нагнать конкурентов в США и передовых странах Азии по части внедрения сетей LTE. Есть несколько стратегических уроков, которые следует выучить.

В США, этом наиболее конкурентном из мировых рынков LTE, где действует 7 сетей LTE (прим. АБ - 24, если считать и региональные сети), Verizon и AT&T сражаются за клиентов с первого дня существования их сетей и сейчас ведут активные маркетинговые бои за тех, кто ищет наиболее надежную сеть.

EE, первый оператор Великобритании, который запустил сеть LTE, также столкнулся со своей долей проблем. По словам Мансура Ханифа, директора по сетевой интеграции и развитию LTE, компании пришлось решить немало задач в попытке одновременно объединить две сети, провести апгрейд и запустить LTE.

"Наибольшая проблема в развитии LTE - это обеспечение транспорта, необходимо не только построить стабильную опорную сеть для радиоподсистемы, но и комплексную транспортную сеть "от и до", от конечного пользователя до ядра сети, - рассказывает он. "Обеспечение транспорта от радиоподсистемы до ядра требует существенного апгрейда сети, который по масштабу работ невозможно сравнить ни с чем, что операторам приходилось делать ранее".
Кроме того, в Европе не хватает квалифицированных специалистов, необходимых для этой работы", - добавляет г-н Ханиф.    

"В Европе сейчас проблемы у всех, и это одна из основных причин задержек с запусками сетей LTE. Все пытаются нащупать способ, как можно было бы запускать LTE быстро, но экономно. При этом в Европе, особенно в Объединенном Королевстве, сейчас не хватает действительно квалифицированных людей, которые бы обладали опытом работы с IP-сетями и одновременно экспертов в области телекома. Это серьезная проблема".

Брать дополнительные средства?

В вопросе в том, как тарифицировать услуги LTE, согласных не найти. EE, например, пошла по пути тарифицирования EE по повышенной ставке, тогда как в США сейчас главенствует другое направление.

Simon Willams, глава телеком и медиа в NTT Data, имеющий опыт работы в операторских компаниях из разных стран, включая DoCoMo, когда он помогал им с запуском сетей LTE, рассказывает, что обеспечение покрытия критично для операторов LTE. Также он сомневается, ЕЕ долго удержит свой премиальный подход к тарифам.

"Вы не можете заработать на LTE, пока не добьетесь достаточного проникновения. Чтобы обеспечить проникновение, нужны два элемента - запуск сети и линейка абонентских устройств", - говорит он. 

Для клиентов, LTE - это скорость и низкие задержки, тогда как для оператора - это более дешевый и более эффективный способ эксплуатации сети.

"Обе экономические модели работают, но я бы предпочел ценовой подход, нежели наращивание проникновения. Я бы поставил цены, конкурентные по отношению к сетям 3G, чтобы ускорить рост подключений к сетям LTE, чтобы добиться подъема ARPU и снижения затрат", - говорит он.

Однако, Warren Tucker, директор по маркетингу сетевой практики Accenture в UK и Ирландии уверен, что есть свидетельства в пользу того, что клиенты готовы платить за LTE больше.

"В эти суровые времена мы наблюдаем тренд - клиенты все активнее отслеживают свой трафик, чтобы не выходить за пределы пакетов", говорит он.
Несмотря на то, что EE сейчас снимает сливки за счет более раннего выхода на рынок, Willans и другие считают, что компания снизит свои премиальные тарифы, когда начнет испытывать конкурентное давление других операторов, которые начали предоставлять услуги LTE в августе 2013 года. "Кто-то, возможно, пойдет на снижение цен для того, чтобы разгрузить перегруженные сети 3G, тогда как другие хотели бы добавить ценность и улучшить свое предложение в области мобильного ШПД, чтобы оставаться конкурентными", - говорит он. 

"Независимо от мотивов, при планировании запуска LTE, важно поддерживать баланс между уровнем инвестиций в развитие сети, новыми схемами ценообразования и растущим трафиком. EE критиковали за премиальные цены с ограничениями на объем данных, которые можно потребить. Важно сообщить о преимуществах качественного опыта в сети LTE, качество которого превосходит то, с чем клиент сталкивается в сетях 3G".
Chriss Nicoll, старший аналитик Analyst Mason, комментирует, что каждый рынок уникален, если говорить о сложностях. "Но я думаю, что есть общие элементы на каждом рынке, какие-то паттерны или способы, какими услуга LTE первоначально представляется рынку, а затем совершенствуется со временем", - говорит он.
Даже если желание EE сохранять премиальное ценообразование LTE идет вразрез с политикой других операторов, есть немало того в его стратегии ценообразования, что другим операторам следует запомнить", добавляет Nicoll.
"В частности, EE запустила набор тарифов, адресованных различным сегментам рынка, таким, как BYOD, смартфоны и продукты для мобильного ШПД. Следует приглядываться к таким урокам, особенно сейчас, когда экосистема LTE-устройств настолько объемна и сильна", - отмечает Nicoll.
Nicoll говорит, что операторы должны выходить на рынок с тарифами, которые выявляют такие преимущества LTE, как высокая подключенность к сетям ШПД, с тарифами, которые эксплуатируют потребительские тренды и привычки.
"У людей сейчас один или два смартфона, планшет, лэптоп, персональные хотспоты WiFi. LTE обеспечивает не только более богатый мобильный опыт, но и возможность потребления данных с  различных продуктов", заявляет он. 

Открыть трубу

Уже не раз отмечалось, что бОльшая подключенность означает и большее потребление трафика. В качестве доказательства можно вспомнить рынок США, где ARPU не сократилось, несмотря на то, что рынок LTE стал более конкурентым. Nicoll думает, что операторам нужно работать над тем, чтобы "открыть трубу и создать яркий контент и яркий потребительский опыт. Но также им следует знать, что потребители выбрали тариф с передачей данных не для того, чтобы потратить весь свой лимит потребления данных на просмотр рекламы или новостей оператора".

Мансур из EE говорит также о том, что велика роль специалистов.

"Вы должны постоянно принимать технические и управленческие решения, все время, каждые 10 минут, и если у вас нет команды, способной это делать, вы не сможете справиться с проблемами сети", - предупреждает он. 

Сейчас рынок LTE  - это рынок потребителя, но со временем ситуация может измениться, по мере того, как вырастет покрытие сети, и предприятия смогут предоставлять своим работникам возможность работать вне офиса без потери в качестве рабочего места. По мнению Nicoll, "Операторы должны перейти от модели обеспечения "подключенность" к модели создания ценности и услуг. Мобильные устройства сегодня являются продолжением персоналии - люди хотят иметь гаджет, отражающий их личность, так что операторы должны перейти от "Я обеспечиваю услугу" к чему-то вроде "Я обеспечиваю социально значимую услугу". Думаю операторы понимают, что им следует двигаться в этом направлении и рынок уже движется эту сторону достаточно быстро".

Все вокруг бренда

При таком сценарии развития позиционирование является критичным, говорит Nicoll, операторы должны поддерживать узнаваемость бренда у целевых клиентов - "вы можете быть ценным брендом, премиальным брендом, качественным брендом или брендом в области инфотайнмента, но в любом случае вы должны быть брендом и старательно развивать свой бренд". 

Tucker из Accenture четко представляет, как следует работать с брендом: "В мобильном операторском бизнесе мы ожидаем рост приверженности высокому качеству обслуживания на базе мобильной CDN (платформы доставки контента), приобретения премиального контента, включая видеоконтент, а также развития вертикальных решений M2M, которые невозможны без LTE с их высокими скоростями и низкой задержкой". 

"Например, в США у нас есть такие компании, как UPS, которым требуется решения для постоянного трекинга и маршрутизации транспорта. Такая компания может сэкономить более 9 млн галлонов топлика в год только в результате такой маршрутизации грузовиков, которая позволяет избежать необходимости делать левые повороты в условиях плотного трафика. В конечном счете, вертикальные решения могут позволить операторам перейти от моделей ценообразования на основе затрат к моделям, основанным на "ценности для потребителя", что обещает куда большие прибыли". 

Источник: European Communication, 3q2013.
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения