Конспекты: Мобильный кошелек в реальной жизни (опыт Яндекс.Деньги) #vasforum

Мой конспект выступления на Mobile VAS & apps conference 2013:












источник фото

Кристина Стоянова (twitter @pereperchil), руководитель отдела развития интерфейса Яндекс.Деньги "Мобильный кошелек в реальной жизни" (mov00A). 

Мобильный кошелек - интересное словосочетание, в которое каждый вкладывает свой смысл. Сразу поясню, что буду говорить именно о мобильном приложении, которое дает доступ к этому сервису, к вашим деньгам.

Что обычно учитывают (или не учитывают), когда проектируют мобильные платежи?


Все помнят о том, что есть разные устройства, есть разные размеры экранов... на это нужно ориентироваться.  И, конечно, есть различные способы ввода - touch, клавиатура и т.д.


Но не все помнят о том, что у пользователей обычно бывают различные приоритеты, могут быть различные уровни сложности задач и, конечно, различный контекст. Контекст сильно влияет на UX (пользовательский опыт). Что такое контекст?


Фактически - это все условия, в которых находится человек в тот или иной момент. Это время, место, обстоятельства и так далее. Например, если находиться в битком набитом автобусе, то даже если перед вами возникает важная и сложная задача, вы вряд ли сможете заняться ее решением.


Даже если вам всего лишь требуется пополнить баланс мобильного, вряд ли вы полезете за iPad или ноутбуком. Другое дело - телефон, его несложно достать и воспользоваться соответствующим мобильным приложением.


Если у вас задача посложнее, но и условия более комфортные, то появляется определенный выбор устройств. Можно достать планшет, чтобы почитать книгу, посмотреть кино, выполнить простой платеж. Вряд ли при этом вы будете начинать какой-то более сложный процесс, это было бы не слишком удобно.


В такой атмосфере ваши возможности возрастают еще больше. Как и выбор устройств.

Многие полагают, что задача - основное, от чего строится UX. Иногда задача действительно может менять контекст.


Скажем, если вы едете в машины, звонит любимая и просит вас доехать до банкомата и снять немного налички. Выходя из машины к банкомату, вы меняете контекст под влиянием задачи. Все же чаще встречаются ситуации, когда выбор из различных задач осуществляется под влиянием контекста.



Сочетание контекста и задачи определяют выбор инструмента, которым вы будете решать конкретную задачу в конкретном контексте.


Т - телефон ; П - планшет ; К - компьютер (ноутбук). По вертикальной оси сверху вниз ухудшается контекст (снижается комфортность/возможность решения задачи), по горизонтальной оси слева направо растет уровень сложности задач.

Получается, что если у вас есть какая-то очень простая задача и максимально комфортные условия, вы можете использовать для ее решения практически любое устройство - телефон, планшет, компьютер. По мере усложнения задачи или ухудшения контекста для ее решения, выбор устройств уменьшается. Есть контексты и задачи, которые и вовсе не получается решать в рамках существующего набора мобильных устройств. Т.е. сложные задачи вряд ли стоит тащить в мобильные интерфейсы, которые используются, в основном, на бегу.

Еще одна важная штука, которая влияет на то, как должен строиться интерфейс и, в целом, UX - это платформа.


Платформа - это экосистема, к которой привыкает пользователь, привыкает к определенным паттернам поведения, привыкает к тому, что интерфейс ведет себя определенным образом, привыкает к навигации. Если ломать этот паттерн, пользователю станет очень неудобно.

Между тем, навигация не может не отличаться, в зависимости от операционной системы.


В iOS и Android пользователи привыкли к тому, что перемещение между разделами происходит с помощью меню, которое может открываться слева, управляться снизу, но будет оставаться меню.


В ОС WinPhone такой интерфейс не делают, там панорама, которую пользователь готов листать, т.к. у него сформирован соответствующий навык его ОС. И если портировать приложение для Android под WinPhone, эту особенность следует учитывать. Если сделать меню в приложении для WP, то пользователю будет неудобно им пользоваться.

Итак, мы установили основные факторы, влияющие на формирование UX:


На примере сервиса Яндекс.Деньги можно наблюдать, как влияет на ситуацию время пользования услугой.



Можно наблюдать, что активность пользования смартфонами и планшетами растет утром, но снижается в течение дня. В рабочее время возрастает пользование ОС W8. iPad заметно активее, чем другие системы, используют вечером, после работы.


 Общий тренд понятен - мобильным платформам следует уделять все большее внимание.

Есть и еще один тренд - рост среднего чека!


*) 2012 ; **) 2013

Рост не равномерный. У Android за год чек вырос на 93 рубля, а у iOS он уменьшился на 11 рублей. При этом, оборот по iOS вырос намного больше, чем по Android. Сейчас объемы платежей из под iOS и из под Android в Яндекс.Деньги практически сравнялись.

За что платят? Понятно, что "категория номер 1" - это по-прежнему сотовая связь. Интересно, что платежи за интернет являются одной и наиболее популярных категорий для пользователей устройств под iOS и под WinPhone. Пользователи Android проводят много финансовых операций (переводов средств) и чаще других выводят деньги из кошелька. Это связано с их работой. P2P переводы между пользователями занимают большую долю в платежах. Причем около 15% пользователей генерят около 40% оборота. На P2P фичу следует обращать внимание, она востребована.

Еще один интересный момент - использование версий ОС.


Наблюдается большая дифференциация пользователей по типу ОС. В iOS мы наблюдаем лояльных пользователей, основная масса которых быстро обновляет свою ОС до последней версии, например, в ноябре 2013 года уже около 80% перешли на iOS 7. На "радаре" видно лишь две предыдущих версии.  Разброс по версиям у пользователей устройств под Android - огромный, приходится иметь дело еще и со страшным зоопарком устройств.

Пользователи iOS очень много внимания обращают на интерфейс. В частности, ожидаемыми являются обновления, что интерфейс будет нативным. Что после выхода новой версии ОС, приложение вскоре или сразу будет ее поддерживать.  В Android аудитория "разношерстная", параллельно работает много версий.  В Android от приложения требуется функционал, который сохраняет работоспособность на разных устройствах и в разных версиях ОС. Это важнее, чем интерфейс.


Как влияют интерфейсные запуски? Заметно. Если в iOS запускают поддержку нового устройства (iPad или iPhone 5), то обороты сразу подскакивают вверх. Расчет и число пользователей, и число платежей. Т.е. пользователи устройств под iOS активно реагируют на изменения в интерфейсе, тогда как объемы платежей пользователей устройств под Android столь явной корреляции с интерфейсными запусками не демонстрируют, линия остается плавной. Но там проявляется реакция на функциональные запуски. Более того, на некоторые интерфейсные изменения пользователи Android реагируют снижением платежной активности, поскольку иногда в старых прошивках что-то перестает работать.

Потртрет среднего пользователя iOS


Портрет среднего пользователя Android


Особенность Android в том, что здесь приходится учитывать, что заметную долю пользователей составляют профессионалы, которым требуется расширенный функционал мобильного кошелька. В то же время "рядовым" пользователям не нужен подобный интерфейс, более того, излишние сложности их будут только раздражать. Для них нужен "базовый" интерфейс без "наворотов", благо профессионалы смогут отыскать в дополнительных уровнях меню необходимый им функционал.

==
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения