Почему чиновникам нужно одобрение других людей? Круглый стол в аналитическом центре

На днях получил приглашение принять участие в работе кругого стола "Взаимодействие регулятора и крупнейших операторов связи: инициативы и законотворчество". Пройти он должен был в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Поборовшись с минуту с ЧСВ, понял, что позвали, в общем-то случайно и решил сходить из натуралистических соображений.

Основным докладчиком был незамминистра Денис Свердлов, пригласили также представителей операторов, вездесущего Юрия Домбровского, людей из ФАС и Роскомнадзора. Была пресса - отраслевая и деловая. Формат встречи назывался "круглый стол", высказались Свердлов, представители AC&M и J&P, а затем состоялся обмен краткими фразами по темам встречи.

Зачем проводят такие встречи? Мое понимание - для легитимизации в собственных глазах решений, принимаемых регулятором в интересах олигополистов российского телекома.

Во-первых, им хочется, что называется, соблюсти приличия. Практически как в либералистичной Европе собрали и экспертов, и прессу, и отраслевых участников. Рот не затыкали, даже предлагали желающим высказываться (плотный график, конечно, мешал пространным дискуссиям, да оно и к лучшему). Ведущий встречи задавал нелицеприятные вопросы, выглядел очень независимо, это спасло встречу от превращения в полный одобрямс советских времен.

Во-вторых, подспудная причина для таких встреч - это столь необходимое многим чиновникам превращение участников в своего рода соучастников. Пришел? Не возмутился? Значит согласился. Значит и ты -  как они. Я, вот, например, поучаствовал, своего мнения не высказал... Когда ведущий в конце заявил, что, выходит, консенсус, я не вскочил с места, не заявил, что это не так. Выходит теперь и я посчитан, как согласный и, тем самым, я в этом деле замазался.

В-третьих, сегодня по-сути официально обнародовали итог той немалой работы, которую операторы в последние месяцы проводили с регулятором и внутри компаний для того, чтобы не потеряв особо в доходах, отвести от себя огонь критики, связанный с тем, что у абонентов, что называется, "накипело", как в случае с контент-"услугами". А также для того, чтобы государство не начало вдруг регулировать тарифы в сотовой связи (здесь я на стороне операторов).

Отмечу, что на мой взгляд, операторы, как обычно, выступили на пятерку. Регулятор в инициативах, которые могли бы ударить по доходам, умят вплоть до отказа от законодательной инициативы. (Посмотрим, как на это в Думе отреагируют, но не исключаю, что договорились и там). Это понятно. За представителями операторов стоят кровно заинтересованные акционеры. А кто стоит за чиновниками, чьи интересы им защищать, кроме своих?

Если говорить о моем мнении...

Внутрисетевой роуминг - нужно ли отменять?

Тема, безусловно, многогранная и непростая.

Мне не нравится, как ее решают в Евросоюзе. Там чистый популизм и разрушение инвестиционной привлекательности телеком-бизнеса. Товарищи социалисты и примкнувшие к ним бездельники крепко бьют по рукам тем, кто создает рабочие места, строит сети связи и в итоге кормит паразитов. Товарищи толкают ЕС все глубже в финансовый кризис, закладывая основы для распада. Если коротко - то регулирование тарифов государством - это незамутненное Зло.

Мне больше нравится, как сделано в США и ряде других стран. Нет там внутрисетевого роуминга. Но "мы не в Чикаго, моя дорогая". К нам неприменим в лоб этот опыт. У нас действует ряд факторов, которые не позволяют слепо внедрять прогрессивную модель.

1. Дрянная схема организации трафика, включающая зоновую и МН-связь. Добавляющую оператору издержки на пустом месте. Создающую основу для паразитирования на сотовиках. Все это следует уничтожить законодательно - пусть операторы сами решают, как им гнать трафик.

2. Недостаточная конкуренция. После того, как отсекли региональных конкурентов - не дав им частот/лицензий 3G, а затем и 4G/LTE, говорить об американской модели не приходится. Как и о конкуренции. MNP - это хорошо, но панацеей не будет, наши Б3 уже отлично научились копировать тарифные инициативы друг друга, так что поводов для переходов много не дадут.
А в отсутствии конкуренции нет рыночных механизмов, которые могли бы привести к добровольному отказу от внутрисетевого роуминга. Поэтому довольствуйтесь "опциями" и не пищите.

3. Экономическое неравенство регионов - удручающих размеров. Ну нельзя делать единый тариф на Россию, т.к. это приведет к снижению цен для москвичей и питерцев и повышению, заметному, для жителей всей страны практически.

Можно ли с этим что-то сделать? Можно, наверное. Но кто будет это делать? Операторы? Нет, им и так неплохо живется. Регулятор в лице незамминистра? Нет, консенсус с операторами найден, законодательная инициатива признана неактуальной. Можно будет сыграть в эту игру еще когда-нибудь позднее.
Так что повлияет на ситуацию? Кто защитит абонента от необходимости учить тарифные опции - что-то там подключать-отключать, когда он собрался в Питер на пару дней? Никто, думаю.

Чего хотелось бы мне. Государство могло бы позволить операторам напрямую гонять трафик внутри себя и между собой. Без пропускания через чужие узлы, если оператору того не нужно. Это снизит себестоимость. Можно будет поделиться с абонентами частью этого "профита".
Абонент должен получить возможность звонить в любом регионе России в точности, как на своем "домашнем" тарифе с одной поправкой - на экономику региона. Скажем, можно было бы рассчитывать соотношение экономик ежегодно и домножать тариф "роумера" на соответствующий коэффициент. Т.е. если москвич приехал в Горноалтайск, то ему звонки внутри региона обходятся существенно дешевле, чем в Москве (как и интернет). Если человек с Алтая приехал в столицу, ему придется платить за каждую минуту больше - в столице все дороже - еда, гостиницы, так что и в плане связи будет логично. Это упрощенно, там много аспектов - входящие, "дальние", вызовы на других операторов и т.п. Отдельно следует предусмотреть ситуацию с "граничными регионами". Если человек живет в таком месте, где он чуть не по 10 раз на дню перекидывается из региона в регион - он должен в каждом из них иметь одинаковые условия пользования сетью. Без каких-либо манипуляций со своей стороны. Тарифные опции пусть остаются для желающих. Основная масса абонентов должна получать удобство единого тарифа везде по стране без доплат и дополнительных телодвижений типа активации той или иной опции.

Про SMS-рассылки

Здесь тоже все ясно. Хотели как лучше... на практике операторы добились того, что теперь всякий, кто захочет заняться рассылками на сети должен прийти к ним и договориться. Не бесплатно, понятное дело. Что же, это тоже способ борьбы со спамом, чем дороже окажется отправка идиотской рекламы, тем ее будет меньше. Сейчас SMS безобразно дешевы для спамеров, поэтому они тупо шлют мне "сегодня распродажа в Коньково" даже тогда, когда моя симка, очевидным для оператора образом, находится в международном роуминге. Тупых лентяев надо бить рублем, чтобы проверяли, где их аудитория, есть ли отклик, и есть ли смысл ее злить лишний раз.

Про "контент-услуги"

Выяснилось, что даже в стане чиновников нет единого понимания, как с ними быть. Новые поправки в закон в Роскомнадзоре поспешили понять, как требование AoC и уже трясли операторов, тогда как незамминистра сегодня заявлял, что это неправильное толкование и что он готов написать разъясняющее письмо. Что, дескать, играем назад - не надо каждый раз мучать бедного абонента требованиями подтверждения платежа. Один раз спросили, а дальше можно снимать без сантиментов. По крайней мере в случае, если услуга носит повторяющийся характер. Скажем, если это оплата парковки. Первый раз платите - на запрос подтверждения высылаете свой ОК, вас еще спросят - а хотите в будущем отказаться от механизма акцепта пока речь о парковках - отвечаете ОК, и далее запросов подтверждения не будет. Может это и удобно.

В отношении второго счета для оплаты контент услуг, который будет заводиться только по специальному заявлению абонента (небось в офис позовут для этого), уверен, что это туфта. Вирус сможет вначале закинуть на этот счет деньги с основного, затем их снимет. Никакой разницы и нового качества этот метод не дает. Разве что корпоративные клиенты смогут пользоваться VAS. Ради них и вводят данную схему. Массовому абоненту это не нужно и он ничего активировать не станет.

В целом операторам добавили прав в плане решения - что пускать на ваш телефон, а что нет. Интересно, насколько это скажется на пользовании. Все ли SMS-уведомления будут ко мне по-прежнему приходить - из банка, из ЖЖ и т.п.?

Прекратится ли фрод контент-услуг? Нет. Это дает доход операторам, они придумают 101 способ фрод сохранить и своих партнеров в этом славном деле не растерять. Одновременно делая честные лица борцов с контент-фродом.

Сравнительно подробная трансляция встречи была сегодня на моем тви-аккаунте @_abloud  

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate