Конспекты. Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы

15 августа состоялась встреча топ-менеджмента "Билайн" Россия с представителями СМИ. Представляю конспект сессии вопросов и ответов. Список других конспектов встречи - под текстом конспекта.

* *

Сколько всего сейчас активных карт M2M, в каких сегментах услуга наиболее популярна?

Андрей Патока, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса "Вымпелком" в России. Мы пока не разглашаем отдельные показатели по услугам. Рост в 14 раз, я понимаю ваш вопрос. Сервис молодой, действительно. В каких отраслях больше востребован?  Прежде всего - это мониторинг, которым наши партнеры занимаются в самых разнообразных областях, например, мониторинг энергосистем, трубопроводов, все, что связано с охранными системами и системами безопасности. Автотранспорт. Большой популярностью пользуется наша услуга автомониторинга. Тот сервис, который мы предлагаем в этом году клиентам, он основан уже не только на использовании систем позиционирования GPS, но и ГЛОНАСС. Это совпадает с планами государства продвижения сервиса ГЛОНАСС. Мы видим значительный спрос на эту услугу со стороны тех компаний, которые занимаются развитием автотранспорта или управляют большими транспортными парками. Это, наверное, наиболее крупные группы пользователей, которые сегодня используют наш сервис.


В пресс-релизе на английском указано, что Билайн намерен запустить сеть LTE 1 июня 2013 года. Возможно ли, что первый фрагмент сети будет запущен и раньше? Правильно ли понимать, что инвестиции в развитие сети LTE будут такими, какие указаны в лицензии, или они могут быть и большими? Продолжаются ли переговоры со Скартел о партнерстве в LTE-проекте? Если "да", то когда вы ожидаете результат? Если нет, то почему?

Антон Кудряшов, генеральный директор "Вымпелком" Россия. Конспект выступления на встрече со СМИ 15 августа 2012 года.

Мы действительно ведем активную подготовку к началу эксплуатации сети в Москве, ведется строительство, установка оборудования. Соответственно, сможем начать, как только получим частотные назначения. Надеемся, что это произойдет в начале 2013 года.

АП: 1 июня 2013 года - это лицензионный срок начала предоставления услуг. Но это не наша ближайшая "точка". Это та временная точка, которая озвучена в лицензии, когда мы должны начать предоставление услуг, не позднее. [Прим.АБ - На самом деле, первые лицензионные требования по началу предоставления услуг LTE для Билайн приходятся на декабрь 2013 года].

АК: Если к тому времени у нас в руках будут частотные присвоения в приоритетных для нас регионах, таких, как Москва, потенциально мы можем начать работать и раньше.

Относительно инвестиций. Сейчас процесс бюджетирования следующего года еще продолжается, поэтому точных цифр, конечно, нет. Безусловно, мы будем выполнять требования лицензии касательно объемов инвестиций, но как мы комментировали ранее, в эти цифры попадает большой объем работ, например, связанных с подготовкой транспортных сетей.  В целом ежегодно мы тратим цифры в разы большие на развитие нашей сети, чем этого требует лицензия. Сколько будем тратить в 2013 году... будет яснее ближе к концу 2012 года. Будем ли тратить больше, чем требует лицензия? Думаю, это будет зависеть от экономической привлекательности.

Как мы высказывались ранее, мы считаем, что на перспективе 1-2 года у технологии LTE ограниченная коммерческая привлекательность. Как вы знаете из газет, те новые подключения к сетям LTE в России, которые сейчас происходят, с момента как некоторые операторы стали предоставлять данную услугу, исчисляются, хорошо если, десятками тысяч. В то время, как к традиционным услугам ежемесячно подключается несколько миллионов абонентов. Несоизмеримые цифры. С точки зрения влияния на показатели доходности, прибыльности, - это буквально капля в море, если говорить о перспективах 2013 года. Поэтому мы поступаем здесь рационально, наш подход экономически обоснован.

Относительно Скартел. Переговоры продолжаются. Скартел нами рассматривалася, прежде всего,  как возможность ускорения выхода на рынок 4G/LTE. Понятно, что с каждым месяцем привлекательность сделки со Скартел снижается, но мы не теряем надежды договориться. Почему не договорились? Это исключительно вопрос согласования выгодных коммерческих условий. Поскольку пока инвестиции в LTE не являются сильно привлекательными, мы, безусловно, очень требовательны к тем условиям, на которые согласимся. Но у нас есть другие альтернативы. Прежде всего, исходя из лицензионных требований, мы должны и будем сами инвестировать в сеть. Мы уже это делаем в Москве. Поэтому, в общем-то, если в ближайшие несколько месяцев мы не договоримся, то эта договоренность будет терять смысл.

...Это договорный процесс. Вот сейчас они нас услышат, может, уже на следующей неделе договоримся (улыбается). ... Может не договоримся. Для этого у нас есть 15 млрд рублей, которые мы сами будем инвестировать.


Считаете ли вы условия оферты "Скартел" приемлемыми для партнеров?

АК: В этой оферте была указана цифра. Причем там есть масса других параметров. Не буду комментировать те переговоры, в процессе которых мы сейчас находимся, но нам нужно согласовать все параметры, чтобы поставить точки над i.

Невозможно комментировать какой-то один момент, оферту следует рассматривать в совокупности. Если бы условия были для нас приемлемы, мы бы уже договорились. Есть позиции, по которым у нас еще есть разногласия.


На какие конкретно частоты поданы заявки "Билайном"?

Дмитрий Урываев, директор по развитию сети "Билайн". Мы подали заявки и те, и другие - на оба частотных диапазона, на которые можем претендовать в рамках лицензии. Поскольку пока не понимаем условий использования диапазонов другими радиосредствами. И уже по итогам получения частотных разрешений будем принимать для себя решение - куда строиться, в каком диапазоне запускаться.

АК: Общее понимание - диапазон 2.5-2.6 ГГц более свободен от интерференции в целом по стране. И для городов он видится наиболее привлекательным.


Частотные заявки "Вымпелком" подал по Москве или по стране? 

ДУ: Пока мы подали заявки по Москве.


Понятен ли Билайн процесс конверсии частот? Кто и как будет его проводить? Когда она начнется? Как будет определяться стоимость?

АК: Эта тема, по-моему, хорошо освещается в прессе. Как я понимаю, есть поручение руководителя правительства - руководству Минкомсвязи, Минобороны, Минэкономики, Роскомнадзора о подготовке процедуры конверсии. Ведется хороший диалог с отраслью, с победителями конкурса. Мы участвуем в этом диалоге - как разумнее, рациональнее это сделать.  Но пока этот процесс не завершен.  В целом мы считаем, что Минкомсвязи и другие ведомства действуют достаточно энергично и в правильном направлении.

Возможно появятся новые цифры? Существует поручение Минобороны по составлению реестра средств РЭС, которые работают в диапазонах, предназначенных к расчистке. Составление этого списка будет тем шагом, который позволить уточнить расчеты бюджетов, необходимых для конверсии.

Нужно понимать, что у каждого оператора будут разные требования к конверсии в тех диапазонах, которые у них есть.


Дмитрий, вы сказали, что до конца 2012 года число базовых станций 3G вырастет - можете ли вы обозначить тот CAPEX, который потребуется, чтобы это сделать? Ведь в будущем число базовых станций Билайн должно стать примерно паритетным с тем, что есть у конкурентов. 

ДУ:  Мы не можем выделить CAPEX конкретно на этот проект. Поймите правильно, мы базовые станции используем с разными технологиями радиодоступа. Где-то мы используем наши оптические сети по IP, где-то мы используем сети ШПД. Где нет такой возможности, используем IP РРЛ. Но в принципе, как я уже говорил, CAPEX на транспортную сеть в бюджете компании на этот год весьма и весьма существенный. Он включает в себя, как развитие магистральных сетей, так и местных сетей. Это весомая часть нашего бюджета.

АК: Мы ранее говорили, что в целом бюджет на развитие сетей - порядка 20% от доходов. Динамику доходов по 1H2012 вы наблюдаете...

Но не все на 3G...

АК: Очевидно, что поскольку наша доля рынка в области мобильного ШПД отстает от доли рынка в голосе, и именно там происходит наиболее динамичный рост, наша задача - нагонять долю рынка в передаче данных, безусловно, инвестиции в 3G и в транспортную сеть являются приоритетными.

Юлия, вы сказали о росте доходов и трафика мобильного интернета в сегменте small screen. Что вы считаете доходами от мобильного интернета на small screens? Как вычленяете таких пользователей?

Юлия Конева, директор по маркетинговым инициативам и управлению брендом ОАО "ВымпелКом"  ..У нас есть внутренние данные, мы достаточно хорошо понимаем, какие у нас абоненты, мы знаем, какой у абонента телефон, какую тарифную опцию он подключил, сколько за нее заплатил. На основе этих данных мы анализируем динамику изменений доходной составляющей.

Дмитрий Афиногенов, вице-президент по управлению финансами ОАО "ВымпелКом", - все стримы выручки, как мы это называем, отдельно идентифицируются в биллинге. Дата-трафик - это отдельный стрим, привязанный к конкретной абонентской базе. Мы выделяем абонентов, которые формируют дата трафик, выделяем из них тех, кто пользуется small screen и получаем данные, пригодные для анализа динамики. Соответственно, их активность проявляется фактом наличия выручки в данном периоде - такие абоненты попадают в активную базу.

Есть ли понимание тарифов на LTE - какими они будут? В частности, предусматривается ли реальный безлимит, не такой, как сейчас на 3G? 

АК: О конкретных тарифах на LTE говорить сейчас, безусловно, рано. Можно, наверное, прокомментировать в общем.

ЮК: Мы сейчас работаем над полноценной маркетинговой стратегией, которая объединит и международный опыт, и опыт российского рынка с учетом конкурентной составляющей. Общий подход будет следующим: LTE - это премиум-продукт с премиум-тарифами. Это будет логичное продолжение нашей текущей линейки тарифов, предназначенных для пользователей large-screen. Оно будет разбиваться по тому, как у нас действуют абоненты - легкие, средние и тяжелые.  Пока что предполагается, что в зависимости от текущего пользования, скорее всего, будут ограничения по объему трафика и, возможно, будут ограничения по скорости. Но конечное предложение будет зависеть и от того продукта, от той сети, которой мы будем располагать на момент начала предоставления услуг.

Вопрос про Евросеть. На каких условиях сейчас г-н Малис руководит Евросетью? Какие договоренности достигнуты, изменились ли условия по расчетам с Билайн?

АК: Малис действует на условиях существующего контракта. Хотя контракт истек, но по российскому законодательству, если руководитель продолжает работать, то применяются условия контракта даже после его завершения.

В целом по расчетам "продолжается борьба". По условиям дилерского договора есть позитивная для "Вымпелкома" динамика в переговорах с "Евросетью", но пока рано говорить об окончании переговорах. Думаю, порадуем вас всех в ближайшее время.

Связано ли отсутствие нового контракта с Малисом и тянущиеся переговоры по дилерскому договору?

АК: Это уж ваше дело, журналистов, такие связи искать...

Вы рассказали, что производительность труда в компании выросла на 10%. А насколько сократился штат компании? Когда вы планируете завершить HR-оптимизацию компании?

АК: Никогда. Оптимизация - дело хорошее, ей всегда следует заниматься. Если серьезно, мы не раскрываем цифры. Но численность, безусловно, уменьшилась. Я называл ряд проектов, например, мы перевели порядка 500 человек в NSN. Продаем call-центр, в котором работает порядка 1000 человек. У нас была компания по строительству сети, мы ее закрыли, т.к. сейчас такие компании не имеют смысла, это очень конкурентный рынок с множеством локальных и федеральных участников. В ней было порядка 400 человек. У нас готовится проект по аутсорсингу услуг развития сети на Волге и Дальнем Востоке - это еще сотни людей. Думаю, к концу года будет правильнее подвести итоги HR-оптимизации.

У нас есть внутренние планы по повышению рентабельности. Разумеется, это коррелирует с повышением производительности труда одного сотрудника.

Расскажите пожалуйста более подробно о проекте network sharing с МТС. Как это снижает уровень CAPEX?

ДУ: Начну с общего. Мы рассчитываем, что взаимодействие с партнерами по рынку будет расширяться. Например, в 2012 году, если говорить о строительстве оптоволоконных сетей, около 90% идут в сотрудничестве с другими операторами. То есть только 10% мы строим в одиночку, а 90% строим совместно или обмениваемся волокнами в построенных линиях.

Как происходит обмен? Здесь есть разные варианты, в каждом конкретном случае, для каждой конкретной линии связи. Самый простой случай, когда строится кабель, а затем отдельные волокна используются партнерами - каждый использует свои. Партнеры здесь действуют независимо. Это связано с тем, что конкретные точки инфраструктуры, как правило, находятся в разных точках территориально. Поэтому делать шеринг активного оборудования транспортной сети не эффективно.

Но если взять, например, трассу Амур, где точки присутствия были одинковые, там нам удалось идти по модели почти полного шеринга инфраструктуры. То есть у нас были общие башни, общие точки размещения оборудования, и одна линия связи транспортной сети, которая использовалась всеми тремя операторами.

Если говорить об LTE, то мы планируем здесь шеринг только расширить.

Другое дело, если говорить о дальнейших шагах, то хотелось бы прийти к active sharing, когда совместно строится или используется активное сетевое оборудование. На сегодняшний день, это, к сожалению, невозможно. Пока что законодательство этого не позволяет. В России должны изменить законодательство, чтобы эту опцию можно было использовать.

АК: Соответствующие переговоры мы ведем с регулятором.

ДУ: Если посмотреть на международный опыт, то многие операторы в Европе эту опцию используют - active sharing, особенно, для LTE. Поскольку это позволяет снижать затраты на сеть, особенно, на первоначальном этапе. Это позволяет быстрее развернуть сеть.

Резюмируя, сейчас мы активно используем passive RAN sharing, по-поводу active RAN sharing ведем переговоры.

Московским арбитражным судом были наложены обеспечительные меры по иску ФАС к акционерам компании, запрещающие созывать Совет директоров и исполнять полномочия внешним аудиторам. Влияет ли это на операционную деятельность? Может быть это затрудняет размещение бондов или какие-то другие вещи, связанные с взаимствованием? 

АК: Мы уже ранее комментировали эту тему. Для осуществления нормальной операционной деятельности никаких ограничений или рисков нет, у генерального директора достаточно полномочий.

ДА: На текущем этапе мы не видим никаких отрицательных влияний запрета. В частности, недавно мы зарегистрировали проспекты эмиссий рублевых бондов, которые, наверное, пока не будем использовать. Как только рынок откроется, появится потребность в деньгах, мы найдем возможность для размещений. Каких-то оперативных затруднений это решение не вызывает.

Ведете ли общение с производителями абонентских устройств LTE?

ЮК: В текущие переговоры с вендорами абонентских устройств тема LTE, безусловно, включена. Рассматриваем различные возможности. Даже не исключаем выпуск брендированных устройств LTE "Билайн". Тема активно обсуждается.

* *

Надеюсь, было интересно.
Весь список конспектов по теме "Билайн" в 2q2012:

2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012 
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012  
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы 

Конспекты: Антон Кудряшов, Краткие итоги развития Билайн Россия в 2q2012

Антон Кудряшов, генеральный директор "Вымпелком" Россия. Конспект выступления на встрече со СМИ 15 августа 2012 года.

* *



Мы показали отличные результаты за квартал по показателю роста абонентской базы, выручки, и, прежде всего, рекордный уровень прибыльности и показателя маржа EBITDA.

Наибольшие темпы демонстрировал стратегически важный для нас сегмент передачи данных, как по мобильной, так и по фиксированной технологии.

Мы последовательно продолжаем реализацию программ повышения операционной эффективности и добились существенных результатов в этой области.

Мы реализовали ряд мер по оптимизации нашей организационной структуры и бизнес-процессов, сократив ряд уровней управления, пересмотрев принципы взаимодействия штаб-квартиры и регионов, что уже привело к росту производительности труда, как квартал-к-кварталу, так и год-к-году.

Мы дали старт двум крупным проектам в Ярославле, которые также должны привести к повышению эффективности наших операций и снижению затрат.

В рамках реализации программы по повышению клиентской удовлетворенности нашим сервисом мы добились позитивной динамики по показателю TRIM-Index, добившись лидерской позиции среди всех операторов по данному показателю в Москве.

Мы активно развивали сеть на всех уровнях и активно готовимся к реализации программ  развития сети 4G по технологии LTE.

* *

Также по теме:

2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012 
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012  
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы 

Конспекты. Андрей Патока, "Билайн" о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012

Андрей Патока, вице-президент по развитию корпоративного бизнеса "Вымпелком" в России. Конспект выступления на встрече со СМИ 15 августа 2012 года - представление итогов деятельности "Вымпелком" в России в 2q2012.

* *

Вкратце остановлюсь на достижениях корпоративного сегмента, за который я отвечаю в компании. В целом 2q2012 нас порадовал - мы наблюдаем как рост количества активных пользователей наших корпоративных услуг, так и рост доходов. Также это сопровождалось приятными для нас новостями о TRIM.Index, о которых уже упоминалось сегодня, то есть выросла  по сравнению с предыдущими замерами удовлетворенность пользователей, которые составляют корпоративный сегмент. Это очень радостно, поскольку отражает и тренд, который мы видим в экономике. Жизнь продолжается и B2B-сегмент растет опережающими темпами.

Некоторое время назад мы для себя определили стратегические направления, которым хотели бы уделять больше внимания, чтобы обеспечить темпы прироста. Прежде всего - это услуги с добавленной стоимостью - интернет. И новые сервисы, которые, как нам кажется, будут все больше и больше востребованы юридическими лицами в будущем.

Если говорить о мобильном интернете, то по результатам 2q2012 мы наблюдаем рост доходов от клиентов, пользующихся этой услугой, почти на 50%. Это многократно опережает темпы прироста активной абонентской базы и других доходов, которые мы получаем. Это еще одно свидетельство в пользу того, что клиенты начинают использовать передачу данных, как основной инструмент организации своих бизнес процессов.

Еще один инструмент, который сегодня востребован нашими клиентами для организации собственного бизнеса - это всевозможные решения M2M.  В 2011 году мы для себя объявили M2M одним из стратегических направлений. И по результатам 2q2012 число пользователей, если их можно так назвать, увеличился год к году в 14 раз!

Таким образом, мы идем по пути, который для себя наметили. Он состоит в том, что мы намерены удвоить доходы от предоставления услуг M2M в 2012 году.

Мы также хотели бы сделать наш M2M сервис глобальным, чтобы предлагать его всем сегментам наших пользователей, включая крупные компании.  С этой целью в 2q2012 мы вошли в партнерство с крупнейшими операторами в этой области в мире, что обеспечивает нам возможность предоставлять услуги M2M в тех странах, где наши партнеры предоставляют соответствующие услуги. В числе участников M2M партнерства такие компании, как KPN, NTT DoCoMo, SingTel, Telefonica, Telstra. Мы надеемся, что количество наших партнеров в этом международном альянсе будет расти.

Приятно, что наши усилия не проходят незамеченными в международном сообществе. В частности, по результатам исследований, которые проводила компания Machina Research, "ВымпелКом" вошел в Топ-20 глобальных компаний по степени развития услуг M2M. Нас это радует, надеемся, это приведет к росту числа пользователей нашими услугами в области M2M.

Еще одна сфера наших услуг, которые мы предлагаем юридическим лицам, это, так называемые, "облачные сервисы". Сегодня под этим термином могут подразумеваться различные продукты.. мы в конце 2011 года приняли решение вступить в партнерство с такой компанией, как Microsoft в продвижении их популярного "облачного сервиса", который всем хорошо известен - это Microsoft Office 365.  Весной 2012 года мы начали, как и обещали, реализовывать эту услугу совместно с нашими телекоммуникационными услугами. Сегодня нам приятно отметить, что по итогам первых месяцев работы мы вышли на 1 место среди партнеров Microsoft по распространению этого сервиса в России. И на одно из ведущих мест в глобальном рейтинге партнеров Microsoft по распространению этого сервиса. Это нас очень обнадеживает, поскольку похоже, что модель, когда "облачная услуга" продвигается вместе с телекоммуникационными услугами, надежно работает и востребована корпоративными пользователями. Надеемся, что и дальнейшая наша работа в этой сфере будет успешной.

В области фиксированной связи мы продолжили развивать направление интеллектуальных услуг. И наблюдаем, что клиенты из всех сегментов, от крупного до малого бизнесов, активно используют эти услуги. Например, такой интеллектуальный сервис, как 800-е номера, сегодня очень хорошо покупается нашими клиентами - по-сравнению с 2011 годом выручка от этого сервиса увеличилась почти на 60%!

Также в 2q2012 мы провели модернизацию и улучшили функционал ряда других сервисов, которые сегодня предлагаем нашим корпоративным пользователям. В частности, это интернет для гостиниц, который теперь включает и возможность беспроводного доступа в интернет, и интеграцию его с другими гостиничными сервисами. А также услуга, которая называется "Анализатор счета" и позволяет нашим клиентам разделять затраты на услуги фиксированной и мобильной связи, в зависимости от их характера. И, например, отделять частные звонки от тех, которые используются "по бизнесу".

Поскольку каждая наша встреча не обходится без вопросов о роуминге, хотелось бы остановиться и на этих услугах, лето в разгаре. Мы очень довольны результатами роуминга в этом году. Отмечаем возросшую популярность услуг передачи данных в роуминге. Объем трафика GPRS-доступа в интернет вырос по-сравнению с 2011 годом на 92%! Также мы видим постоянно растущее число пользователей услуги связи за границей, что нас очень радует - количество пользователей по сравнению с 2011 годом у нас увеличилось на 18%. Опережающими темпами растут объемы голосового трафика в роуминге.  Конечно, это все стало следствием тех изменений на рынке с точки зрения цены, которые мы наблюдаем с конца 2011 года. А также результатом тех тарифных инициатив, которые мы предложили нашим клиентам.

Мы не раз с вами встречались, обсуждали, в частности, преимущества нашей опции Multipass - мне приятно, что каждый месяц число пользователей опции возрастает примерно на треть. А по-сравнению с началом оказания услуги, количество наших абонентов, которые используют новые ценовые предложения, выросло более, чем в 5 раз. Услуга "Море интернета", все наши сервисы, которые позволяют предсказуемо, по доступным ценам пользоваться услугами передачи данных в роуминге, пользуются сегодня у наших клиентов наибольшим спросом.

* *

Также по теме:

2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012 
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012  
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы 

Конспекты. Юлия Конева, "Билайн", Маркетинговые инициативы в 2q2012

Юлия Конева, директор по маркетинговым инициативам и управлению брендом ОАО "ВымпелКом". Мой конспект выступления Юлии на встрече со СМИ 15 августа, посвященной оглашению итогов деятельности "Билайн" во втором квартале 2012 года.

* *

Расскажу о маркетинговых инициативах, ключевых клиентских предложениях, а также об инициативах в области клиентского опыта и укрепления нашего бренда.

Первое, на чем хотелось бы остановиться, это успехи, достигнутые нами в области мобильного интернета. Уже сейчас 60% времени пользователи смартфонов посвящают мобильному интернету. Это, прежде всего, общение в соцсетях, почтовые сервисы, навигация, игры и так далее. Мы, естественно, делаем все возможное, чтобы удовлетворить потребности клиентов в данной области.

Какие наши основные достижения? Прежде всего, рост выручки в приоритетном для нас сегменте small screen, который, как уже отмечал Антон Кудряшов, составил 46% год к году. Рост числа абонентов, 16% год к году. И рост трафика в 3.5 раза. Количество пользователей безлимитного мобильного интернета по сравнению с июнем 2011 года удвоилось.

Какими были основные драйверы? Прежде всего, продвижение мобильного интернета. Во-вторых, это пакетные предложения, которые мы делаем, прежде всего, all inclusive, где человек получает голосовые услуги, SMS и включенный мобильный интернет. Здесь мы добились тоже больших успехов. За 2q2012 года отмечаем рост в 42%!

Важным моментом для нас является наличие "нулевых" зон. Это для абонентов, которые только познают мобильный интернет - они имеют возможность бесплатно воспользоваться мобильным интернетом и познакомиться с этим сервисом. Мы знаем, что среди абонентов, которые воспользовались этой возможностью, на 10% выше частота подключений безлимитных опций. Мы считаем это удачным маркетинговым ходом.

Следующее, на чем хотелось бы остановиться, это заключение между Vimpelcom Ltd. и Google партнерского контракта. Что в результате этого получит абонент? Абонент получит доступ к Google Play крупнейшему магазину приложений, покупки в котором он сможет оплачивать со своего мобильного счета. Следует отметить, что это очень удобно для абонентов. Данный сервис пока не реализован ни одним другим оператором на территории России.

В целом направление мобильной коммерции для нас остается чрезвычайно приоритетным и очень важным. Каких успехов мы добились?

Во-первых, мы недавно отметили год существования Ruru.ru. За это время произведено более 24 млн транзакций, оборот достиг 10 млрд рублей, а среднемесячный прирост количества транзакций составляет 7%.

АБ: подсчитаем размер среднего платежа. Делим 10 млрд рублей на 24 млн транзакций -  получаем 416 рублей. 

Также мы уделяем большое внимание росту онлайн-каналов платежей - наблюдаем здесь тоже большой рост. Доля собственных каналов составила почти 2%, количество зарегистрированных пользователей, пополняющих баланс с предзарегистрированной карты
достигло 400 тысяч. Если мы также возьмем банковские онлайн-каналы, с которыми мы работаем в партнерстве, то доля таких каналов составит 12%. Это очень важное направление, поскольку мы сокращаем срок молчания абонента и это позитивно сказывается на росте ARPU.

Хотелось бы остановиться на инновационных продуктах, которые мы предлагаем рынку. Отмечу два из них. Прежде всего, это пилотный запуск мобильного проездного с технологией NFC в С.Петербурге. Второй проект, на котором тоже хотелось бы остановиться, - это развитие услуги цифрового телевидения, где мы работаем над расширением спектра устройств, обеспечивающих возможность доступа к просмотру ТВ-контента, когда абонент находится вне дома. Сервис очень востребованный, расматриваем такие платформы, как iOS и Android. Образцы приложений мы уже демонстрировали на Форуме в С.Петербурге.

Мы считаем, что доступ к контенту Домашнего цифрового ТВ Билайн позволяет нам выйти на новых абонентов и значительно расширить свою аудиторию.

Последнее, о чем хотелось бы сказать. Антон уже отметил положительную динамику в части TRIM-Index, то есть удовлетворенности наших абонентов. Здесь мы достигли хороших успехов по-сравнению с 2011 годом.  Здесь можно сказать о большом проекте, началом которого является наш обновленный сайт, а также обновленный личный кабинет для клиентов. Это только первый шаг на большом пути, поскольку  мы планируем очень серьезно развивать такой канал, как self-service, чтобы абоненту было удобно самому получать информацию об услугах, заказывать услуги, менять тарифы. В ближайшее время, до конца 2012 года мы также планируем выпустить обновленную версию личного кабинета для более широкой аудитории.

* *

также по теме "Билайн в 2q2012"

2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012 
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012  
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы 

Дмитрий Урываев, Билайн, 2q2012. Вести со стройки

Вчера был на презентации результатов 2q2012. Ниже видеоклип выступления Дмитрия Урываева, директора по развитию сети "Билайн", и тезисы, которые он озвучил. Буду выделять фрагменты текста, относящиеся к теме LTE - бежевым. Салатовым выделю свои комментарии выступления Дмитрия.



В течение второго квартала мы активно продолжили развивать нашу сеть на всех ее уровнях. В частности, количество базовых станций 3G на конец 2q2012 превысило 16 900 (прим. АБ: за квартал +1336 или +7.9%) ...

АБ: Это, по-прежнему, весьма скромное количество. Можно вспомнить, скажем, о  21 670 - число базовых станций 3G МТС на конец 2011 года. У "МегаФон" было более 23 тысяч базовых  станций 3G уже в сентябре 2011 года. Так что ни о каком "достижении паритета" речь пока и близко не идет. Отставание "Вымпелкома" по "матчасти" заложено на многие месяцы вперед.

.. а в диапазоне 2G - 34 тысячи (34300, +1139 или +2%).

АБ: Это нормальное число базовых станций, сравнимое с тем, что есть у конкурентов. Билайн слишком долго придерживался ставки на голос, как на основной источник доходов.

За 2q2012 мы построили около 2500 базовых станций 2G и 3G.

Одним из фокусов развития продолжает оставаться развитие магистральной транспортной сети и внутризоновой транспортной сети.  На текущий момент протяженность нашей магистральной транспортной сети составляет 123 тысячи километров (прим АБ: прирост за 2q2012 - 3000 км). И это, если не считать местные опорные сети, протяженность которых составляет более 40 тысяч километров. Мы активно инвестируем в транспортную сеть, планируем расширить ее почти на 65% в этом году.

АБ: Здесь уже не так интересны данные, с момента, как операторы начали совместное строительство и эксплуатацию магистральных сетей. Теперь развитие идет очень схожими темпами и в схожих объемах по этой части.

Можно также отметить, что мы построили и запустили GSM-сети во всех субъектах федерации на Дальнем Востоке в соответствии с лицензией. Мы сделали это раньше тех сроков, которые ставили перед собой. И раньше тех сроков, которые у нас были по условиям лицензии. В планах компании до конца текущего года построить сеть с тем, чтобы обеспечить услугами связи более 80% населения, проживающего на этих территориях.

АБ: На самом деле, Дмитрий, вероятно, говорит об охвате покрытием 80% населения, а не о предоставлении услуг связи более 80% населения. А то, что построили сеть GSM быстро, не удивляет - здесь понятная заинтересованность компании, которая получила, наконец, возможность быстро и недорого нарастить охват территории покрытием. Инвестиции в GSM900 на Дальнем Востоке окупятся быстро и сеть начнет качать дополнительные доходы - отсюда и стремление быстрее развернуться. Плюс по погодно-сезонным условиям строиться летом одно удовольствие, не то, что зимой. И дешевле. 

В рамках подготовки к саммиту АТЭС, мы существенно улучшили сеть, как в городе Владивосток, так и на острове Русский, что позволит нам предоставлять качественные услуги 2G и 3G гостям и участникам саммита.

АБ: Эти игры я комментировать не буду, но напомню, что кое-кто из конкурентов,  МегаФон на базе Yota, предложит чиновникам, которые прибудут на тусовку, услуги 4G/LTE. Билайн без таковых будет выглядеть бледно. 

Кроме того, в компании развернута программа увеличения пропускной способности сетей 3G. До конца 2012 года мы планируем удвоить число базовых станций, подключенных по IP-каналам. И тем самым увеличить скорости, предоставляемые конечным пользователям.

АБ: Это уже в стиле пустозвонных пиаровских релизов. Удвоить? А сколько сейчас станций подключено? 2? Тогда, чтобы удвоить, нужно будет дотянуть оптику еще до двух. Задачка несложная вроде? Или их сейчас не 2? А сколько. Что толку заявлять об удвоении, если не заявлено абсолютное значение?  В общем - пустой звук, а не заявление.

Также мы планируем в 1.5 раза увеличить протяженность нашей междугородней транспортной сети и в 2.5 раза - зоновых сетей.

АБ: ... 

Это масштабное строительство было бы невозможно без взаимодействия в инфраструктурных проектах с другими игроками на рынке. Как мы уже анонсировали ранее, в рамках инфраструктурного проекта с МТС, мы ведем активное строительство оптических линий связи, обмен башенными позициями. У нас есть ряд совместных проектов по эксплуатации сети. Так, на сегодняшний день, мы уже построили совместно с МТС более 2800 км оптики, а планы до конца года - построить более 10500 км.
Сейчас более 430 башенных позиций обслуживает двух операторов - там установлено, как наше оборудование, так и оборудование МТС.
В трех регионах, по итогам тендера, мы выбрали общего подрядчика, который обслуживает нам оборудование систем кондиционирования и вентиляции на объектах связи. По другим регионам сейчас тендеры продолжаются. У нас большой портфель совместного строительства совместных линий связи со всеми игроками рынка. С компаниями МегаФон, МТС, Ростелеком, другими операторами. На текущий момент размер этого портфеля превышает 21,8 тыс км - это наши планы по совместному строительству в 2012 году. Если помните, на прошлой встрече мы анонсировали проект Б3 и компании Ростелеком по строительству подводной ВОЛС "Магадан-Сахалин-Камчатка". В недалеком прошлом мы запустили еще один проект, очень важный для Дальнего Востока. В партнерстве с МТС и МегаФон мы строим оптическую линию "Комсомольск-на-Амуре - Оха - Южно-Сахалинск".

АБ: В целом, хорошее направление. Но в России пока плохо работает. Да, линии связи, здесь прогресс. Установка на одной башне. Особо не разгуляешься, интерференция растет, нагрузка на башни не бесконечная. Общий подрядчик на обслуживание вентиляции? Это уже копейки на общем фоне. И вообще пора на распределенные системы переходить и уходить от необходимости кондиционирования RAN. 2800 км - капля в море.
Пока в России не разрешено совместное использование пула частот, обмен ими, продажа частот от одного оператора другому, пока нельзя совместную RAN строить, все эти "совместные проекты" существенного выигрыша в CAPEX/OPEX не дадут. Но пусть операторы пробуют, что могут, хотя бы потренируются в совместной деятельности, психологически и организационно. А там, глядишь, и законодательство может быть допилят наши юноши.


Если говорить о предстоящем возможном запуске сети LTE, то мы уже сейчас модернизируем все наши сети, это касается, как опорной сети, так и транспортной сети, и сети RAN, с учетом требований к сети LTE. Параллельно мы продолжаем развитие сети 3G. Мы повсеместно внедряем технологию HSPA+, которая позволяет нам предоставлять скорости до 21 Мбит/с. В 43 приоритетных для нас филиалах. 

Также в Москве ведется строительство первого фрагмента сети LTE в пределах третьего транспортного кольца. Мы уже подали частотные заявки и планируем запустить этот фрагмент сети в кратчайшие сроки после получения частот от регулятора. 

АБ:  Это все замечательно, но никаких цифр или дат нет. Сколько базовых станций LTE будет развернуто в пределах 3-го транспортного кольца в Москве до конца года? Каков размер инвестиций в это строительство? В каком, собственно, диапазоне будут работать данные станции? Есть ли под этот проект абонентское оборудование? Какое? В общем, пока это декларации. Остерегусь называть их пустыми, но вероятность запуска собственной сети LTE "Билайн" до конца 2012 года оценю, как менее 50%.

С точки зрения развития сети связи и качества предоставления услуг в Московском регионе, мы продолжаем вести активную работу по оптимизации и модернизации московской сети компании в Москве и Московской области. Уже реализовано несколько крупных проектов. В целом, мы планируем увеличить число базовых станций в московском регионе на 15% в 2012 году.

АБ: Вероятно, речь идет о развертывании, прежде всего, базовых станций UMTS900? Это действительно поможет оператору закрыть многие из имеющихся существенных дыр в покрытии сети 3G, особенно в Московской области. 

Если говорить о повышении качества работы сети 3G, мы увеличили число базовых станций, подключенных по IP в 2.6 раза. И запустили пилотную сеть HSPA+ в Москве. До конца 2012 года мы планируем, что в Москве у нас будет 65% базовых станций 3G подключено по IP, в Московской области мы планируем подключение по IP 100% базовых станций. На всех базовых станциях, которые мы включаем по IP технологии, мы включаем и поддержку HSPA+.

В сентябре планируется завершение первого этапа проекта оптимизации сети в Москве, что позволит нам существенно улучшить качество предоставления голосовых сервисов. В частности, будет снижен процент неуспешных соединений в сети. И мы ожидаем снижения уровня обрыва звонков на 30%.

АБ: Опять пустые заявления. Что такое "существенно улучшить"? Докуда будет снижен процент? Уровень обрыва звонков снизится на 30%? А сколько он составляет сейчас? Если не готовы называть цифры, то зачем эти сотрясения воздуха, господа коллеги? 
Который год уже слышу эти планируемые улучшения. За это время качество голосовой связи в Москве успело заметно ухудшится. Без цифр таким заявлениям - грош цена. 

В рамках этого проекта уже запущен новый коммутатор, который поддерживает технологии 2G/3G и может обеспечивать обработку вызовов от более 3.5 млн абонентов или 63 тысячи вызовов одновременно.

АБ: А сколько в Москве и области обычно одновременно вызовов обслуживается? Сколько всего коммутаторов, какие мощности у других коммутаторов? Опять вынужден отметить практически пустую трату времени - своего и тех, кто слушает. 

До конца 2012 года наша компания планирует завершить модернизацию сети в Московской области. И обеспечить услугами 3G абонентов в крупных населенных пунктах.

На следующий год, основная задача, которая будет стоять, - это дальнейшее развитие сети 3G на базе технологии UMTS900 в малых населенных пунктах и вдоль автомагистралей. Таким образом мы планируем в 2013 году полностью обеспечить всех абонентов Московской области высококачественным мобильным интернетом.

АБ: А что такое в представлении Билайна высококачественный мобильный интернет? Как насчет конкурентов - у Билайна интернет-доступ в Москве по-прежнему будет отличаться в худшую сторону по такому показателю, например, как средняя скорость?

Еще хочется отметить, что в результате предпринимаемых действий мы уже видим улучшение качества связи, как в Москве, так и в Московской области, на базе мониторинга, как статистики работы сети, так и драйв тестов, которые мы проводим на нашем оборудовании. Это касается, как повышения качества соединений, так и повышения качества передачи речи.

АБ: Хотел бы поверить. Но нужны объективные проверяемые цифры и результаты независимых драйв-тестов. Просто слов не достаточно. 


также по теме "Билайн в 2q2012"

2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012 
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012  
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы 

Антон Кудряшов, Билайн, о результатах 2q2012

Вчера был на презентации результатов 2q2012. Было интересно взглянуть на команду Антона Кудряшова, я давно не видел тех, кто рулит российским Билайном. Впечатление осталось смешанное, пока с выводами торопиться не буду. А вам предложу видеозапись выступления Антона Кудряшова и тезисы, которые он озвучил. Буду выделять фрагменты текста, относящиеся к теме LTE - бежевым, свои реплики - салатовым цветом.



Конспект выступления:

Нам удалось показать рост абонентской базы, рост выручки по всем основным стримам бизнеса. При этом у нас значительно улучшились показатели эффективности, как в абсолютном, так и в относительном значениях.

Особенно хотелось бы отметить показатель маржи EBITDA, который во втором квартале стал рекордным за последние 5 кварталов.

Мы по-прежнему видим уверенный рост в сегменте передачи данных, как в мобильном, так и в фиксированных стримах. При этом особенно хочется отметить, что наибольшая динамика, как по операционным, так и по финансовым показателям наблюдается в сегменте Small Screen (Прим. АБ: небольшие экраны), который является для нас приоритетным.

Мы продолжаем инвестировать в развитие нашей сети на всех уровнях для предоставления клиентам качественного продукта, как в области базового голоса, так и передачи данных. Особый фокус приходится на расширение транспортной сети и развитие сети 3G. В ближайшее время эти задачи будут находиться в зоне нашего особого внимания, что будет способствовать улучшению связи и зоны покрытия, а также подготовке сети к запуску услуг 4G/LTE.

Мы также добились значительных успехов в реализации наших стратегических проектов - Appraisal Excellence, а также повышения клиентской удовлетворенности. Об этом я еще скажу подробнее.

Получение лицензий LTE стало, безусловно, одним из ключевых событий прошедшего квартала, как для отрасли, так и для компании. В настоящее время мы финализируем нашу стратегию и, по большому счету, уже приступаем к реализации этого проекта на некоторых территориях.

АБ: Из дальнейших выступлений я сделал вывод, что пока LTE для "Билайн" не рассматривается, как направление бизнеса, денег на этот проект особенно не выделяют и заниматься им будут вынужденно, чтобы не выглядеть лузерами рынка. Ровно в той мере, чтобы не выглядеть. 

В целом квартал был очень удачным для бизнес-единицы. Хотел бы проиллюстрировать это с помощью некоторых цифр.

Мы продемонстрировали рост абонентской базы во втором квартале, которая достигла по итогам квартала 55.7 млн человек. При этом число абонентов растущего сегмента мобильного ШПД выросло на 5% год к году.

АБ: Воспользуемся оценками AC&M. Абсолютные цифры, когда речь идет об абонентах, лукавы, интереснее сравнить рыночные доли операторов. За второй квартал доля рынка Билайн в России по числу абонентов составила 24%, показав небольшое снижение год к году. 

Доли рынка России по числу подключений в 2q2012

Доли рынка России по числу подключений в 2q2011



Консолидированная выручка и выручка в мобильном сегменте росли примерно одинаковыми темпами,  8% и 7% год к году. При этом консолидированная выручка достигла 70,3 млрд рублей.

АБ: Консолидированная выручка в долларовом выражении, на мой взгляд, выглядит не ахти как.



Главными драйверами остаются услуги мобильной передачи данных, дополнительные услуги и доходы от продажи клиентского оборудования.

Операционные показатели также продемонстрировали позитивную динамику, ARPU вырос на 3% под влиянием роста MoU на 14% год к году.

АБ: Рост MoU достигнут не столько эффективным маркетинговым продвижением продуктов компании, сколько банальным снижением цен. Раньше Билайн пытался удерживать этот показатель на традиционно высоком уровен, но теперь "священную корову" разрешили забить и оператор последовательно снижает цены. Не удивительно, что абоненты реагируют ростом MoU, повышая нагрузку на сеть. Даже и ARPU вот слегка подтянулось, но до показателей прошлого года не добралось.







Сегмент мобильной передачи данных демонстрировал высокие темпы роста. Доходы увеличились на 35% год к году.  А приоритетный для нас сегмент small screens вырос на 46% год к году.

АБ: К сожалению, оператор не приводит абсолютных цифр по small screens. Но настораживает, что число пользователей USB модемами в 2q2012 года сократилось на 100 тысяч. 



Сегмент фиксированного ШПД также динамично рос - выручка на 40%, абонентская база на 35%, превысив отметку 2.3 млн человек.

Нам особенно приятно, что удалось достичь высоких показателей динамики маржинальности, закрепив успех первого квартала. Показатель EBITDA вырос на 12% в абсолютном выражении, опережая рост доходов, почти в 1.5 раза. Основными факторами стали рост выручки и оптимизация расходов, причем маржа EBITDA выросла до рекордных значений - 43.1%, превысив показатель годовой давности (2q2011) на 1.6 % п.п.  Главным образом в результате реализации инициатив Operation Excellance.

АБ: Здесь, пожалуй, Билайн выглядит неплохо. Но мне интересно, удастся ли продолжить рост  в 3q и 4q2012. Кроме того, понятно, что активно зажимая расходы, можно за счет инерции получить хорошие показатели по прибыльности, но это обычно оборачивается негативными последствиями в перспективе. Надеюсь, что в Билайн это учитывают и действуют разумно. 



Во 2q2012 мы продолжали активно инвестировать в развитие сети и соотношение CAPEX к выручке за последние 12 месяцев составило 21%.


АБ: Наблюдаю иную картину. Инвестиции заметно сокращены. Вновь. Надеюсь, что теперь хотя бы изменили модель инвестиций с "все для Москвы" на более разумную. Но абсолютный размер... маловато будет, чтобы догонять конкурентов?
Отношение CAPEX к выручке? В долларах никаких 21% нет. Есть менее 13% в 2q2012, чуть приоткрыли вентиль с ничтожных 9% в 1q2012. И среднее за год до 20% не дотягивает. В общем и целом, инвестиции привязаны к выручке компании. Так сейчас принято на российском рынке - "по одежке протягивай ножки". Никакого быстрого развития, или там резкого рывка на опережение конкурентов не ждем от Билайна, нет, с таким подходом. Или инвесторы инвестируют, или все идет... как идет.


Кратко остановлюсь на прогрессе двух стратегических программ, которые мы реализуем с конца 2011 года.

Прежде всего, мы активно продолжаем реализовывать программу Operational Excellence, которая способствует росту эффективности по ключевым направлениям. Это оптимизация затрат на поддержку и оптимизацию сети. Один из примеров, которые мы анонсировали в прошедшем квартале - это строительство ЦОД в Ярославле, пару месяцев назад мы с коллегами ездили в Ярославль, закладывали первый камень. В первой половине 2013 года планируем запустить этот ЦОД в работу. Эта инициатива позволит сэкономить операционные расходы на содержание центров обработки данных, снизить их примерно на 30-40%.

АБ: ЦОД - это неплохо. Не знаю, откуда в Ярославле столько дешевого электричества, но, наверное, в Билайне кейс просчитали. 

Продолжается оптимизация в области повышения эффективности продаж, взаимодействия с дилерами. В этом направлении мы видим продолжение позитивного тренда по снижению затрат на привлечение одного абонента на 9% год к году и на 9% к 1q2012.

АБ: Здесь существенный вопрос - удастся ли прогнуть Евросеть по взаиморасчетам. Мы знаем, что Малис давненько уже продолжает работать без контракта, это в России обычно способствует переговорам. Но тут крепкий орешек, в Билайне в успехе переговоров вряд ли уверены на 100%. 

Мы продолжаем оптимизировать свою организационную структуру, повышать производительность труда. Предпринят ряд мер, например, централизация ряда функций, снижение количества уровней управления с тем, чтобы ускорить и облегчить принятие решений. Пересматриваем, оптимизируем часть бизнес-процессов. Продолжается перевод ряда функций на аутсорсинг.

АБ: Хорошее дело. Но объем замен в команде - на критическом уровне. Люди в таких условиях обычно работают плохо. Ситуация, когда следующим уволенным можешь стать ты всех нервирует. Уход Сергея Лядового, смелое продвижение Юлии Коневой (хм, хм...), Михаил Герчук в качестве стратега. Мне будет очень интересно посмотреть, чего сможет добиться эта команда. Если это команда. 

Как вы знаете, еще в 1q2012 года мы перевели часть функционала обслуживания сети на расширенную поддержку компании NSN. Буквально на днях был завершен тендер на выбор партнера по аналогичному проекту, который будет распространяться на Волгу и Дальний Восток. В данный момент мы находимся на этапе финализации коммерческих условий. Вскоре сможем озвучить официальные результаты тендера - победителя и сроки реализации проекта.

АБ: "Заграница нам поможет" (с). Пожалуй, это вариант. Жаль только кадры, которые утекают в NSN и к другим вендорам. Случись что, придется их возвращать уже на других условиях. 

Еще один инновационный проект реализуется нами в Ярославле. Это объединенный центр обслуживания, который станет обособленным подразделением, оказывающим структурным единицам Вымпелкома весь спектр услуг по бух. учету, финансовому управлению персоналом и закупкам. В общей сложности, порядка 400-500 рабочих мест будет создано и туда будет переведены эти функции из Москвы и ряда других городов. Мы считаем, что это позволит повысить скорость и эффективность работы сотрудников в целом на 20-30%, сократить операционные издержки до 25%. Планируемая дата начала работы этого центра - 1q2013.

АБ: Не буду повторяться, по ссылке уже я высказался, меня этот проект не вдохновляет, кроме как если не рассматривать его в качестве "социальной ответственности бизнеса". 

В результате многочисленных инициатив, связанных с оптимизацией оргструктуры, производительность труда увеличилась по итогам 2q2012 на 6,3% по-сравнению с 1q2012 и на 9.9% год к году. Измеряемые, как выручка на одного сотрудника.

АБ: Да. Увольнения и аутсорсинг - вот ключ к повышению производительности труда, когда динамика выручки особенно не впечатляет. На выходе иногда закладываются системные проблемы в дальнейшем. Но это не обязательно. 

Второй приоритетной для нас задачей в рамках стратегических программ, которые мы реализуем, - это достижение лидерства по показателю удовлетворенности клиентов. Мы отмечаем положительную динамику показателя TRIM-Index (это оценки абонентами их опыта в различных точках соприкосновения с нашим брендом, нашим продуктом). По этому показателю мы являемся лидерами в Москве.

АБ: Цену этим оценкам мы знаем. Объективности здесь искать не приходится. Лучше оставаться в рамках MoU, churn и других, более наглядных показателей. Динамика оттока в 2q2012 вроде подтверждает заявление об удовлетворенности абонентов. Поглядим, что будет далее, ведь до прошлогодних показателей еще не дотянули в 2q2012.




Для повышения эффективности коммуникаций с клиентами был также проведен тендер по выбору партнеров по планированию и разработке интегрированных коммуникаций бренда Билайн. Думаю нам об этом позднее расскажет подробнее Юлия Конева, директор по маркетинговым коммуникациям и управлению брендом. По совокупности параметров была сформирована команда из трех агентсов, которые будут теперь с нами работать. Они уже начинают работать в 2012 году и будут работать в следующем. Это GWTE International, Contrpunto и текущее медийное агентство Initiative в качестве стратегического проекта по медиапланированию.

АБ: Ничего не могу сказать по этим агентствам. С MForum.ru они почему-то не работают. Ну и ладно. 

В результате предпринимаемых усилий, компания стала лауреатом премии "Права потребителей и качество обслуживания", проводимой под патронажем Федеральной службы надзора в сфере защиты прав потребителей. Также Билайн стал победителем в категории "Связь и телекоммуникации".

На этой позитивной ноте я передаю слово Дмитрию Урываеву, который подробнее остановится на прогрессе развития нашей сети и расскажет об основных проектах в этой области.

АБ: Вывод в целом - квартал не ужасный, но и радоваться пока на месте акционеров я бы не стал. Возможно, кадровые перетасовки Антона Кудряшова еще выстрелят. Как именно, я прогнозировать не берусь, ясно, что было все не слишком хорошо, а как стало... будем надеяться, что изменения были к лучшему, а не к худшему. От покупки ценных бумаг компании я пока воздержусь, а вы - как хотите.  

также по теме:

2012.08.16 Антон Кудряшов, генеральный директор "Билайн" о результатах 2q2012
2012.08.16 Дмитрий Урываев, Билайн в 2q2012. Вести со стройки
2012.08.17 Юлия Конева, Маркетинговые инициативы "Билайн" в 2q2012 
2012.08.17 Андрей Патока, "Билайн", о достижениях корпоративного сегмента в 2q2012  
2012.08.18 Антон Кудряшов, краткие итоги развития "Билайн" Россия в 2q2012
2012.08.18 Билайн в 2q2012. Вопросы и ответы 

Пилотный проект NFC-платежей МТС, MasterCard и Sony. Вопросы и ответы

Продолжаю тему бесконтактных платежей NFC-телефоном с SIM-картой МТС. Ниже можно найти ссылки на конспекты выступлений участников проекта во время их встречи с  представителями СМИ 15 августа. А сейчас очень интересная часть конспекта встречи - вопросы и ответы. На мой взгляд, они проясняют общую картину.

Взаимодействуют ли NFC-чип SIM-карты и телефон? Что конкретно взаимодействует с PayPass в кассовом терминале? Чип SIM-карты? Процессор смартфона?

С кассовым терминалом взаимодействуют только NFC-чип и SIM-карта телефона. Телефон выступает по-сути только носителем NFC-модуля, встроенного, как в Sony Xperia Sola, либо дополнительного, как показанный на картинке. От обычной SIM-карты, симку с поддержкой PayPass отличает больший размер памяти и то, что на ней записаны не одно приложение, а два - одно отвечает за связь абонента МТС, второе - за возможность платежей PayPass. Это специальная карта для поддержки NFC, куда записываются ключи персонализации.

Внешний NFC-модуль для iPhone (прячется в чехле)

Это на текущем этапе. В дальнейшем планируется, что на SIM-карте смартфона будут данные нескольких карт, тогда выбор карты для платежа будет осуществляться из меню приложения для смартфона, то есть с использованием процессора телефона.

PIN-код требуется только в случаях, когда сумма оплаты превышает 1000 рублей?

Да, если платеж делается непосредственно в торговой точке, когда телефон прикладывается к терминалу кассы. Это не PIN-код для входа в телефон.

Какова последовательность действий при осуществлении платежа?

Представляем кассиру то, за что собираемся платить, кассир "пробивает" на кассе. Сообщаем, что будем платить через PayPass (в обычном состоянии терминал PayPass не активен), кассир активирует терминал. Прикладываем к терминалу телефон с поддержкой NFC PayPass. Если сумма ниже порога для ввода PIN-кода (по умолчанию это сейчас 1000 рублей в России), то производится подтверждение оплаты по чеку с банковского счета клиента, печатаются 1 или 2 чека.

Если сумма выше порога для ввода PIN-кода, то кассир просит набрать PIN-код вашей банковской карты на кассовом терминале (не путайте его с PIN-кодом телефона). Если не ошиблись со вводом, платеж также подтверждается, пробивается чек.

 

Пример того, что получится, если на банковском счете абонента  недостаточно средств для оплаты чека. В этом случае придется заплатить, например,  другой картой или наличными.



 

А мой чек за чашечку кофе, за который я расплатился по NFC. С банковского счета снято 70 рублей, вводить PIN не пришлось - это и на чеке написано.

Важно отметить, что как только данные с SIM-карты были считаны кассовым терминалом, он немедленно отключается. Это сделано для того, чтобы исключить опасения - а вдруг за одну и ту же покупку с меня дважды снимут деньги. Чтобы включить терминал, кассиру придется пробить новый чек.

Это не единственная защита. Например, если вдруг терминал зафиксирует, что в его поле действия присутствует одновременно две SIM-карты с поддержкой PayPass, он попросит оставить только одно из устройств и не будет принимать данные, пока это не будет сделано.

Должен ли телефон быть разблокирован для платежа?

Я попытался оплатить покупку в ГУМе, не активируя телефон, то есть он находился в дежурном режиме с выключенным дисплеем. Процесс авторизации прошел успешно. В принципе, если процессор смартфона пока не задействован, то заблокирован ли телефон, особой роли, на мой взгляд, не играет.

В то же время, все зависит от реализации. Можно будет, вероятно, настроить мобильное приложение аппарата так, чтобы даже для платежей ниже 1000 требовалось бы вводить PIN-код. Эту возможность абоненты получат вместе с мобильным приложением, когда завершится его разработка в МТС.

Что делать, если телефон с поддержкой NFC платежей отнят, утерян или украден?

Как и в случае с обычной банковской картой - нужно как можно скорее заблокировать вашу "виртуальную карту", привязанную к SIM-карте. Это делается звонком в банк. При этом, если вы не утратили свою пластиковую карту, ее можно не блокировать, а продолжать использовать. SIM-карту тоже имеет смысл заблокировать - для этого следует позвонить оператору.

Как быстро поддержка бесконтактных платежей придет во все (в подавляющее большинство) кассовых терминалов?

За срок примерно в 5 лет или быстрее.

Можно ли платить с телефона NFC на телефон NFC?

Это пока не приоритетная для МТС задача, детально ее проработка не ведется. Пока что приоритеты - платежи в торговых точках, программы лояльности и тикетинг. В случае с платежами p2p потребуется верификация, каждый из участников платежа должен будет ввести свой PIN.

В ближайшем будущем можно будет прийти в салон МТС и попросить сделать SIM-карту с данными моей банковской карты, например, карты "Сбербанка"?

Пока что в салонах МТС предлагаются SIM-ки, "привязанные" к МТС-банку. Но уже идет тестирование с 8 другими банками, до конца года выбор будет уже из нескольких банков. Как только процесс завершится, можно будет выбирать из этих банков. Чтобы клиент мог получить SIM-ку с привязкой к карте банка Х, этот банк должен пройти тестирование и сертфикацию МТС. Сейчас такой процесс занимает около 4 месяцев, в дальнейшем, вероятно, будет получаться быстрее. Второй момент - как на SIM-карту попадут ключи. Проект с МТС банком, который сегодня представляется, подразумевает физическую авторизацию. Мы отдаем заранее свои SIM-карты, нам записывают на них ключи. То есть произвольный счет абонента "закатать" в SIM карту пока что нельзя. В настоящее время МТС закупает специальную TSM-платформу. Она позволит дистанционно, "по воздуху" прогружать ключи на SIM-карту абонента. С начала 2013 года сможем "прошивать" SIM-ки дистанционно произвольными реквизитами карт всех тех банков, которые к тому времени пройдут тестирование. Вероятно, клиенты сами смогут вводить реквизиты своих карт в этих банках через мобильное приложение.

И в завершение темы - видюшка, как можно расплатиться за обед по-современному, за несколько секунд, без сдачи, подписей и PIN-кодов


Заведете себе такую SIM-ку? Я наверняка заведу, как только к списку банков добавится Citibank.

* *

Также по теме:

2012.08.16 Пилотный проект NFC-платежей МТС, MasterCard и Sony. Вопросы и ответы 
2012.08,16 Борис Боренко - почему выбрали Sony Xperia Sola для совместного проекта с МТС и MasterCard
2012.08.16 Антон Шигапов о MasterCard PayPass
2012.08.15 Платим NFC-телефоном с сикой МТС за товары и услуги. Уже сегодня 

NFC: Борис Боренко - почему выбрали Sony Xperia Sola для совместного проекта с МТС и MasterCard

Борис Боренко, менеджер Sony. Кратко о том, что мы будем тестировать - это комплексное решение от трех компаний: MasterCard с технологией PayPass, SIM-карта от МТС и "МТС банк" и смартфон Sony Xperia Sola. Мы выбрали этот аппарат для участия в совместном проекте, как один из наиболее доступных аппаратов в линейке Sony с поддержкой технологии NFC.

Sony Xperia Sola - это аппарат средней ценовой категории, его текущая цена составляет  около 13 тысяч рублей "на полке", то есть доступный для многих. Xperia Sola поддерживает NFC и умеет работать с "большой" SIM-картой (это было требованием МТС, поскольку на первом этапе запуска программы поддержку PayPass получили только SIM-карты традиционного размера). В нашей линейке есть и продукты старшего ценового ряда с поддержкой NFC, они как раз для microSIM. Сейчас у МТС уже готовы microSIM карты с поддержкой NFC.

Сегодня вы сможете посмотреть, насколько удобен Xperia Sola в обращении.

* *

Все материалы по теме:

2012.08.16 Пилотный проект NFC-платежей МТС, MasterCard и Sony. Вопросы и ответы 
2012.08,16 Борис Боренко - почему выбрали Sony Xperia Sola для совместного проекта с МТС и MasterCard
2012.08.16 Антон Шигапов о MasterCard PayPass
2012.08.15 Платим NFC-телефоном с сикой МТС за товары и услуги. Уже сегодня 

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate